Автор: Шиповская Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №366
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Основные направления сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с семьями воспитанников в контексте ФОП ДО
Раздел: дошкольное образование
Основные направления сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с семьями
воспитанников в контексте ФОП ДО.
Первым и самым важным аспектом успешной работы с родителями в контексте ФОП ДО
является глубокое понимание того, что семья – это сложная, динамичная система.
Каждая семья имеет свои уникальные особенности. Педагоги и специалисты должны
учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности,
ценности и ожидания.
Вторым ключевым аспектом является грамотное планирование образовательной работы,
учитывая возрастные особенности детей. ФОП ДО предусматривает специфические цели
и задачи для различных возрастных групп дошкольников. Это означает, что
образовательные методы и подходы должны быть адаптированы к конкретным
потребностям детей в зависимости от их возраста и уровня развития. Педагоги и
специалисты должны знать, какие задачи стоят перед детьми определенного возраста, и
вместе с родителями разрабатывать подходящие стратегии.
Третьим секретом успешной работы является использование активных форм
взаимодействия, включающих родителей в образовательный процесс. Это может
включать в себя организацию родительских мастер-классов, семинаров, педагогических
совещаний и других мероприятий, на которых родители могут учиться, обсуждать
вопросы воспитания и развития детей, а также активно участвовать в жизни
дошкольного учреждения.
Четвертым секретом успешной работы с родителями – это проявление психологической
грамотности и умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В процессе
взаимодействия могут возникать разногласия и непонимание. Педагоги и специалисты
должны быть готовы к адекватной реакции, проявлять эмпатию (умение распознавать
эмоции и чувства другого человека, понимать его внутреннее состояние
)
и умение
слушать родителей, а также уметь находить конструктивные решения для разрешения
конфликтов.
Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной
образовательной программой (ФОП ДО)
-обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетенции
родителей вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей ;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи.
2. Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся
- Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей относительно целей ДО, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям,
имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе,
реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей , повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования
детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей в образовательный процесс.
3.Принципы взаимодействия с родителями
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с
Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только
есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка;
2) открытость: для родителей должна быть доступна актуальная информация об
особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей должен быть
предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями необходим
обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей : при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и
культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и
сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно
использовать полученную информацию, как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии
необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей
(законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и
ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных
представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями
(законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей
младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями
развития детей.
4
. Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО
1) Диагностико-аналитическое направление включает планирование работы с семьей
с учётом результатов проведенного анализа об уровне психолого-педагогической
компетентности родителей (законных представителей);
получение и анализ данных о семье каждого воспитанника, её запросах в
отношении охраны здоровья и развития ребёнка;
согласование воспитательных задач;
ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области
ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста;
информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной
программы, содержании и методах образовательной работы с детьми;
2) Просветительское направление предполагает
выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного
возраста; условий пребывания ребёнка в группе ДОО;
просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей
психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов;
ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области
ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста;
информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной
программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах
образовательной работы с детьми.
3) Консультационное направление объединяет в себе
консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их
взаимодействия с ребёнком,
преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с
ОП ДО в условиях семьи;
особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях;
способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном
процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает:
- сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах
организации РППС и образовательных мероприятий;
- поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей)
детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться
повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах здоровьесбережения ребёнка
Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих
направлений просветительской деятельности:
1) о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье
ребёнка:
рациональная организация режима дня ребёнка,
правильное питание в семье,
закаливание,
организация двигательной активности,
благоприятный психологический микроклимат в семье
спокойное общение с ребёнком и другое
негативных факторов, наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка:
переохлаждение,
перегревание,
перекармливание и другое.
информирование
2) о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального
календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
3) родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания
детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в
решении данных задач;
4) родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей
систематического и бесконтрольного использования IT-технологий:
нарушение сна,
возбудимость,
изменения качества памяти,
внимания, мышления;
проблемы социализации и общения и другое.
5) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в ДОО.
1) диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические
срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с
родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые
просмотры занятий.
2) просветительское и консультационное направления реализуются через
- групповые родительские собрания, семинары- практикум, тренинги и ролевые игры,
консультации, круглые столы, конференции. педагогические гостиные, родительские
клубы, папки- передвижки, сайты ДОО, социальные группы и сети Интернет,
медиарепортажи и интервью, ширмы, выстави детских работ, фотографии, совместные
работы родителе и детей
Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные
спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными
традициями и другое.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и
способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними
задач.
Воспитатели в начале учебного года пишут перспекттивный план по взаимодествию с
родителями. Можно использовать в плане работы с родителями: Опросы, анкеты,
Публикация на сайте ДОО и Публикации в госпабликах (это официальная страница
государственных органов и организаций в соцсетях, где они публикуют информацию о
своей деятельности.), выставки, мастер-классы, досуги, праздники, тематические вечера,
интервью, собрания, конференции, круглый стол, экскурсии, дни открытых дверей,
тренинг, встреча со специалистом, стенды, папки-передвижки, буклеты, постеры,
педагогическая библиотека для родителей, памятки, плакаты, чек-листы