Автор: Калинина Мария Зурабовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Шумячская детская школа искусств"
Населённый пункт: Смоленская область,пос.Шумячи,ул.Советская 83
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формы работы с начинающими"
Раздел: дополнительное образование
Калинина Мария Зурабовна
МБУДО «Шумячская ДШИ»
Смоленская обл., Шумячский р-н., п. Шумячи
преподаватель по классу фортепиано
Формы работы с начинающими
Одним из самых актуальных вопросов в современном музыкальном
образовании является начальное обучение детей. Ведь именно оно является
базой, толчком ко всему дальнейшему обучению. Начальный период зависит
от природных способностей ученика и представляет собой определенную
трудность для освоения знаний и навыков для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Ведь ученики приходят в школу, имея разную
степень развития.
Необходимо выработать опрделенный алгоритм программы обучения в
освоении нотной грамоты, организации пианистического аппарата,развития
чувства ритма, образно-ассоциативного и художественного мышления.
Главная задача преподавателя-находить такие формы работы с детьми, чтобы
занятия музыкой стали увлекательными и любимыми.
Обновление образовая сегодня, его переориентация требует от преподавателя
знания инновационных технологий, которые активно внедряются в сферу
музыкального образования, освоение интерактивных форм и методов
обучения.
По своим способностям учащиеся делятся на одаренных, талантливых,
способных и учащихся со средними данными, а то бывает и вовсе слабые
дети. Именно для последних, в первую очередь, необходимы инновационные
методические программы, специальные методики, направленные на развитие
таких свойств и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на
музыку, слухо-двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное
воображение. Именно этим должен заниматься педагог на уроках
специальности, поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств
учащегося является безусловным тормозящим фактором успешного обучения
игре на инструменте. Порой приходится разъяснять, казалось бы, и самые
простые вещи: ведь то, что кажется само собой разумеющимся и понятным
педагогу, не всегда представляется таким же учащемуся. Поэтому, мы
должны находится в постоянном поиске, эксперементировать,
совершенствовать формы, методы и приемы работы. Сейчас в интернете
можно найти много новых методических работ, а именно современных
учебно-методических пособий, таких талантливых педагогов, как Екатерина
Олерская, Ирина Минц. Главное не лениться, искать!
Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент
неожиданности ,новизны, творчества. Это обусловлено рядом причин. Во-
первых, отсутствие мотивации для обучения детей музыке у многих
родителей. К сожалению, музыкальное искусство, в силу некоторых причин,
не является приоритетным направлением в образовании ребенка. Во-вторых,
изменились и сами ученики. На них обрушивается огромное количество
разнообразной информации. Ритм их жизни значительно ускорился. Им
сложно заниматься долгой кропотливой работой с музыкальными текстами,
ведь именно это составляет большую часть занятий музыканта.
В век бурного развития информационных технологий, возникла потребность
и в новом отношении к образованию, т.е. само время требует разнообразия
методических подходов и новых педагогических технологий в
образовательной деятельности, поэтому и сегодня продолжается тенденция к
обновлению образовательного процесса, причем реалии современной
педагогической практики говорят о необходимости обновления не только
содержания, но и арсенала средств обучения.
Первый год, как я стала использовать на занятиях с детьми фонограммы.
Бытует мнение, что фонограммы-это просто способ заинтересовать ребенка-
только и всего. Но нет! Это профессиональный педагогический инструмент,
который качественно решает несколько серьезных задач в обучении детей в
младших классах.
Итак, какие ценности для нас, как педагогов, содержат фонограммы?
1. ПОМОГАЮТ УЧЕНИКУ ПОНЯТЬ, ХОРОШО ЛИ ВЫУЧЕНО
ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
В какой-то момент работы над пьесой ученик младших классов начинает
считать, что всё готово, что он всё выучил. Но дети не замечают, что где-
то замедлили, приостановились в неудобном месте. Фонограмма
подсказывает ребёнку, что работа недоделана, и нужно ещё поучить.
