Напоминание

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей


Автор: Бобохидзе Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №2 п.Верховье
Населённый пункт: Пгт. Верховье, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ « Детский сад №2 п. Верховье»

«

Использование приемов

мнемотехники

в развитии связной речи детей»

(

из опыта работы)

Выступление на методическом объединении

Учитель-логопед : Бобохидзе Е. А.

Слайд 2

К. Д. Ушинский писал: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он

их усвоит на лету.»

Слайд 3 Актуальность

Слайд 4

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей-дошкольников-

явление очень редкое.

В речи существует множество проблем:

-недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить

распространенное предложение.

-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,

построить ответ.

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетн6ый и описательный

рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать

свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с

введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов

дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и

форм работы с детьми.

В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые

предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему опыта работы

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Слайд 5

Проанализировав все проблемы и причины недоразвития связной речи, я наметила цель:

формирование связной речи посредством использования мнемотехники.

Слайд 6

Поставила перед собой следующие задачи:

-обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа

текста;

-учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания;

- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь:

учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

- развивать у детей умения с помощью графической аналогии понимать и составлять

связный рассказ;

- обучать детей правильному произношению

Слайд 7

В начале учебного года я провела комплексное обследование состояния связной речи по

методике В. П. Глухова, которое позволило получить целостную оценку речевой

способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных

( составление фразы) до наиболее сложных( составление рассказов с элементами

творчества)

Обследование показало, что:

- рассказы детей бедны по содержанию и композиционному построению;

- рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты;

- фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция;

Слайд 8

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи

Одним из факторов, по мнению С.Л. Рубенштейна, А. М. Леушиной , Л. В. Эльконина,

облегчающих процесс становления речи является наглядность. Рассматривание

предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки,

производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора выделяют создание плана высказывания, на

значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он

отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех

конкретных элементов высказывания

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала,

пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я стала

использовать в своей работе по обучению связной речи приемы мнемотехники.

Слайд 9

Работа с технологией «мнемотехника» опирается на следующие принципы:

Принцип развивающего обучения Главная цель этого принципа - развитие ребенка

Принцип доступности и индивидуального подхода Содержание и дидактические

приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно

Принцип связной речи с психическими процессами

Все психические процессы у ребенка развиваются при непосредственном участии речи.

Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает

возможность ее качественно усваивать, благодаря использованию нетрадиционных форм

работы.

Слайд 1

Мнемотехника строится от простого к сложному и представляет собой мнемоквадраты,

мнемодорожки, мнемотаблицы.

Слайд 11

Использование мнемотехники

Мнемотехника может использоваться для:

- обогащения словарного запаса,

- пересказов худ литературы,

- обучения составлению рассказов,

- разучивания стихотворений, чистоговорок, скороговорок,

- отгадывания и загадывания загадок.

Слайд 12

Мнемоквадрат-это одиночное изображение, которое обозначает одно слово,

словосочетание или предложение.

Чтобы выработать у детей определенные умения и навыки , я вводила сначала в

обучающий процесс мнемоквадраты на слова –предметы, слова-признаки, слова-действия.

Слайд 13

Из мнемоквадратов мы научились строить мнемодорожки

Мнемодорожка- это ряд картинок (3-5) , по которому можно составить небольшой рассказ

в 2-4 предложения.

Сначала научила детей строить мнемодорожки для разучивания небольших

стихотворений. Далее по мнемодорожкам разучивала с детьми короткие песенки,

чистоговорки.

Слайд 14 Изучив с детьми мнемоквадраты и мнемодорожки , я приступила к работе с

мнемотаблицами.

Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация.

Суть мнемотаблицы заключается в следующем – на каждое слово или маленькое

словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст

зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает

информацию.

Слайд 15

Непосредственно

образовательная

деятельность

с

применением

приема

мнемотехники состоит из нескольких этапов:

1 этап Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.

2 этап

Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в

образы.

3

этап Пересказ

или

рассказывание

с

опорой

на

символы

(образы),

то

есть

происходит отработка метода запоминания.

Слайд 16

В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы

разнообразного характера:

-символические изображения предметов( условные обозначения, силуэты, контуры,

пиктограммы)

Слайд 17

Планы и условные обозначения в них

Слайд 18 Самостоятельное рисование таблиц

Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть

мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. Через рисунок дети передают свои

мысли, чувства, свое видение мира. У детей развивается воображение, память, фантазия.

Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в

его памяти.

Слайд 19 Пересказ сказки «Рукавичка»

Ну а теперь остановимся конкретно на том, как я провожу работу с мнемотаблицами.

Возьмем пересказ сказки «Рукавичка». Для начала я читаю детям сказку или мы вместе

вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и

расшифровываем их - что обозначает каждый из элементов( то есть происходит

перекодировка информации). После этого разбора ребенок пробует последовательно

составить рассказ согласно мнемотаблице.

Слайд 20

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской

позиции произведения.

Слайд 21 Составление рассказа по сюжетной картине

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной

картине . Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картине «

Зимние забавы». Рассказывание состоит из трех этапов:

-выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

-определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет.

Слайд 22 Составление описательного рассказа

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных

рассказов об игрушках, посуде, животных, насекомых, овощах и фруктах и т д . Данные

схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки

рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных

признаков; обогащают словарный запас детей.

Слайд 23

Работа со стихотворением

Мы все понимаем, что заучивание стихотворений для ребёнка приносит огромную пользу:

расширяется кругозор, развивается память. Но иногда ребёнку тяжело дается заучивание

стихотворений. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением

стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и

слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку

достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому

фрагменту.

Рассмотрим стихотворение « Алиса в саду»

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительно чтение стихотворения педагогом.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.

3. Чтение стихотворения еще раз с опорой на мнемотаблицу.

4. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку лучше понять

текст.

5. Педагог разъясняет слова непонятные ребенку, объясняет их значение для ребенка в

доступной форме.

6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

8. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Слайд 24



В раздел образования