Напоминание

Развиваем познавательно-исследовательскую деятельность детей. Презентация центра «Познаем, исследуем» в 1 младшей группе


Автор: Калинина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 58"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развиваем познавательно-исследовательскую деятельность детей. Презентация центра «Познаем, исследуем» в 1 младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развиваем познавательно-исследовательскую деятельность детей.

Презентация центра «Познаем, исследуем» в 1 младшей группе

Организация центра «Воды и песка» в группе для детей 2-3 лет.

1. Создание в группе условий, отвечающих требованиям гигиены и

безопасности при работе с песком и водой.

Необходимо правильно выбрать место расположения центра, это может быть

стол, поставленный таким образом, чтобы у детей была возможность подойти к

нему с любой стороны.

Центр необходимо оформить красочно и привлекательно для детей, тем

самым стимулируя желание проводить в нем свободное время, учиться играя.

Также центр должен быть расположен так, чтобы в нем легко было проводить

уборку.

2. Оснащение центра «Воды и песка».

Для центра «Воды

и

песка» необходимо

подобрать

соответствующие

ёмкости, удобные и безопасные для использования их детьми. В этом

же центре могут находиться различные камни в отдельном ящике, а в следующем

- маленькие совочки, формочки, маленькие шарики и легко моющиеся игрушки.

Нагромождать центр не рекомендуется. Лучше менять раз в месяц предметы

для экспериментирования (можно камни заменить деревянными или железными

предметами, либо бумагой и т. д.). Для игр с водой – необходимо иметь

резиновые или пластиковые игрушки, черпачок, сачок и др.

Дети будут иметь возможность ставить опыты и эксперименты: лить воду,

бросать камни и шарики в воду, набивать формочки песком, строить из песка

простые постройки. Дети под руководством воспитателя видят и понимают

какие предметы тонут, а какие не тонут в воде и почему, из какого песка можно

лепить, а из какого нет. Центр «Воды и песка» можно переносить на улицу в

теплое время года.

Также необходимо продумать защитные средства (непромокаемые фартуки,

клеенки, нарукавники). В данном центре, учить детей сотрудничать друг с другом.

В центре не должно находиться много детей одновременно.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения

во время игр с водой, песком и крупой:

• нельзя намеренно выливать воду на пол;

• выкидывать песок (крупу) на пол;

• нельзя брызгать водой на других детей;

• бросать песок (крупу);

• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Занятия в центре помогают:

развивать

у

дошкольников

навыки

общения

и

диалогическую

и

монологическую речь, пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор детей;

разнообразить способы сотрудничества;

• развивать трудовые навыки;

• обучать правилам безопасного использования песка и воды в процессе игр

и экспериментирования.

Дети могут:

- наливать, переливать, отмеривать воду (то же можно делать и с песком);

- дуть на воду, подгоняя плавающие предметы;

- набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы или удерживать в

плотно сжатых руках;

- наполнять пипеткой разные углубления (форма для льда, мыльницы);

- просеивать песок,

- выталкивать камешки и мелкие предметы из песка путем встряхивания;

- окрашивать песок;

- заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости и т. д.

Малыши очень любят такие игры. Обязательное условие работы центра -

наличие сказочных персонажей во время игры (Зайка-любознайка, Мишка,

Белочка и т. д.).

Игры с водой.

Переливание воды

разными

емкостями (ложкой,

крышкой,

баночкой,

кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);

наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку); веселая

рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом); тонет – не тонет (игры

на экспериментирование); игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с

помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). «Поймай пузырь на

ладошку», «Чей пузырь больше?», «Чей пузырь улетит выше, дальше…». Игры с

заводными плавающими игрушками, мельницей; игра “Море” (разноцветные

большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).

Предлагаю вашему вниманию очень интересную игру «Пускание по воде

плавающих игрушек».

Цель: Дать детям представление о том, что предметы плавают; о числовом

определении - один и много.

Содержание: Я пускаю плавать по воде резиновые или пластмассовые

игрушки. «Ребята, смотрите, как уточка (рыбка) плавает. Сейчас я покручу

палочкой по воде» (делаю кругообразные движения палочкой). «Уточка движется.

