Напоминание

Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО (по русскому языку)


Автор: Панцырева Майя Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №52"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО (по русскому языку)
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки РТ

ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»

Проектная работа по теме:

«Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии

с ФГОС НОО (по русскому языку)»

Работу выполнила:

слушатель курсов

повышения квалификации

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №52», г.Казани

Панцырева Майя Валерьевна

Казань, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение………………………………………………………………….3

1

2.Теоретическая часть.

2.1. Общие подходы к проектированию урока ………………………….5

2.2. Целеполагание в уроке. ……….……………………………………...6

2.3. Формы организации учебной деятельности на уроке.……………...8

2.4. Формирование УУД на уроках в начальной школе ……………….10

3. Заключение……………………………………………………………...13

4. Список используемой литературы…………..………...……………....14

Приложение……..…………………………………………………..

…….15

2

"Ни один наставник не должен

забывать, что его главнейшая обязанность

состоит в приучении воспитанников к

умственному труду и что эта обязанность

более важна, нежели передача самого

предмета."

К.Д. Ушинский

1. Введение

Урок в школе был и остается основной формой организации учебной

работы, при помощи которой осуществляется и воспитание, и развитие

личности ученика.

Проектирование урока в начальной школе определяется следующими

разделами и положениями ФГОС НОО:

системно-деятельностным подходом как методической основой

ФГОС;

требованиями к результатам освоения основной образовательной

программы;

требованиями к условиям реализации основной образовательной

программы.

Согласно ФГОС, современный урок - целостная, логически завершенная

часть образовательного пространства, в которой в достаточно жестких

временных рамках представлены все основные элементы взаимодействия

участников образовательного процесса (от мотивации и целеполагания до

оценки деятельности и ее результатов). При этом урок остается органическим

звеном темы, раздела, курса, цикла, образовательного процесса.

Как же построить современный урок? Как сделать так, чтобы урок не

только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых

невозможно оспорить, но, и чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у

детей

искренний

интерес,

подлинную

увлеченность,

формировало

их

творческое сознание, а главное - умение учиться?

Еще

одной

инновацией

ФГОС

ООН,

оказывающей

влияние

на

понимание

содержания

начального

общего

образования

и

оценку

планируемых результатов,

стало выделение в структуре

планируемых

результатов по каждой учебной программе следующих уровней описания:

1.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие установки и основные

ожидаемые результаты изучения данной учебной программы.

2.

Цели,

характеризирующие

систему

учебных

действий

в

отношении опорного учебного материала. Формулировка к каждому разделу

учебной программы «Выпускник научится».

3

3.

Цели,

характеризирующие

систему

учебных

действий

в

отношении ЗУНов, расширяющих и углубляющих опорную систему или

выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Формулировка к каждому разделу учебной программы - «Выпускник получит

возможность научиться».

Технологическая сторона обучения

Технологическая

сторона

обучения

в

начальной

школе

регламентируется рядом положений ФГОС НОО:

Определение

системно-деятельностного

подхода

в

качестве

методологической основы реализации Стандарта.

Описание

требований

к

условиям

реализации

основной

образовательной программы начального общего образования.

1.

Создание

комфортной

развивающей

образовательной

среды,

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость

и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества,

дающий

духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

обучающихся,

гарантирующей

охрану

и

укрепление

физического

психологическое

и

социального здоровья обучающихся

2.

Требования

к

информационно-образовательной

среде

образовательного учреждения

3.

Создание условий, обеспечивающих возможность достижения

планируемых результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с

ограниченными возможностями здоровья; работы с одаренными детьми;

организация

интеллектуальных

и

творческих

соревнований,

научно-

технического

творчества

и

проектно-исследовательской

деятельности;

использования в образовательном процессе современных образовательных

технологий деятельностного типа, эффективной самостоятельной работы

обучающихся при поддержке педагогических работников

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового

поколения, основной результат применения которого – развитие личности

ребенка на основе универсальных учебных действий.

