Автор: Свиридова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: город Ярославль. Ярославская область
Наименование материала: Проект по безопасности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Азбука безопасности»
Раздел: дошкольное образование
«МДОУ «Детский сад №25»
Проект по безопасности
«Азбука безопасности»
Воспитатели: Свиридова Н.В.
Логинова Н.А.
г.Ярославль 2022г.
Проект по безопасности
«Азбука безопасности»
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 4 – 5 лет
Продолжительность проекта: долгосрочный, (сентябрь 2021г. – ноябрь 2022г).
«Много правил есть на свете,
Их должны запомнить дети!»
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая
личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа
жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и
защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложным, а
порой опасными жизненными ситуациями. Дети с самого раннего возраста для
собственной безопасности должны четко знать правила безопасности. Это касается всех
сфер жизни и деятельности ребенка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью
взрослого является обучение ребенка основам безопасного поведения. Ребенок может
оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому
главная задача взрослых - стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Чтобы дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять
полученные знания в реальной жизни. Современный мир таит в себе множество
опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности,
ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной
ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой
педагогов и родителей. Жизнь ребенка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача
взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.
Может возникнуть
вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно
переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по
знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не
стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми
людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и
всегда находятся под вашим наблюдением? Но мы всегда должны помнить о том, что
формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок
всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Работа по обучению
детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного
дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с
детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям
недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике,
опираясь на примеры взрослого.
Проблема: У
детей
не
сформирован
интерес
к
проблеме
собственной
безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми,
предметами быта, поведения на улице. Взрослые мало рассказывают о разностороннем
мире и его опасностях. Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности
осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Эту проблему по праву
относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном
учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного
поведения. Поэтому мы, воспитатели группы решили помочь приобрести навыки
жизнедеятельности нашим детям.
Цель проекта: Формирование у детей знаний, представлений, устойчивых
навыков по основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей основные представления об основах безопасности;
2. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на
улице, в общественных местах, в природе;
3. Выработать у дошкольников привычку соблюдать меры предосторожности;
4. Учить детей применять свои знания в конкретных ситуациях;
5. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность,
активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;
6. Активизировать родителей к совместной деятельности;
7. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного
поведения
Ожидаемые результаты по проекту:
1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях
дома, на улице, в общественных местах, в природе;
2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические
навыки поведения в условиях игрового пространства.
3. Уметь предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.
4. Уметь заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила
безопасности жизнедеятельности.
5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.
6. Иметь представления о возможных негативных последствиях для других людей
своими неосторожными действиями.
7. Вовлечение родителей в педагогический процесс по средствам повышения
компетенции в вопросах безопасности детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Подбор материала педагогом для реализации проекта.
- Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
- Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
- Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные
картинки, серия вопросов).
- Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых
и детей.
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Познавательное развитие:
1.
Беседы:
- «Ни ночью, ни днём, не балуйтесь, дети, с огнём.», «Огонь- друг, огонь- враг», «Это не
игрушка, это опасно», «Профессия пожарного»
Цель: расширять знания о пожарной безопасности о том, как избежать пожароопасных
ситуаций, учить вызывать службу спасения.
- «Улица полна неожиданностей», «Внимание- дорога», «Где и как можно играть?»,
«В городском транспорте», «Красный, желтый, зеленый», «Знай и выполняй правила
уличного движения»
Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их
представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.
-«Здоровье и нездоровые привычки», «Наши руки», «Сохрани своё здоровье сам»
Цель: формировать интерес к здоровому образу жизни, негативное отношение к курению,
наркотикам, знакомить с методами профилактики вредных привычек.
- «В мире опасных вещей: Где мы можем чувствовать себя в безопасности?»,
«Опасные предметы дома»
Цель: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять
правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных
случаев.
- «Незнакомец: Внешность человека может быть обманчива», «Не открывай дверь
чужим людям»
Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда
означает его добрые намерения.
- «Безопасная улица: Внимание- гололёд, сосульки»
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить
беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.
- «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
Цель: формировать представление о роли воды в природе, прививать понимание
необходимости бережного отношения к ней.
- Опасные забавы: «Запомните, детки: таблетки- не конфетки», «Ножницы,
катушки- это не игрушки», «А у нас в квартире-газ, водопровод…балкон.»
Цель: развивать умение определять травмоопасные предметы, учить выбирать
правильный поступок, воспитывать внимательность.
- «Если хочешь быть здоров»
Цель: уточнять знания о правилах поведения в общественных местах, воспитывать
бережное отношение к себе и окружающим.