Здесь очень важно то, что ученик сам это понимает, благодаря
фонограмме. Не учитель ему говорит об этом, а он, может быть, поверит, а
может быть и не до конца проникнется замечаниям, так как сам своих
замедлений не осознаёт. Но несовпадениям с фонограммой он поверит
точно!
2. ВЫЯВЛЯЮТ ЭПИЗОДЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДОУЧИТЬ
Фонограмма также помогает ученику понять, ЧТО ИМЕННО нужно
доучить, какой КОНКРЕТНО эпизод не получается. Ребёнка сможет
самостоятельно находить слабые моменты при помощи фонограммы, и
работать точечно с недоученными эпизодами.
3. РАСКРАШИВАЮТ МНОГОКРАТНЫЕ ПОВТОРЕНИЯ ПРИ ОТРАБОТКЕ
СЛОЖНЫХ ЭПИЗОДОВ
Когда ученик будет это доучивать, отрабатывать, фонограмма сделает
повторы не такими скучными, и большое количество не вызовет протеста
у ребёнка, для него этот процесс превращается в игру – не разойтись с
фонограммой, сыграть всё вовремя, добиться того, чтобы получилось.
4. ПОМОГАЮТ ХОРОШО КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ КАЖДОМ
ИСПОЛНЕНИИ
Дети бывают нестабильны в своём поведении. Сейчас ученик
сосредоточен, а через пять минут начинает баловаться и играть
невнимательно. С фонограммой ему придётся при КАЖДОМ исполнении
хорошо концентрировать внимание – не отвлекаться и не зевать - иначе
фонограмма убежит вперёд.
5. ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НА СИНХРОННОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ
Ученик должен играть, постоянно вслушиваясь, чтобы ТОЧНО
СОВПАДАТЬ с фонограммой. Таким образом, игра с фонограммами
развивает внимательный слух, точность и синхронность. В дальнейшем
это поможет не только в ансамблевой игре, но также и при отработке
качественной синхронности в игре правой и левой руки.
6. РАЗВИВАЮТ ТЕМБРОВОЕ СЛЫШАНИЕ
Помимо того, что ребенок учится слушать фонограмму, чтобы совпадать с
ней, он незаметно для себя вовлекается в процесс СЛУШАНИЯ
МНОГОТЕМБРОВОЙ ФАКТУРЫ – то один инструмент подскажет ему, где
вступить, то другой продублирует фортепианную мелодию, то третий
исполнит мелодию проигрыша. Воспитывается тембровое слышание и
активный слуховой опыт. Следует подсказать ученику, где звучит флейта,
где скрипки, арфа, колокольчики - это расширит его музыкальный
кругозор.
7. УЧАТ ХОРОШО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ЗВУЧАЩЕМ И ИСПОЛНЯЕМОМ
МАТЕРИАЛЕ
Если ребёнок все-таки запнулся, ему нужно быстро оценить ситуацию и
ВСТРОИТЬСЯ в продолжающую звучать фонограмму. Он учится
внутренним слухом сопоставлять свою партию с аккомпанементом,
«перескочить» с места, где ошибся на фрагмент, который уже звучит, что
поначалу получается далеко не у каждого ученика, но впоследствии этот
навык развивается. Ребёнок учится лучше ориентироваться в звучащем и
исполняемом материале.
8. ПОМОГАЮТ ОСОЗНАТЬ ПРИНЦИП СОВМЕСТНОЙ АНСАМБЛЕВОЙ
ИГРЫ
Это кажется удивительным, но многие дети поначалу не понимают, что их
игра должна совпадать с фонограммой, хотя начальный материал очень
прост и все мелодии продублированы. Они не слышат, каким образом их
игра должна совмещаться со звучащим аккомпанементом и играют по-
своему, в то время, как фонограмма звучит совсем в другом темпе. В
таких случаях работа с фонограммами приобретает особое значение -
ПОСТЕПЕННО ВКЛЮЧИТЬ СЛУХ ребёнка. Это очень важный этап, и
когда эта проблема решается, учитель явственно чувствует скачок в
развитии опыта ученика.