В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование

УУД в начальной школе (личностные, регулятивные, познавательные,

коммуникативные).

И здесь возникает необходимость решения важных

проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его

самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только

с

помощью действия.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в

1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход,

который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной

науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и

деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С.

4

Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие

исследователи).

В чём же сущность деятельностного подхода?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности

ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он

воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной

деятельности,

направленной

на

«открытие

нового

знания».

Китайская

мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я

усваиваю».

Исходя из этого, я определила свою тему.

Цель : исследование особенностей проектирования современного урока

по русскому языку

Для достижения цели, ставлю следующие задачи:

Задачи :

1.

Определить понятие «современный урок»

2.

Охарактеризовать структуру «современного урока» на основе

системно - деятельностного подхода;

3.

Разработать технологическую карту урока по русскому языку

2.Теоретическая часть.

2.1.Общие подходы к проектированию урока по русскому языку

1. Определить место темы урока в рабочей программе: что было «до»,

что будет «после», проработать страницы учебника, рабочей тетради,

материалы электронного приложения.

2. Выделить информационную составляющую (записать для себя

определения) и соотнести с опытом ребёнка (преемственность программ,

личные впечатления, уровень класса). Определить обязательный минимум

содержания (страницы учебника, задания в рабочих тетрадях).

3. Определить возможные способы работы учащихся с учебным

материалом

и

технологическую

ёмкость

материала

(сколько

способов

обработки материала можно предложить ребёнку).

4.

Определить

цель,

задачи,

планируемые

результаты

урока

(предметные, метапредметные, личностные). При определении планируемых

результатов урока следует обратиться к рабочей программе по русскому

языку.

5. В зависимости от задач и планируемых результатов урока подобрать

задания

и

учебный

материал

для

различных

этапов

урока

(собрать

конструктор

урока),

ориентируясь

на

виды

деятельности

учащихся,

соответствующие планируемым результатам.

6. Определить систему вопросов, которые будут использоваться на этапе

рефлексии. Предметов рефлексии являются не только предметные знания и

умения, но и метапредметные и личностные результаты.

5

7. Спланировать оценочную деятельность в течение урока (как учителя,

так и учащихся). Продумать форму оценочной деятельности детей в конце

урока.

8. Подобрать задания для домашней работы (если это необходимо): в

качестве обязательных для выполнения – задания базового уровня, в качестве

дополнительных, по «желанию», - задания творческого, поискового характера.

9. Определить, какие дополнительные дидактические материалы могут

быть использованы на уроке русского языка (если это необходимо):

презентация,

материалы

электронного

приложения,

модели,

наглядные

пособия, видеоролики и т.д. Ответить себе на вопрос: как эти материалы

помогут деятельность учащихся на уроке.

10.

Определить

возможные

проблемы

зоны

урока,

продумать

вариативность своей деятельности на уроке и деятельности учащихся.

2.2 Целеполагание в уроке

(мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, постановка

учебной задачи)

Начало

и

конец

урока

характеризуют

качество

урока.

Через

определённым образом построенное начало и завершение занятия можно

управлять познавательным процессом учащихся и можно выстраивать

отношения детей с учителем, с предметом, со школой.

Говоря о роли начала урока в повышении его качества, С.Т.Шацкий

писал: «Вот если учитель вошёл в класс и на его лице написана

нерешительность,

неопределённость,

эта

нерешительность

и

неопределённость передаются и ученикам: им чрезвычайно трудно войти в

деловое, рабочее настроение, они приучаются к такому способу работы, и в

дальнейшем каждому учителю приходится встречаться с целой массой таких

нерабочих настроений.

В приведённом высказывании подчёркивается мысль, что начало урока,

состояние учителя в эту минуту сильно влияют на качество урока, на учебный

настрой учеников и на способы их работы. Эту проблему хорошо видели и

чувствовали педагоги более позднего периода. Традиционно начало урока

выделяют

в

отдельный

и

специальный

структурный

компонент.

Предполагается, что без предварительной организации класса решает две

важные задачи:

1.