-«Безопасность при любой погоде», «Осторожно- Новый год!»
Цель: знакомить с правилами поведения зимой, мерами по предотвращению травматизма;
формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности.
2. Рассматривание иллюстраций:
-«Правила маленького пешехода», «Ребёнок –главный пассажир»
Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами ребёнка-
пассажира.
- «Правильно ли ведут себя дети при пожаре?»
Цель: закреплять знания о пожароопасных предметах, развивать умение избегать
пожароопасных ситуаций.
-«Как избежать опасностей на природе», «Дары леса», «Возле речки, у пруда»,
«Могут ли овощи навредить здоровью?»
Цель: закреплять правила безопасного поведения во время пребывания на природе.
-«Кошечки- собачки и другие милые животные»
Цель: формировать навыки безопасного обращения с домашними питомцами и
бездомными животными.
3. Викторина:
- «Опасный огонёк: Спички- не игрушка!»
Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и
отвечать на вопрос воспитателя.
- «Правила поведения на льду»
Цель: закрепить знания поведения на льду в городе и на водоёмах , где категорически
запрещено находиться без взрослых, продолжать учить поведению в экстремальных
ситуациях.
-«Как избежать неприятностей на природе»
Цель: закреплять правила безопасного поведения на природе, около водоёмов
воспитывать бережное отношение к природе.
Речевое развитие:
1. Игровая ситуация:
- «Звонят: откроем дверь?..»
Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими
людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
- «Что делать, если…?»
Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону, сообщить о пожаре,
назвать свой адрес.
- «Я потерялся», «Новый приятель», «Заброшенный дом»
Цель: учить видеть потенциальные опасности вокруг себя, учить их избегать; помогать
обрести уверенность в себе, победить страх, уметь находить выход из опасной ситуации.
-«Отношение к больному человеку», «Как справиться с инфекцией»
Цель: формировать знания об инфекционных заболеваниях, о способах заражения ими и
их лечении.
2. Чтение произведений:
-«Как в селе пожарную каланчу построили», Как Тимоша царевну спас»,
Незатушенный костёр»,«Воронёнок»,Т.А.Шорыгиной, «Спичка-невеличка»,Е.Хоринская.
-Н.Носова,
«Как
Незнайка
катался
на
грузовике»,
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения.
- Поучительная сказка «Я и улица»,Х.Тайдре, « Азбука улицы»,П.Ивлев, «На
перекрёстке»,М.Каминский.
Цель: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на
практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
- Чтение сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С.
Михалкова «Моя улица», « Скверная история»,
Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью
художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на
дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.
-Чтение
художественной
литературы
«Пир
мышей».
Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть
опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.
3. Загадки по правилам безопасности:
- «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные
загадки», «Грибы и ягоды: съедобные и несъедобные».
Цель: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в
доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ;
развивать логическое мышление, внимание, память.
4. Стихи о безопасности для детей:
«Дорога – не тропинка..», А.Усачёв, « Светофор», С. Михалков, « Азбука
безопасности», А.Северный, « Постовой на мостой», Я. Пишумов, «Предостережение»,
Ю. Яковлев, « Пешеходный переход», «Дорожные знаки», Я. Пишумов
5. Пословицы и поговорки про осторожность:
Без забора, без запора не уберечься от вора. Береги себя пуще глазу! Берегись бед
пока их нет! Гляди под ноги: ничего не найдёшь, так хоть ноги не зашибёшь. Мелкая река,
да круты берега. Не буди спящего пса: пес спит, а ты-мимо. Не верь чужим речам- верь
своим очам! Не всякому верь- запирай покрепче дверь! Не шути огнём- обожжёшься.
Опасение- половина спасения. Промеж двери пальца не клади! Тут яма- стой прямо!
Хорош цветок, да остёр шипок.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Сюжетно-ролевые игры:
«Пешеходы», «Пешеходы и водители», «Путешествие в автобусе».
Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где
разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается
пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие,
информационно-указательные и др.)
Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки,
обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам
Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков
«Службы спасения», «Скорая помощь», «Куда едут машины»
Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях
и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия;
неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак
светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и
его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого
цвета, специальные звуковые сигналы)
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие
различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального
транспорта.
Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина
Задача детей: организовать движение других транспортных
«Мы — пожарные: К быстрее потушит пожар».
Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята
смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование
положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду
пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.
2. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре», «Разговор по телефону «01».
Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания
педагога и исполнять их.
3.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже
Цель: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее
дело, формировать бережное отношение к игрушкам (машинам).
4. Дидактические игры:
- «Хорошо- плохо» («Вредно- полезно»),
Цель: помогать запомнить правила личной гигиены, формировать бережное отношение к
своему здоровью.