Вот как интересно! А теперь, Таисия, на тебе палочку, покрути палочкой. А

теперь, Ваня, еще пустим уточку, еще и еще. Была одна уточка, а теперь - их

много».

После

предлагаю

детям

вынуть

игрушки

из воды

и

обтереть «Вытирайте, видите - они стали сухими. Теперь положите игрушки на

место. Воду из таза выльем». Целесообразно использовать потешки.

Игры с песком.

Экспериментирование и наблюдения:

• «Сухой песок может сыпаться»,

• «Мокрый песок хорошо лепиться, принимает любую нужную форму»,

• «На мокром песке остаются следы, отпечатки»,

• «Песок – это множество песчинок».

Начинать игры с песком и водой обязательно нужно с того, что мы

здороваемся с песком. Для этого кладем сначала одну ладошку, затем другую,

затем кладем обе ладошки и слегка надавливаем на песок. Песчинки прилипают

на ладошку, мы потираем ладошки друг о дружку. Что вы чувствуете? Далее

можно играть с песком.

По очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;

скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые

движения (как машинки, змейки, санки и др.);выполнить те же движения,

поставив ладонь на ребро; пройтись ладошками по проложенным трассам,

оставляя на них свои следы; создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками

кистей

рук,

ребрами

ладоней

всевозможные

причудливые

узоры

на

поверхности песка, попытаться найти

сходство

узоров

с

объектами

окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);

пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и

левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом —

средним,

затем

безымянным,

большим,

и

наконец

мизинчиком);

группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.

Здесь

уже

ребенок

может

наблюдать

загадочные

следы.

Хорошо

вместе пофантазировать: чьи они?; поиграть по поверхности песка как на

клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и

кисти рук, совершая мелкие движения вверх- вниз. Для сравнения ощущений

можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость,

импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную

направленность

психологической работы с

малышами

эмоциональное

наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции. Задача

обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения,

развитие положительных эмоций у детей решается в центре «Воды и песка» при

помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или

крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего

Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия,

принятия,

успешности,

происходит

спонтанное

снижение

психического

напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Таким

образом, экспериментирование

в

центре «Воды

и

песка» чрезвычайно полезно для разных сторон развития, и, конечно же, делают

жизнь детей полнее и интереснее. Важно помнить, что занятия должны создавать

у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Малыш радуется тому, что

узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому.

Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Игры

с песком и водой приносят детям радость открытия.

В центре «Песок-вода» круглогодично находятся камни, вода, песок. Дети

раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие

игры

насыщены

разными

эмоциями:

радостью,

волнением,

удивлением,

восторгом. А это очень важно для них, так как многие из них имеют проблемы с

речью: кто-то плохо произносит звуки, кто-то мало говорит, кто-то вообще не

говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство

приятия, доверия, успешности Ребятишки изучают свойства песка, воды, камней,

играют с предметами, проявляют творческие качества, развивают воображение и

сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре малыши

играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, закапывают в него различные

предметы и откапывают их и др.; проводят эксперименты: процеживают песок

через сито, половником переливают воду в кастрюльки. Экспериментируют с

предметами «Тонет, не тонет». Из наблюдений делают выводы: какие предметы

не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого -

нет.

Опыт и наблюдения неоднократно повторяются, и постепенно усложняются,

переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые занятия в

центре «Песок - вода» дают возможность обобщить материал и оставляют яркий

след в душе ребенка. Попробовать и испытать свойственно детям данного

возраста. А сказочная форма и рациональное наблюдение помогли взаимно

дополнить и обогатить друг друга. Создавая игровые проблемные ситуации, мы

тем самым побуждаем детей использовать приобретённые знания и применять их

в разрешении проблемы. Работая в центре, мы наблюдаем, что у детей возрастает

познавательная активность, интерес к экспериментированию. Благодаря работе в

центре «Песок – вода», все дети легко прошли адаптацию.



В раздел образования