обеспечение нормальной внешней обстановки для работы;

2.

психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

«Начало» способно выполнять массу функций по отношению к уроку в

его основной части:

адаптировать учащихся к новым учебным условиям;

снять напряжение и страх в ожидании контроля;

мобилизовать учебные возможности учащихся;

перевести внимание учащихся с одного предмета познания на

другой;

6

представить учащимся проект всего урока, его модель и вовлечь

их в процесс проектирования урока;

формировать

стиль

урока,

способствовать

созданию

познавательной атмосферы учебной деятельности;

«задать» настроение, отношение и мотивацию учения;

дисциплинировать учащихся и организовывать их;

сплотить учащихся в решении познавательных задач, придать их

коллективным усилиям целеустремлённость и целостность.

Системообразующим компонентом учебной деятельности является

мотивация. Причём мотивация именно к учебной деятельности, а не к

получению отметки, похвалы учителя, не к «развлечению» на уроке, не к

тому, чтобы «выглядеть на уроке лучше других» и т.п.

Основной целью мотивации к учебной деятельности является выработка

на

личностно-значимом

уровне

внутренней

готовности

выполнения

нормативных требований учебной деятельности.

Урок достигает цели, если содержит задания и материалы, которые

могут вызвать изумление и восторг учеников. Это может быть интересный

факт, удивительное открытие, познавательный опыт, нестандартный подход к

уже

существующим

и

кажущимся

обычными

ситуациями.

Грамотное

проектирование процесса обучения предполагает осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на

данном этапе организуется его мотивация к учебной деятельности, а именно:

актуализируются

требования

к

нему

со

стороны

учебной

деятельности («мне не надо»);

создаются условия для возникновения внутренней потребности

включения в учебную деятельность («хочу»);

устанавливаются тематические рамки («могу»).

Для мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке можно

использовать потенциал содержания учебного предмета («мне интересно», «я

хочу проверить – я удивлён»); актуальность способов деятельности, которые

будут изучаться на уроке («мне это нужно, а я не умею»); постановку

вопросов, имеющих личностное или практическое значение для учащегося («я

хочу разобраться – мне это пригодится для...»); создание ситуации успеха («у

меня получается»).

Ещё

одним

фактором,

оказывающим

значительное

влияние

на

мотивацию ученика к учебной деятельности на уроке, является «небоязнь»

ученика ошибиться, не получить быстро правильный результат, дать «глупый»

ответ на вопрос – состояние, когда он чувствует себя полноправным

участником учебного процесса.

Постановка учеником учебной задачи невозможна без определения

границ собственного «знания-незнания». Этот этап призван актуализировать у

учащихся те знания, умения и способы деятельности, которые будут

использованы для «открытия» нового знания, выполнения самостоятельной

или проверочной работы.

7

Целью этапа актуализации является подготовка мышления учащихся и

организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных

действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

воспроизвели

и

зафиксировали

знания,

умения

и

навыки,

достаточные для построения нового способа действий;

активизировали

соответствующие

мыслительные

операции

(анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) и познавательные процессы

(внимание, память и т.д.).

Часто на этапе актуализации ученикам предлагается попытаться

самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового

знания, запланированного для изучения на данном уроке, с целью фиксации

возникшего затруднения или его обоснования.

При постановке учебной задачи на уроке учащиеся опираются на

выявленные ранее противоречия, затруднения, «дефицит» знаний и умений.

Требования к постановке учебной задачи:

учебная задача должна ориентировать школьников на поиск

нового способа действия;

учебная

задача

должна

мотивировать

познавательную

деятельность;

в процессе её решения учащиеся должны осознать необходимость

и рациональность нового знания.

Неверно отождествлять постановку учебной задачи урока с определение

его темы, наивно полагать, что ученики начальных классов способны

абсолютно самостоятельно сформулировать учебную задачу урока. Этой

деятельностью управляет учитель, и по мере приобретения опыта учебной

деятельности степень самостоятельности учащихся в определении учебной

задачи урока увеличивается.