9. ПРЕВРАЩАЮТ ПРОСТЕНЬКИЕ МЕЛОДИИ В ПОЛНОЦЕННО
ЗВУЧАЩИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Мелодия, которую играет ребёнок – это одна из партий звучащего
оркестра. Юный пианист при игре с фонограммой не одинок, он ощущает
себя СОПРИЧАСТНЫМ К ЧЕМУ-ТО БОЛЬШОМУ И НАСТОЯЩЕМУ. Это
прекрасно, это приятно! Это положительные эмоции, которые
подпитывают позитивное отношение к предмету. Это особенно нужно на
первых порах, пока фортепианная партия ещё слишком проста, и не
создаёт художественной красоты.
10. ВОСПИТЫВАЮТ ТЕМПОВУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ
Использование фонограммы берёт на себя функцию МУЗЫКАЛЬНОГО
МЕТРОНОМА. Регулярное использование фонограмм в первые два три
года обучения помогает сформировать и укрепить умение играть в едином
темпе. Это не отменяет использование метронома, как такового. Но дети,
прошедшие крепкое обучение с фонограммами впоследствии легче
осваивают и игру с метрономом и в целом отличаются большей темповой
стабильностью, чем те, кто не проходил этап использования фонограмм.
11. УСКОРЯЮТ МЕДЛИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ МЛАДШЕКЛАССНИКОВ
У ребенка формируется умение МЫСЛИТЬ И ИГРАТЬ В СРЕДНЕМ И
БЫСТРОМ ТЕМПЕ с первых шагов обучения. Ведь многие маленькие дети,
хоть и чрезвычайно подвижны, но мыслят медленно, а поэтому и играть
пытаются медленно. Непрерывность звучащего аккомпанемента как бы
ускоряет мыслительный процесс ученика и держит его в тонусе до конца
произведения. Обязательно добивайтесь этих темпов, хотя поначалу
кажется, что ученик просто не сможет играть так быстро. Но практика
доказывает, что при достаточной проработке, темпы хорошо
подтягиваются, а вместе с ними развивается и опыт ребёнка. Таким
образом, фонограммы СУЩЕСТВЕННО стимулируют развитие техники.
12. ДАЮТ ПРИМЕР ХАРАКТЕРА ИСПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
На первых порах ученик не совсем понимает, что значит - играть
эмоционально. Здесь его оркестровый ансамблевый партнер
подсказывает ему характер исполнения, атаки звука, темп, динамику и т.
д. Возможно сам ученик и не сообразит этого, но если ему указать, вместе
проанализировать, как здесь мягко звучат скрипки, как тянется у них
звук, а в другом эпизоде прослушать отрывистое, бодрое пиццикато, то
ребёнку будет на что опираться, и к тому же сам процесс анализа
развивает его музыкантский опыт.
13. УВЕЛИЧИВАЮТ КОЛИЧЕСТВО ДОМАШНИХ ПОВТОРЕНИЙ
Если есть фонограмма, то ученик повторит пьесу дома большее
количество раз. Во-первых, он понимает, к чему стремиться (см. 1, 2
пункт). А во-вторых, ему захочется сыграть маме, папе, соседке, друзьям и
так далее - пусть послушают, как красиво получается! Фонограммы
способствуют этому, ведь зрителям так нравится подобное исполнение!
14. ДЕЛАЮТ ЯРЧЕ И ИНТЕРЕСНЕЕ КОНЦЕРТНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
МЛАДШЕКЛАССНИКОВ
Сами концерты младшеклассников проходят более интересно, красочно и
воодушевлённо. Дети получают больше эмоциональной отдачи от
зрительного зала, больше похвалы и восхищения своих близких – это
тоже очень мотивирует. После каждого концерта у ребят ощущается
мотивационный всплеск.
