Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через бисероплетение"


Автор: Чернышева Марина Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через бисероплетение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста через

бисероплетение

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской

руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств

творческого потенциала детей. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и

подтверждена многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия,

Л.С. Выготским, В.М. Бехтеревым и др. Все они считали, что речевые области

мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были

тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Мелкая моторика включает в

себя использование мелких мышц, которые управляют рукой и пальцами. Они

помогают детям выполнять важные задачи, такие как кормление себя, застегивание

и расстегивание одежды, письмо, рисование и многое другое. Способность к

полному самообслуживанию и ежедневным задачам помогает ребенку повысить

самооценку и уверенность в себе. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими

высшими

свойствами

сознания,

как

внимание,

мышление,

координация,

воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Также

развитие

мелкой

моторики

рук

способствует

развитию

пространственного

ориентирования, речи и творческих способностей. Таким образом, тренировка

движений пальцев и кисти рук для детей является важнейшим фактором,

стимулирующим

речевое

развитие

ребенка,

способствующим

улучшению

артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем

к

письму

и,

что

не

менее

важно,

мощным

средством,

повышающим

работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления

ребенка.

Бисероплетение – это вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия,

создание украшений, художественных изделий из бисера, в которых, бисер

является

не

только

декоративным

элементом,

но

и

конструктивно-

технологическим. Бисер и бусинки, словно элементы конструктора, ребенок может

превратить в красивое изделие: цветок, объемную поделку, украшение (кольцо,

браслет, серьги, колье) или сувенир. Разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их

на проволоку, леску или нитки, раскладывая их на столе, дети развивают особую

точность и координацию движений кисти рук и пальцев. Важно отметить, что

бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки.

Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для

обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти,

мышления и речи.

Занимаясь бисероплетением, дети развивают органы чувств, особенно

зрительное восприятие, разглядывая цветные бусинки, дети учатся различать

оттенки, и тренируют зрение. Развитое восприятие, в свою очередь, способствует

развитию мышления, совершенствованию умений наблюдать, анализировать,

запоминать. Детям нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и

естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности.

Лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками.

Создавая фигурки из бисера, дети развивают свои творческие способности,

фантазию

и

пространственное

мышление,

что

способствует

развитию

художественного вкуса и эстетических чувств.

Обучение

бисероплетению

это

увлекательный

процесс,

который

успокаивает,

развивает

воображение,

учит

сосредоточенности

и

усердию,

развивает мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что

напрямую связано с речевым и умственным развитием. Творческая работа с

бисером способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук к

письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

Для начала необходимо использовать прием простого низания бисера на

одну нить – плетение бус, браслетов, используя одинаковые или отличающиеся по

цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Освоив низание дети

знакомятся с другими техниками плетения из бисера. Кроме освоения техники

плетения дети учатся работать со схемой, упражняются в счете. Видя результат

своей работы, получая удовольствие от готовых изделий, сделанных своими

руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует

точных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

Бисероплетение,

как

и

любое

творческое

занятие,

способствует

самовыражению и постоянному творческому росту ребенка. Переплетая бусинки,

дошкольники непроизвольно повторяют счет, цвета, знакомится с разными

геометрическими формами. В процессе обучения плетению из бисера у детей

развивается

кисть,

пространственное

мышление,

речь,

мышечная

память,

повышается концентрация внимания, формируется такие качества как усидчивость

и аккуратность, сосредоточенность, способность довести начатое дело до конца,

математические способности, фантазия и креативное мышление, восприятие

сочетаемости цветов.

На занятиях каждый ребенок постепенно познает искусство бисероплетения,

развивая навыки в технике плетения, накапливает знания, опыт. Это помогает

ребенку лучше узнать себя, почувствовать и оценить свои сильные и слабые

стороны, что окажет позитивное влияние на развитие его личности, на его

способности

к

обучению

в

школе.

Благодаря

многостороннему

охвату

разнообразных

мыслительных

и

двигательных

операций

на

занятиях,

бисероплетение гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на его

характер, формируются такие личностные качества как способность к волевым

усилиям, самостоятельность.

Дети, которые овладели бисероплетением, отличаются богатой фантазией и

воображением, желанием творить. У них развиты пространственное, логическое,

математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой

интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Таким

образом, рекомендовано использовать бисероплетение как эффективное средство

развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.



В раздел образования