2.3 Формы организации учебной деятельности на уроке.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков

разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной

деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной

практике

приняты

в

основном

три

таких

формы

-

фронтальная,

индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех

учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу

каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из

3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или

Фронтальная форма организации учебной деятельности.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся

называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все

ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем

классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет

работу

со

всем

классом

одновременно,

общается

с

учащимися

8

непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения

школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует

установлению

особенно

доверительных

отношений

и

общения

между

учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях

чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить

ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые

познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в

виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного

изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.

При этом творческое задание может быть расчленено на ряд относительно

простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе.

Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными

учебными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные

возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружественных

отношений

между

учителем

и

учащимися,

вызывать

у

них

чувства

сопричастности в общих достижениях класса.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности.

Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для

самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в

соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких

заданий может быть работа с учебником, решение задач, примеров; написание

рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока,

при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и

их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для

обобщения

и

повторения

пройденного,

для

контроля,

для

овладения

исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту

форму

организации

учебной

работы

школьников

при

закреплении,

повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее

эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при

его предварительной домашней проработке.

Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему

заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи,

подлежащие

решению

на

основе

изучения

образца;

различные

алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить

определенную задачу - различные теоретические сведения, поясняющие

теорию, явление, процесс, механизм процессов и т.д., позволяющие ответить

на ряд вопросов, а также всевозможные требования сравнивать, сопоставлять,

расклассифицировать, обобщать и т.п.

Групповая форма организации учебной деятельности.

Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на

данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

9

каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо

дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным

руководством лидера группы или учителя;

задания в группе выполняются таким способом, который позволяет

учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с

максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные

возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек.

Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и

характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны

составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп и сам их состав подбираются по принципу

объединения

школьников

разного

уровня

обученности,

внеурочной

информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что

позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства недостатки

друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу

учащихся.

2.4 Формирование УУД на уроке русского языка в начальной

школе.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у

младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в

развитие

познавательной

деятельности

ученика,

так

как

являются

общеучебными , т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При

этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания

занимает в этом процессе своё место.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется

в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю

необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения

системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности,

принятия

духовно-нравственных

,

социальных,

семейных

и

других

ценностей. Иначе

говоря,

приоритетной

целью

школьного

образования

становится формирование умения учиться, способности к саморазвитию и

самосовершенствованию. Если

коротко сформулировать

задачу,

которую

ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса

обучения, она будет звучать так: учить себя!

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных

действий

(УУД).

Формирование

универсальных

учебных

действий

в

образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных

учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного

содержания

и

способов

организации

учебной

деятельности

учащихся

раскрывает определённые возможности для формирования УУД.

10

Я обратила внимание на тот факт, что, чем больше в уроке заданий,

направленных на формирование УУД, тем выше его качество. Кроме этого,

становится принципиально важным на уроке соотношение действий учителя и

ученика. Очевидно, что профессионализм учителя проявляется более четко в

случае, когда в его конспекте при формировании УУД отражена деятельность

учеников. Поэтому при проектирование уроков, кроме материалов учебника

я

использую

разнообразные

приемы

и

методы,

которые

помогаю

в

наибольшей степени сформировать УУД. Приведу пример некоторых из них.

Для формирования личностных УУД:

1.Вход в урок

Приветствие

-Утром солнышко проснулось , всем на свете улыбнулось!

Я вам тоже дарю улыбку!

Подарите и вы мне, соседу, другу!

"Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "смайлик

" с эмоциями )

Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

Например:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Задание массивом

Любой из уровней домашнего задания задаю массивом. Например, я даю

десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и

решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема

задания.

Важный психологический аспект: самостоятельный выбор задания дает

дополнительную возможность самореализации, а учебный предмет, в свою

очередь, становится им интереснее.

