Автор: Бобохидзе Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №2 п.Верховье
Населённый пункт: Пгт. Верховье, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ « Детский сад №2 п. Верховье»
«
Использование приемов
мнемотехники
в развитии связной речи детей»
(
из опыта работы)
Выступление на методическом объединении
Учитель-логопед : Бобохидзе Е. А.
Слайд 2
К. Д. Ушинский писал: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он
их усвоит на лету.»
Слайд 3 Актуальность
Слайд 4
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей-дошкольников-
явление очень редкое.
В речи существует множество проблем:
-недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить
распространенное предложение.
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
построить ответ.
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетн6ый и описательный
рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать
свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с
введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и
форм работы с детьми.
В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые
предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.
Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему опыта работы
«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Слайд 5
Проанализировав все проблемы и причины недоразвития связной речи, я наметила цель:
формирование связной речи посредством использования мнемотехники.
Слайд 6
Поставила перед собой следующие задачи:
-обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа
текста;
-учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания;
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь:
учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
- развивать у детей умения с помощью графической аналогии понимать и составлять
связный рассказ;
- обучать детей правильному произношению
Слайд 7
В начале учебного года я провела комплексное обследование состояния связной речи по
методике В. П. Глухова, которое позволило получить целостную оценку речевой
способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных
( составление фразы) до наиболее сложных( составление рассказов с элементами
творчества)
Обследование показало, что:
- рассказы детей бедны по содержанию и композиционному построению;
- рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты;
- фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция;
Слайд 8
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи
Одним из факторов, по мнению С.Л. Рубенштейна, А. М. Леушиной , Л. В. Эльконина,
облегчающих процесс становления речи является наглядность. Рассматривание
предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки,
производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделяют создание плана высказывания, на
значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он
отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех
конкретных элементов высказывания
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала,
пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я стала
использовать в своей работе по обучению связной речи приемы мнемотехники.
Слайд 9
Работа с технологией «мнемотехника» опирается на следующие принципы:
Принцип развивающего обучения Главная цель этого принципа - развитие ребенка
Принцип доступности и индивидуального подхода Содержание и дидактические
приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно
Принцип связной речи с психическими процессами
Все психические процессы у ребенка развиваются при непосредственном участии речи.
Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает
возможность ее качественно усваивать, благодаря использованию нетрадиционных форм
работы.
Слайд 1
Мнемотехника строится от простого к сложному и представляет собой мнемоквадраты,
мнемодорожки, мнемотаблицы.
Слайд 11
Использование мнемотехники
Мнемотехника может использоваться для:
- обогащения словарного запаса,
- пересказов худ литературы,
- обучения составлению рассказов,
- разучивания стихотворений, чистоговорок, скороговорок,
- отгадывания и загадывания загадок.
Слайд 12
Мнемоквадрат-это одиночное изображение, которое обозначает одно слово,
словосочетание или предложение.
Чтобы выработать у детей определенные умения и навыки , я вводила сначала в
обучающий процесс мнемоквадраты на слова –предметы, слова-признаки, слова-действия.
Слайд 13
Из мнемоквадратов мы научились строить мнемодорожки
Мнемодорожка- это ряд картинок (3-5) , по которому можно составить небольшой рассказ
в 2-4 предложения.
Сначала научила детей строить мнемодорожки для разучивания небольших
стихотворений. Далее по мнемодорожкам разучивала с детьми короткие песенки,
чистоговорки.
Слайд 14 Изучив с детьми мнемоквадраты и мнемодорожки , я приступила к работе с
мнемотаблицами.
Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация.
Суть мнемотаблицы заключается в следующем – на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст
зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает
информацию.
Слайд 15
Непосредственно
образовательная
деятельность
с
применением
приема
мнемотехники состоит из нескольких этапов:
1 этап Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.
2 этап
Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в
образы.
3
этап Пересказ
или
рассказывание
с
опорой
на
символы
(образы),
то
есть
происходит отработка метода запоминания.
Слайд 16
В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы
разнообразного характера:
-символические изображения предметов( условные обозначения, силуэты, контуры,
пиктограммы)
Слайд 17
Планы и условные обозначения в них
Слайд 18 Самостоятельное рисование таблиц
Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть
мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. Через рисунок дети передают свои
мысли, чувства, свое видение мира. У детей развивается воображение, память, фантазия.
Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в
его памяти.
Слайд 19 Пересказ сказки «Рукавичка»
Ну а теперь остановимся конкретно на том, как я провожу работу с мнемотаблицами.
Возьмем пересказ сказки «Рукавичка». Для начала я читаю детям сказку или мы вместе
вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и
расшифровываем их - что обозначает каждый из элементов( то есть происходит
перекодировка информации). После этого разбора ребенок пробует последовательно
составить рассказ согласно мнемотаблице.
Слайд 20
Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской
позиции произведения.
Слайд 21 Составление рассказа по сюжетной картине
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной
картине . Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картине «
Зимние забавы». Рассказывание состоит из трех этапов:
-выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
-определение взаимосвязи между ними;
- объединение фрагментов в единый сюжет.
Слайд 22 Составление описательного рассказа
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных
рассказов об игрушках, посуде, животных, насекомых, овощах и фруктах и т д . Данные
схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки
рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных
признаков; обогащают словарный запас детей.
Слайд 23
Работа со стихотворением
Мы все понимаем, что заучивание стихотворений для ребёнка приносит огромную пользу:
расширяется кругозор, развивается память. Но иногда ребёнку тяжело дается заучивание
стихотворений. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением
стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и
слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку
достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому
фрагменту.
Рассмотрим стихотворение « Алиса в саду»
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительно чтение стихотворения педагогом.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
3. Чтение стихотворения еще раз с опорой на мнемотаблицу.
4. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку лучше понять
текст.
5. Педагог разъясняет слова непонятные ребенку, объясняет их значение для ребенка в
доступной форме.
6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
7. Ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
8. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
Слайд 24