15. ВКЛЮЧАЮТ УЧЕНИКА В ПРОЦЕСС САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА
ИНТЕРЕСУЮЩИХ ЕГО ПЬЕС
Фонограммы нравятся детям, вызывают интерес. Многие ребятишки
просто дома включают их и слушают, у них появляются любимые
фонограммы, и потом они просят включить какие-то пьесы в программу.
Такой самостоятельный посыл благоприятно влияет на дальнейший
процесс работы над произведением. Нужно задавать ребятишкам
послушать фонограммы. Загружать им на флешку сразу много фонограмм,
втягивать их в активный процесс принятия решений и выбора пьес.
16. СТИМУЛИРУЮТ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ИНТЕРЕС К ИГРЕ
РЕБЁНКА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ
Фонограммы нравятся родителям. Некоторые из них вечером после
работы усаживаются в кресло, включают любимые фонограммы и просят
ребёнка поиграть в очередной раз, что тоже увеличивает количество
домашних повторений.
17. СТИМУЛИРУЮТ ИНТЕРЕС РЕБЁНКА К МУЗИЦИРОВАНИЮ
Да и просто, играть с фонограммами интересно. А то, что интересно,
делается с большим желанием и в большем количестве.
При правильном профессиональном подходе игра с фонограммами
качественно решает серьёзнейшие исполнительские задачи начального
этапа (1 – 3 класс). Не стоит игнорировать этот метод и считать его
легковесным и новомодным!
Некоторые думают, что фонограммы огрубляют процесс, мешают работать
над нюансировкой, выразительностью. Но отработать тонкие элементы
можно в других произведениях, сольных.
( Педагог и автор собственно разработанной методики обучения
Екатерина Алвиановна Олерская)
Следует оговориться, что игра с фонограммой, это лишь элемент урока, а
классическую форму работы с учащимися ни кто не отменял. Основа
классической музыкальной педагогики все же должна оставаться
незыблемой, в приоритете, а современные средства обучения должны
лишь ее дополнять, разнообразить и приблизить к реалиям современной
жизни, т.е. традиционные и инновационные методы работы должны
дополнять и взаимодействовать друг с другом. Все это обеспечит
качественный рост исполнительского мастерства.
В настоящее время современные композиторы, аранжировщики, стали
создавать фонограммы к детскому репертуару . Прекрасные нотные
сборники есть у Елены Дэвис, Екатерины Олерской, Ирины Минц!
Игра в ансамбле с фонограммой значительно расширяет музыкальный
кругозор обучающихся и вовлекает их в активную форму музицирования.
Это имеет большую эмоциональную привлекательность, поэтому, детям
становится интересно учиться. Такой вид деятельности доставляет
ребенку больше радости и удовольствия, что повышает
заинтересованность в обучении и мотивацию на дальнейшее
совершенствование и улучшение результатов.
Задача педагога-сделать творческую деятельность потребностью, а
искусство-необходимой частью жизни ребенка!
Использованная литература:
1.
Громадин
В.
Цифровая
музыка
цифрового
века
//Музыкальная
академия, 2008 № 1, с 190-195.
2.
Абдулин Э.Б. «Методы новой системы музыкального обучения //Выбор
методов обучения в средней школе». Педагогика 1981, с 164-174.
3.
Ксенофонтова Д.В. «Проблемы и перспективы развития образования:
материалы международной заочной конференции» (г. Пермь, 2012 г.).
4.
Шевцова Т.А. «Повышение интереса детей к обучению игре на
инструментах».
5.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» Москва,
1998.
6.
Л.А.Абсатарова,
Р.И.Садриев.
«Использование
современных
технических
средств
в
обучении.
//Материалы
открытого
республиканского семинара (г. Казань 2009г.)
7.
Е.А. Олерская « Польза игры обучающихся с фонограммами»