Отсроченная реакция

Этот прием я начинаю применять с первых дней детей в школе.

После

заданного

вопроса

не

тороплюсь

опрашивать

учеников.

Выдерживаю паузу. Это позволяет «подтянуться» тем ребятам, которые в силу

своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную

ситуацию.

Лови ошибку!

Использую этот прием на любом этапе урока русского языка

1.

допускает ошибки.

11

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно

даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить

детей быстро реагировать на ошибки.

Например:

Одна девочка написала письмо в газету. Вот что у нее получилось

«Здравствуйте, меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать

сказки. Мои любимые геро- буратино, золушка. А еще я люблю играть с

шариком»

2.

Ученик получает текст со специально допущенными ошибками –

пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены

другими учениками-одноклассниками .Тексты с ошибками встречаются и в

учебниках по предмету «Русский язык»

Для формирования регулятивных УУД.

Метод проблемного диалога! (он служит для формирования умения

самостоятельно определять тему и задачи урока, эту работу я начинаю с

первого класса)

Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий

знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня

… (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и

просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов

(конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения

детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие

получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к

выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о

написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей

работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»).

Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать

слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного

диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования».

4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных

работ. Заранее обговариваем нормы и критерии оценивания. Для ребят не

составляет

особого

труда

объективно

оценить

словарный

диктант

одноклассника.

5.

Этап рефлексии на

уроке

при

правильной

его

организации

способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке ,

здесь использую метод «Светофор»

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями

справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было

понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

12

Или метод «Телеграмма» с просьбой пожеланием мне, себе, с вопросом.

С оценкой своей работы. Для чего? Самые застенчивые дети имеют

возможность задать вопрос, высказать свое мнение.

Для развития познавательных УУД:

Метод проблемного обучения.

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.

Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового

материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать

выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению

самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные

ситуации.

«Я беру это с собой»

Этот прием я использую на любом уроке, как на этапе актуализации

знаний учащихся, так и для закрепления пройденного материала.

Например: на уроках русского языка можно взять с собой только слова с

непроверяемыми гласными , с мягким знаком на конце после шипящих и т.д.

На рисовании взять только холодные цвета

Педагогические игры

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается

кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с

одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость,

утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и

результативностью способствуют формированию умений анализировать,

сравнивать,

сопоставлять.

Это

влияет

на

развитие

внимания,

наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Упражнение«Я-учитель».

Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать

вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра

по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей

изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают

на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Для формирования коммуникатихных УУД

Работа в группах.

Работа в парах

“Карточки сомнений” + “Я понял все - “ Не совсем усвоил,

сомневаюсь” ? “Не понял”

Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД.

Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это

не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть,

что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех

этапах урока.

3.Заключение.

13

Делая вывод из всего перечисленного выше, можно сказать, что вся

учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На

сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение

урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время

занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии

учебного материала. Именно собственное действие может стать основой

формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная

задача

состоит

в

организации

условий,

провоцирующих

детское

действие.Однако известно, что часто внедрение нового вызывает у человека

настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые

многие годы работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу

перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и

условия,

чтобы

научиться

работать

так,

как

этого

требует

новый

образовательный стандарт, ведь деятельность учителя русского языка после

введения ФГОС существенно обновляется. Все нововведения направлены на

усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его

личности, его познавательных и созидательных способностей.Чтобы процесс

введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно

и безболезненно, учитель русского языка должен непрерывно работать над

повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно

учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому

проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся,

учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Педагог, его

отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его

желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный

ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-

воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от

желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.

Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать

делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые

сроки.

14

4.Список использованной литературы

1. Капранова М. Н. Методика проектирования уроков в современной

информационной образовательной среде. ФГОС/ Капранова М. - Волгоград:

Учитель, 2019г.

2. Копытева

Г.Л.,

Логвинова

И.М.

