Автор: Гадзевич Оксана Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО " Белоберезковская ДМШ "
Населённый пункт: пгт.Белая Березка , Брянской области, Трубчевского района
Наименование материала: Статья
Тема: "Фортепианный ансамбль"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Белоберезковская детская музыкальная школа»
Статья на тему:
«Фортепианный ансамбль»
Подготовила : преподаватель О.В. Гадзевич
2024 год
Понятие «Ансамбль» переводится с французского «ensemble» как «вместе»,
«множество». Это не только совместное исполнение музыкального
произведения несколькими участниками, но и само музыкальное
произведение для небольшого состава исполнителей.
Фортепианный ансамбль проходится в музыкальной школе в рамках
специальности, он не существует в качестве отдельного предмета. Это
прекрасная отдушина, привносящая в занятия специальностью море
разнообразия и удовольствия. Этот предмет дети очень любят .Совместное
исполнение доставляет массу приятных эмоций и развивает полезные
качества. Возьмём, к примеру, такое качество, как ответственность друг за
друга. Ведь если ты не доучил свою партию, то твой напарник тоже
пострадает, поскольку оценка ставится одна на двоих (за редким
исключением). Это прекрасно мотивирует к занятиям. Кроме того, репертуар
для совместного музицирования пианистов необыкновенно интересный,
яркий, образный. И при этом его много, есть из чего выбрать и по стилю, и
по форме, и по жанру.
На сцене выступать вдвоём легче: почему-то не так волнуешься. Наверное
потому, что понимаешь: вряд ли сбой в игре может произойти одновременно
у двоих, кто-то будет продолжать играть, а потом и второй подстроится. Но
такое случается крайне редко – ноты стоят перед глазами, а это изрядно
снимает волнение.
Игра в ансамбле развивает специальные навыки ансамблевой игры. Когда
два человека играют вместе одно и то же произведение, то это всё равно одно
исполнение, а не два. Поэтому очень много вещей во время игры должно
совпадать .И вот для того, чтобы добиться стопроцентного совпадения по
многим параметрам и необходимо почаще играть вместе. Лучше всего, если
встречи спланированы заранее на определённое время в определённые дни
недели. При игре в ансамбле должно быть временное совпадение. То есть
атака звука должна производиться чётко одновременно, а не чуть-чуть по
очереди. Поскольку фортепиано является инструментом ударным, то атака
звука у нас достаточно конкретная, точечная и в случае несовпадения это
очень слышно и очень портит впечатление от игры.
В ансамблевой игре должна совпадать динамика. Если один из солистов
играет форте, то другой должен делать то же самое, если пиано,
то, соответственно, оба должны играть тихо. Иногда в нотах бывает
выписана контрастная динамика, но это особый случай и это тоже требует
своей координации. Так же в ансамбле не должно быть несовпадений
штрихов. Например, когда одна и та же тема проходит то у одного, то у
другого солиста, то не только штрихи должны быть одинаковыми. Даже
степень их должна точно совпадать. Например, если один из солистов играет
штрих стаккато остро, а другой немного более протяжно, то это
несовпадение звучит очень некрасиво, да и просто неграмотно.
Все метро-ритмические отклонения: замедления, ускорения, ферматы,
цезуры должны быть очень тщательно отрепетированы, иначе невозможно
будет избежать грубых несовпадений. По тому же принципу совпадения
продумываются все тембры. Всё должно звучать синхронно, так, как будто
играет один человек.
Если речь идёт об ансамбле не для двух роялей, а для одного в четыре руки,
то одна из партий (верхняя, или первая) ведёт мелодию, а вторая отвечает за
аккомпанемент. Часто дети ссорятся из-за того, кто должен играть
«ведущую» партию, а таковой они считают всегда первую. Парадокс
заключается в том, что хоть мелодию играть и интереснее, но аккомпанемент
в фортепианном ансамбле исполнять значительно сложнее. Во-первых,
именно эта партия отвечает за метро-ритм и единство темпа, то есть тот, кто
сидит за второй партией должен обладать более развитым чувством ритма.
Во-вторых, именно эта партия отвечает за педализацию. А это значит, что
пианист за второй партией должен также хорошо изучить и прекрасно
контролировать звучание первой партии. Иначе он не сможет грамотно
выстроить педализацию. В результате получается, что вторая партия даже
престижнее.
Ну и, наконец, самое главное, с чего надо было начинать: оба солиста
должны иметь одинаковые представления об эмоциональном содержании
исполняемой музыки. То есть характер, который они пытаются передать в
каждый конкретный момент звучания, они должны понимать и представлять
себе одинаково.
Обо всех перечисленных вещах приходится договариваться при помощи
переговоров, взаимных пожеланий и уступок. Фортепианный ансамбль,
помимо всего прочего – прекрасная школа общения. Здесь дети вынуждены
учиться понимать друг друга, общаясь вежливо, учитывая взаимные
интересы, находя компромиссы.