Напоминание

Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста на основе использования лепбуков


Автор: Козлова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 20 ДО" Лучик"
Населённый пункт: Московская область г. Химки
Наименование материала: Статья
Тема: Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста на основе использования лепбуков
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ №20 ДО « Лучик»

г. Химки Московской области

Доклад

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности

дошкольников через организацию детского экспериментирования»

подготовила

воспитатель: Козлова Оксана Викторовна

г. Химки

Московской области

2023г.

Доклад

Развитие

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольников

через

организацию детского экспериментирования

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем

большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Дети по природе своей исследователи. Одним из эффективных методов познания

закономерностей явлений окружающего мира является метод экспериментирования,

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников.

В нашем детском саду в каждой группе оборудованы зоны для проведения

экспериментов. Экспериментальная зона создается для развития у детей познавательного

интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует

формированию основ научного мировоззрения. Мини лаборатория – это база для

специфической игровой деятельности ребенка. Начинаем работу с детьми со знакомства с

оборудованием и их назначением, правилами поведения. Работа в экспериментальной

зоне

предполагает

превращение

детей

в

«ученых»,

которые

проводят

опыты,

эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я

запомню, дай попробовать - и я пойму». Этого китайского изречения мы придерживаемся

в работе с детьми. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и

делает сам. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на

вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания

способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника.

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог

непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей

равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось

чувство

самостоятельности

открытия.

Подготовка

к

проведению

экспериментов

начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается

объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на

практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования,

если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно

варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и

предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями

изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением

к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая

должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению

методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат:

у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с

увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель постоянно должен

стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания

в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив

небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на

практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если

при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы

решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же

время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине

отстает и теряет основную мысль.

Заключительным

этапом

эксперимента

является

подведение

итогов

и

формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать

развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов,

требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных

результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является

неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок

рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и

вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у старших дошкольников формируется

устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.

Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны

постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте

посмотрим, что будет, если…». Роль воспитателя как умного друга и советчика

возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок,

испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в

готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью

наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль

поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к

экспериментированию и сформирована культура работы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни.

Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный

путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития

мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и

все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно

между воспитателем и детьми.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все

незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который

заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на

типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого

методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке,

вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел

возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с

живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При

выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам,

решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак

выражен ярче.

Что дает экспериментальная деятельность? Ребенок, почувствовавший себя

исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и

неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать

трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться

достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий

- одна из лучших школ характера. Главное, создать воображение ребенка целостные

живые образы разных уголков Земли и окружающего мира. В ходе работы в специально

подготовленной среде, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям,

лежащим за пределами конкретной ситуации; задают вопросы: «Почему?», «Зачем?»,

«Как?»; стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

проявляют интерес к познавательной литературе; умеют выражать свои мысли,

формулировать представления об окружающем мире, событиях; пробуют самостоятельно

составлять схемы и зарисовывать опыты; применяют свои знания в жизни.

Оснащение

детской

лаборатории:

приборы

помощники:

микроскоп,

увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты; прозрачные

и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки,

стаканы, ведерки, воронки; природные материалы: камешки разного цвета и формы,

минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки,

ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух,

мох, семена фруктов и овощей, шерсть; бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки

ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные

катушки; разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

красители: ягодный сироп, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы,

пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; прочие материалы: зеркала,

воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла,

формочки, стейки, нитки.

Для

положительной

мотивации

деятельности

дошкольников

используются

различные стимулы:

- внешние (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так);

- ситуация выбора.

Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе

экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился

ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели

как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно,

одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей

формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Любая деятельность зависит от

отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к

деятельности экспериментирования.

Результаты работы детского экспериментирования в ДОУ оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности, исследовательские умения и

навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать

проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи,

сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и

материалы для самостоятельной деятельности,

осуществлять эксперимент,

делать

определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами,

закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение

задавать

вопросы,

следить

за

логикой

своего

высказывания,

умение

строить

доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения

сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с

другими и т. д.);

- знания детей о неживой природе.

Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во

всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления

личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к

целостному восприятию окружающего мира.

Список использованной литературы:

1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду. М., 2004.

2. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.



В раздел образования