Проектируем

урок,

формирующий

универсальные

учебные

действия/

Копытева

Г.Л.,

Логвинова

И.М.-

Волгоград: Учитель, 2014г.

3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в

контексте ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2013 г.

4. Лиханова В.И. Егорова Р.И. Роль Модуль-инжиниринга в современном

образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –

2017г.

5. Мельникова

Е.Л.Проблемный

урок,

или

Как

открывать

знания

с

учениками: Пособие для учителя. – М.: АПК и ПРО,2012г.

6. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.

7. Глаголева

Ю.И., Казанцева И.В., Бойкина

Новое качество урока в

начальной школе. Алгоритм проектирования/- Санкт-Петербург: КАРО, 2017г.

8. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость.

Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.

Приложение

15

Класс - 2

УМК - «Школа России»

Предмет – русский язык.

Тема

Части речи

Педагогические цели

Способствовать развитию умения соотносить слова-названия, вопросы, на которые они

отвечают, с частями речи; создать условия для формирования умения работать с

графической информацией

Тип урока

Постановочный

Планируемые

результаты

(предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка:

фонетике и графике,

лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных

единицах языка, их при-

знаках и особенностях употребления в речи

Личностные

результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной

деятельности

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для

решения учебной задачи, оперируют базовыми предметными понятиями; логические –

осуществляют сравнение, анализ, синтез.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты

посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание

темы, понятия

и термины

Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями

речи.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол

Х о д у р о к а

Этапы урока

Формы,

методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I.

Мотивиров

ание к

учебной

деятельност

и.

(Организац

ионный

момент)

Фронтальный.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Внимание! Проверь,

дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в

порядке:

Книжки, ручки и

тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, – под

рукой!

– Проверим готовность к

уроку

Приветствуют

учителя.

Организуют свое

рабочее место,

проверяют наличие

индивиду-альных

учебных

принадлежностей на

столе

Проявляют

эмоциональну

ю

отзывчивость

на слова

учителя

II.

Чистописан

ие

Словарная

работа

Индивидуальн

ая.

Практический.

Письмо

Язык до Киева до ведет.

-Что помогает людям

общаться друг с другом?

(речь)

- Почему люди одной

страны не понимают

Списывают с

образца

Отвечают на

вопросы

Вырабатываю

т калли-

графический

почерк

Правильное

написание

16

людей из другой страны?

(У них разный язык)

-Как вы понимаете

пословицу язык до Киева

доведет?

- Назовите словарное слово

в этой пословице. (ЯЗЫК)

- напишите слово,

поставьте ударение,

подчеркните безударную

гласную.

- Сколько значений у слова

язык?

(1.Язык- это такой орган,

находящийся

во рту у человека

2. Язык – это

металлический стержень в

колоколе

3. Язык- это название того,

что имеет удлиненную,

вытянутую форму.

Например язык ботинка

4. Так же языком называют

противника, взятого в плен

с целью получить

необходимые сведения.

Выполняют задания

Проявляют

эмоциональну

ю

отзывчивость

на слова

учителя

III.

Постановка

учебной

задачи

(учебник, с.

39)

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

(на доске слова в три

столбика)

Лес темный зеленеет

Снежинка легкая падает

Солнышко яркое светит

- По какому признаку слова

распределены в три

столбика? (в 1 столбике

слова отвечают на вопрос

что? Во 2 – на вопрос

какой? какая? какое?, а в 3

на вопрос-что делает?)

- что обозначают слова

первого, второго и третьего

столбика?

- какую роль они играют в

русском языке? (помогают

составить предложения,

текст)

-Откройте учебник на

странице 39. Какие

сказочные герои

изображены на картинке?

(Богатырь и Змей Горыныч)

- Назовите вопросы на

которые отвечают эти

слова? (КТО?)

- Прочитайте слова

название признаков,

относящие к богатырю?

(СМЕЛЫЙ)

- Прочитайте слова

название признаков,

– Части речи.

Читают.

– Что такое части

речи?

