Напоминание

"Основные направления сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с семьями воспитанников в контексте ФОП ДО


Автор: Шиповская Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №366
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Основные направления сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с семьями воспитанников в контексте ФОП ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные направления сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с семьями

воспитанников в контексте ФОП ДО.

Первым и самым важным аспектом успешной работы с родителями в контексте ФОП ДО

является глубокое понимание того, что семья – это сложная, динамичная система.

Каждая семья имеет свои уникальные особенности. Педагоги и специалисты должны

учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности,

ценности и ожидания.

Вторым ключевым аспектом является грамотное планирование образовательной работы,

учитывая возрастные особенности детей. ФОП ДО предусматривает специфические цели

и задачи для различных возрастных групп дошкольников. Это означает, что

образовательные методы и подходы должны быть адаптированы к конкретным

потребностям детей в зависимости от их возраста и уровня развития. Педагоги и

специалисты должны знать, какие задачи стоят перед детьми определенного возраста, и

вместе с родителями разрабатывать подходящие стратегии.

Третьим секретом успешной работы является использование активных форм

взаимодействия, включающих родителей в образовательный процесс. Это может

включать в себя организацию родительских мастер-классов, семинаров, педагогических

совещаний и других мероприятий, на которых родители могут учиться, обсуждать

вопросы воспитания и развития детей, а также активно участвовать в жизни

дошкольного учреждения.

Четвертым секретом успешной работы с родителями – это проявление психологической

грамотности и умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В процессе

взаимодействия могут возникать разногласия и непонимание. Педагоги и специалисты

должны быть готовы к адекватной реакции, проявлять эмпатию (умение распознавать

эмоции и чувства другого человека, понимать его внутреннее состояние

)

и умение

слушать родителей, а также уметь находить конструктивные решения для разрешения

конфликтов.

Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной

образовательной программой (ФОП ДО)

-обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетенции

родителей вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей ;

- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и

семьи;

- повышение воспитательного потенциала семьи.

2. Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся

- Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:

1) информирование родителей относительно целей ДО, общих для всего

образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям,

имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе,

реализуемой в ДОО;

2) просвещение родителей , повышение их правовой, психолого-педагогической

компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования

детей;

3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой

основы благополучия семьи;

4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских

отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для

решения образовательных задач;

5) вовлечение родителей в образовательный процесс.

3.Принципы взаимодействия с родителями

1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с

Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только

есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны

заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности

ребенка;

2) открытость: для родителей должна быть доступна актуальная информация об

особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей должен быть

предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями необходим

обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;

3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и

родителей : при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и

культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и

сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно

использовать полученную информацию, как со стороны педагогов, так и со стороны

родителей (законных представителей) в интересах детей;

4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии

необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей

(законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и

ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных

представителей) в совместное решение образовательных задач;

5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия

необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями

(законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей

младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями

развития детей.

4

. Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО

1) Диагностико-аналитическое направление включает планирование работы с семьей

с учётом результатов проведенного анализа об уровне психолого-педагогической

компетентности родителей (законных представителей);

получение и анализ данных о семье каждого воспитанника, её запросах в

отношении охраны здоровья и развития ребёнка;

согласование воспитательных задач;

ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области

ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми

дошкольного возраста;

информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной

программы, содержании и методах образовательной работы с детьми;

2) Просветительское направление предполагает

выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного

возраста; условий пребывания ребёнка в группе ДОО;

просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей

психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и

дошкольного возрастов;

ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области

ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми

дошкольного возраста;

информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной

программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах

образовательной работы с детьми.

3) Консультационное направление объединяет в себе

консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их

взаимодействия с ребёнком,

преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с

ОП ДО в условиях семьи;

особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;

возникающих проблемных ситуациях;

способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми

младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном

процессе и другому.

Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных

представителей) обучающихся предполагает:

- сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах

организации РППС и образовательных мероприятий;

- поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей)

детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.

Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться

повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в

вопросах здоровьесбережения ребёнка

Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих

направлений просветительской деятельности:

1) о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье

ребёнка:

рациональная организация режима дня ребёнка,

правильное питание в семье,

закаливание,

организация двигательной активности,

благоприятный психологический микроклимат в семье

спокойное общение с ребёнком и другое

негативных факторов, наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка:

переохлаждение,

перегревание,

перекармливание и другое.

информирование

2) о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального

календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;

3) родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания

детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в

решении данных задач;

4) родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей

систематического и бесконтрольного использования IT-технологий:

нарушение сна,

возбудимость,

изменения качества памяти,

внимания, мышления;

проблемы социализации и общения и другое.

5) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными

мероприятиями, проводимыми в ДОО.

1) диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические

срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с

родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые

просмотры занятий.

2) просветительское и консультационное направления реализуются через

- групповые родительские собрания, семинары- практикум, тренинги и ролевые игры,

консультации, круглые столы, конференции. педагогические гостиные, родительские

клубы, папки- передвижки, сайты ДОО, социальные группы и сети Интернет,

медиарепортажи и интервью, ширмы, выстави детских работ, фотографии, совместные

работы родителе и детей

Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные

спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными

традициями и другое.

Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и

способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними

задач.

Воспитатели в начале учебного года пишут перспекттивный план по взаимодествию с

родителями. Можно использовать в плане работы с родителями: Опросы, анкеты,

Публикация на сайте ДОО и Публикации в госпабликах (это официальная страница

государственных органов и организаций в соцсетях, где они публикуют информацию о

своей деятельности.), выставки, мастер-классы, досуги, праздники, тематические вечера,

интервью, собрания, конференции, круглый стол, экскурсии, дни открытых дверей,

тренинг, встреча со специалистом, стенды, папки-передвижки, буклеты, постеры,

педагогическая библиотека для родителей, памятки, плакаты, чек-листы



В раздел образования