Автор: Чернышева Марина Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через бисероплетение"
Раздел: дополнительное образование
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста через
бисероплетение
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств
творческого потенциала детей. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и
подтверждена многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия,
Л.С. Выготским, В.М. Бехтеревым и др. Все они считали, что речевые области
мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были
тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Мелкая моторика включает в
себя использование мелких мышц, которые управляют рукой и пальцами. Они
помогают детям выполнять важные задачи, такие как кормление себя, застегивание
и расстегивание одежды, письмо, рисование и многое другое. Способность к
полному самообслуживанию и ежедневным задачам помогает ребенку повысить
самооценку и уверенность в себе. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими
высшими
свойствами
сознания,
как
внимание,
мышление,
координация,
воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Также
развитие
мелкой
моторики
рук
способствует
развитию
пространственного
ориентирования, речи и творческих способностей. Таким образом, тренировка
движений пальцев и кисти рук для детей является важнейшим фактором,
стимулирующим
речевое
развитие
ребенка,
способствующим
улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем
к
письму
и,
что
не
менее
важно,
мощным
средством,
повышающим
работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления
ребенка.
Бисероплетение – это вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия,
создание украшений, художественных изделий из бисера, в которых, бисер
является
не
только
декоративным
элементом,
но
и
конструктивно-
технологическим. Бисер и бусинки, словно элементы конструктора, ребенок может
превратить в красивое изделие: цветок, объемную поделку, украшение (кольцо,
браслет, серьги, колье) или сувенир. Разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их
на проволоку, леску или нитки, раскладывая их на столе, дети развивают особую
точность и координацию движений кисти рук и пальцев. Важно отметить, что
бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки.
Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для
обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти,
мышления и речи.
Занимаясь бисероплетением, дети развивают органы чувств, особенно
зрительное восприятие, разглядывая цветные бусинки, дети учатся различать
оттенки, и тренируют зрение. Развитое восприятие, в свою очередь, способствует
развитию мышления, совершенствованию умений наблюдать, анализировать,
запоминать. Детям нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и
естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности.
Лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками.
Создавая фигурки из бисера, дети развивают свои творческие способности,
фантазию
и
пространственное
мышление,
что
способствует
развитию
художественного вкуса и эстетических чувств.
Обучение
бисероплетению
–
это
увлекательный
процесс,
который
успокаивает,
развивает
воображение,
учит
сосредоточенности
и
усердию,
развивает мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что
напрямую связано с речевым и умственным развитием. Творческая работа с
бисером способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук к
письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.
Для начала необходимо использовать прием простого низания бисера на
одну нить – плетение бус, браслетов, используя одинаковые или отличающиеся по
цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Освоив низание дети
знакомятся с другими техниками плетения из бисера. Кроме освоения техники
плетения дети учатся работать со схемой, упражняются в счете. Видя результат
своей работы, получая удовольствие от готовых изделий, сделанных своими
руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует
точных, согласованных движений кисти рук и пальцев.
Бисероплетение,
как
и
любое
творческое
занятие,
способствует
самовыражению и постоянному творческому росту ребенка. Переплетая бусинки,
дошкольники непроизвольно повторяют счет, цвета, знакомится с разными
геометрическими формами. В процессе обучения плетению из бисера у детей
развивается
кисть,
пространственное
мышление,
речь,
мышечная
память,
повышается концентрация внимания, формируется такие качества как усидчивость
и аккуратность, сосредоточенность, способность довести начатое дело до конца,
математические способности, фантазия и креативное мышление, восприятие
сочетаемости цветов.
На занятиях каждый ребенок постепенно познает искусство бисероплетения,
развивая навыки в технике плетения, накапливает знания, опыт. Это помогает
ребенку лучше узнать себя, почувствовать и оценить свои сильные и слабые
стороны, что окажет позитивное влияние на развитие его личности, на его
способности
к
обучению
в
школе.
Благодаря
многостороннему
охвату
разнообразных
мыслительных
и
двигательных
операций
на
занятиях,
бисероплетение гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на его
характер, формируются такие личностные качества как способность к волевым
усилиям, самостоятельность.
Дети, которые овладели бисероплетением, отличаются богатой фантазией и
воображением, желанием творить. У них развиты пространственное, логическое,
математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой
интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Таким
образом, рекомендовано использовать бисероплетение как эффективное средство
развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.