Принимают

учебную

задачу,

сформулиров

анную вместе

с учителем

Беседа по

вопросам

17

относящие к Змею

Горынычу. (ГРОЗНЫЙ)

-Назовите действия,

которые они выполняют?

(НАПАДАТЬ, защищаться)

– Прочитайте название

раздела,

с которым начинаем

знакомиться.

– Чему будем учиться?

– Прочитайте вопрос,

который вызвал

затруднение у Почемучки.

– Цель нашего урока

состоит

в том, чтобы найти ответ

на этот вопрос

Постановка цели

урока

IV.

Усвоение

новых

знаний

и способов

действий.

1.

электронная

книга

2. Работа с

рисунком

(упр. 68)

Фронтальная.

Словесный,

наглядный,

творческий,

практический.

Работа с

рисунком,

беседа,

письмо

– Рассмотрите рисунок.

Определите его тему.

– Выполните задания к

рисунку.

– Составьте по рисунку

предложение. Запишите его

Смотрят на экран,

слушают

Работают с

рисунком.

Определяют тему.

Отвечают на

вопросы к рисунку.

Составляют

по рисунку

предложение.

Записывают его

Извлекают

информацию

из рисунка.

Распознают

названия

предметов, их

признаки,

действия.

Размышляют,

высказывают

свое мнение

Беседа

по рисунку,

письмо

2. Части

речи.

Правило.

Схема

«Части

речи»

(учебник, с.

40–

41, упр. 69)

Фронтальная.

Словесный,

наглядный.

Чтение, работа

со схемой,

беседа

– Прочитайте правило

тетушки Совы. Что нового

для себя вы узнали?

Организует работу со

схемой «Части речи»

Читают правило,

работают со схемой

«Части речи»,

отвечают на

вопросы учителя

Овладевают

умением

работать со

схемой,

извлекать из

нее

информацию.

Осмысленно

отвечают

на вопросы

учителя

Беседа

по схеме

Физкультми

нутка

Коллективная.

Практический

Музыкальная физминутка

Выполняют

движения

по тексту под

руковод-ством

учителя

Осуществляю

т

профилактику

утомления

Правильное

выполнение

дви-

жений

V.

Закреплени

е знаний и

способов

действий.

1. Развитие

речи. Части

речи

в «Сказке о

ры-

баке и

рыбке» (упр.

70)

Индивидуальн

ая,

фронтальная.

Словесный,

практический.

Чтение,

беседа, письмо

– Прочитайте. Из какой

сказки эти слова?

Расскажите начало сказки.

– К каким частям речи

относятся слова каждой

группы?

– Составьте и запишите

пред-

ложение

Рассказывают

начало сказки.

1. Существительные.

2. Существительные.

3. Прилагательные.

4. Глаголы

По набору

слов

определяют

название

сказки,

рассказывают

ее начало,

соблюдая

логику

повествовани

я. Клас-

сифицируют

слова

Рассказ,

работа

со схемой,

беседа,

письмо

18

по частям

речи. Умеют

работать со

схемой

2. Работа в

рабочей

тетради

(№ 47, 48)

Индивидуальн

ая.

Практический.

Письмо

Организует работу

учащихся

с упражнениями,

контролирует их

выполнение

Самостоятельно

выполняют задания

Распознают

части

речи в тексте.

Осуществляю

т синтез

Упражнения

VI.

Рефлексия

учебной

деятельност

и на уроке

(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно

было ответить Почемучке?

Какой вид работы

понравился больше?

– О чем хотели бы узнать

подробнее?

Отвечают на

вопросы

Открыто

осмысливают

и оценивают

свою

деятельность

на уроке

Беседа по

вопросам.

Саморе-

гуляция

VII.

Домашнее

задание.

Работа в

рабочей

тетради (№

49)

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и

способы выполнения

домашнего задания.

Проверяет

соответствующие записи

Слушают объяснение

учителя. Делают

соответствующие

записи

Принимают

учебное

задание в

соответствии

с уровнем

своего

развития

19



В раздел образования