-«Кому что нужно для работы»
Цель: закрепить знания о работе пожарных, спасателей, врачей; закреплять названия
предметов, необходимых людям данных профессий, воспитывать уважение к их труду.
-«Что сначала, что потом»
Цель: развивать умение анализировать проблемные ситуации, возможные дома, во дворе,
на воде, в лесу, на улице; учить беречь свою жизнь и здоровье , соблюдать осторожность,
избегать заведомо опасны ситуаций.
-«Телефон», с мячом.
Цель: помогать запоминании правил личной безопасности, правил общения по телефону;
продолжать учить пользоваться телефоном, знать номера экстренных служб.
5.Просмотр мультфильмов «Смешарики» из серии «Безопасность»
Цель: закрепление знаний о возможных опасностях и о их предотвращении- чтобы не
было беды.
Художественно – эстетическое развитие:
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви
к искусству.
учить изображать в рисунке и аппликации возможные опасные ситуации.
Выполнение творческих работ:
1.Рисование: «Добрый доктор Айболит», «Прогулка на улице», «Электроприборы-
наши помощники», «Дорожные знаки», «Вот эта улица, вот этот дом», «Домашние
питомцы», «Машины МЧС- специальные», « Пожарные спешат на помощь», « Осень: по
грибы, по ягоды», « Прогулка на природу», « Осторожно! Опасность!», «Красная
Шапочка», «Волк и козлята», «Мы спасатели».
2.Раскрашивание раскрасок: «Специальные машины», «Ребёнок- главный
пассажир», «Наш друг- светофор», « Пешеходный переход», «На улице», «Пожар на
кухне», « Специальный транспорт в городе».
3.Аппликация: «Наш друг -светофор», «Дорожные знаки»; « Съедобные грибы»,
« Машины МЧС», коллективная- « Чтобы не было беды». Ручной труд « Весёлый
светофорчик» ( баночки из-под йогурта) , «Доктор Айболит и его пациенты» (рулончики
от т.бумаги)
4. Театрализация «Кошкин дом», С. Я. Маршака, «Волк и семеро козлят».
Физическое развитие:
1. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст
сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор».
Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».
Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память;
научиться усидчивости, терпению.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе подготовки и реализации
проекта по безопасности «Азбука
безопасности» в группе у детей сформировались навыки безопасного поведения в
различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе; отмечаются
устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в
условиях игрового пространства; дети имеют представления о средствах и способах
пожаротушения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и
стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.
На протяжении всего проекта были выполнены творческие работы с
изображениями правил поведения на воде, в лесу, на дороге, с огнем и т.д.
Дети так же приняли участие в занимательной викторине «Основы безопасности
жизнедеятельности», где показали хорошие знания, по правила безопасного поведения в
различных ситуациях (1 место – Максим К., 2 место – Марк Ш., 3 место – Варвара Г.).
Продукт данного проекта:
- Оформление уголка по безопасности «Островок безопасности»;
- Выставка творческих работ «Безопасность глазами детей» («Пристегните ремни»,
«Светофор», «Огнетушитель», «Спасите дерево», «Пожарник» и т.д);
- Показ обучающего мультфильма «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и
домовенком Непослухой в доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и
быстро рассказали и показали детям об основах безопасности жизни, для
избегания многих опасных ситуаций! Увлекательные уроки тетушки Совы полностью
заняли внимание детей;
- Фестиваль сказок, театрализованное представление детей «Зайчиха и зайчата»
(по пожарной безопасности);
- Обмен опытом с педагогами детского сада – проведение образовательной
деятельности «Огонь друг – огонь враг»;
- Консультация для педагогов на тему «Формирование навыков безопасного
поведения у дошкольников посредством игры»
Взаимодействие с родителями:
- Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта;
- Анкетирование родителей на тему «Безопасность ребенка в семье»;
- Участие родителей в конкурсе «Дидактические игры и пособия по безопасности
своими руками»;
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «ГИБДД», «Мы пожарные»;
- Воспитатели совместно с родителями, детьми провели акцию «Возьми ребенка за
руку»;
- Для родителей оформлена папка-передвижка «Безопасность на дороге»;
- Сделаны памятки для родителей: «Правила пожарной безопасности»,
«Безопасность на дорогах»;
- Оформлены консультация для родителей по правилам дорожного движении,
антитеррору, ребенок один в квартире, азбука для родителей: учим ребенка правилам
безопасности, основные опасности дома и др.;
- Проведено родительское собрание «Безопасность детей в наших руках».
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам
безопасности более интересным, доступным, значимым.
Приложение