Напоминание

«Азбука безопасности»


Автор: Свиридова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: город Ярославль. Ярославская область
Наименование материала: Проект по безопасности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Азбука безопасности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«МДОУ «Детский сад №25»

Проект по безопасности

«Азбука безопасности»

Воспитатели: Свиридова Н.В.

Логинова Н.А.

г.Ярославль 2022г.

Проект по безопасности

«Азбука безопасности»

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Возраст детей: 4 – 5 лет

Продолжительность проекта: долгосрочный, (сентябрь 2021г. – ноябрь 2022г).

«Много правил есть на свете,

Их должны запомнить дети!»

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая

личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа

жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и

защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложным, а

порой опасными жизненными ситуациями. Дети с самого раннего возраста для

собственной безопасности должны четко знать правила безопасности. Это касается всех

сфер жизни и деятельности ребенка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью

взрослого является обучение ребенка основам безопасного поведения. Ребенок может

оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому

главная задача взрослых - стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Чтобы дети знали, как правильно вести себя в разных ситуациях и умели применять

полученные знания в реальной жизни. Современный мир таит в себе множество

опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности,

ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной

ситуации может спасти жизнь. Детская безопасность всегда была и будет общей заботой

педагогов и родителей. Жизнь ребенка – это самое дорогое, что есть на свете. Задача

взрослых научить маленького человечка обойти беду стороной.

Может возникнуть

вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно

переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по

знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не

стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми

людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и

всегда находятся под вашим наблюдением? Но мы всегда должны помнить о том, что

формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок

всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Работа по обучению

детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного

дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с

детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям

недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике,

опираясь на примеры взрослого.

Проблема: У

детей

не

сформирован

интерес

к

проблеме

собственной

безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми,

предметами быта, поведения на улице. Взрослые мало рассказывают о разностороннем

мире и его опасностях. Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности

осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Эту проблему по праву

относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном

учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного

поведения. Поэтому мы, воспитатели группы решили помочь приобрести навыки

жизнедеятельности нашим детям.

Цель проекта: Формирование у детей знаний, представлений, устойчивых

навыков по основам безопасности жизнедеятельности.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей основные представления об основах безопасности;

2. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на

улице, в общественных местах, в природе;

3. Выработать у дошкольников привычку соблюдать меры предосторожности;

4. Учить детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

5. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность,

активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на

основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

6. Активизировать родителей к совместной деятельности;

7. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного

поведения

Ожидаемые результаты по проекту:

1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях

дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические

навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Уметь предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.

4. Уметь заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила

безопасности жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе

первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

6. Иметь представления о возможных негативных последствиях для других людей

своими неосторожными действиями.

7. Вовлечение родителей в педагогический процесс по средствам повышения

компетенции в вопросах безопасности детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

- Подбор материала педагогом для реализации проекта.

- Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.

- Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.

- Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные

картинки, серия вопросов).

- Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых

и детей.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Познавательное развитие:

1.

Беседы:

- «Ни ночью, ни днём, не балуйтесь, дети, с огнём.», «Огонь- друг, огонь- враг», «Это не

игрушка, это опасно», «Профессия пожарного»

Цель: расширять знания о пожарной безопасности о том, как избежать пожароопасных

ситуаций, учить вызывать службу спасения.

- «Улица полна неожиданностей», «Внимание- дорога», «Где и как можно играть?»,

«В городском транспорте», «Красный, желтый, зеленый», «Знай и выполняй правила

уличного движения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их

представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.

-«Здоровье и нездоровые привычки», «Наши руки», «Сохрани своё здоровье сам»

Цель: формировать интерес к здоровому образу жизни, негативное отношение к курению,

наркотикам, знакомить с методами профилактики вредных привычек.

- «В мире опасных вещей: Где мы можем чувствовать себя в безопасности?»,

«Опасные предметы дома»

Цель: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять

правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных

случаев.

- «Незнакомец: Внешность человека может быть обманчива», «Не открывай дверь

чужим людям»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда

означает его добрые намерения.

- «Безопасная улица: Внимание- гололёд, сосульки»

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить

беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.

- «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»

Цель: формировать представление о роли воды в природе, прививать понимание

необходимости бережного отношения к ней.

- Опасные забавы: «Запомните, детки: таблетки- не конфетки», «Ножницы,

катушки- это не игрушки», «А у нас в квартире-газ, водопровод…балкон.»

Цель: развивать умение определять травмоопасные предметы, учить выбирать

правильный поступок, воспитывать внимательность.

- «Если хочешь быть здоров»

Цель: уточнять знания о правилах поведения в общественных местах, воспитывать

бережное отношение к себе и окружающим.

-«Безопасность при любой погоде», «Осторожно- Новый год!»

Цель: знакомить с правилами поведения зимой, мерами по предотвращению травматизма;

формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности.

2. Рассматривание иллюстраций:

-«Правила маленького пешехода», «Ребёнок –главный пассажир»

Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами ребёнка-

пассажира.

- «Правильно ли ведут себя дети при пожаре?»

Цель: закреплять знания о пожароопасных предметах, развивать умение избегать

пожароопасных ситуаций.

-«Как избежать опасностей на природе», «Дары леса», «Возле речки, у пруда»,

«Могут ли овощи навредить здоровью?»

Цель: закреплять правила безопасного поведения во время пребывания на природе.

-«Кошечки- собачки и другие милые животные»

Цель: формировать навыки безопасного обращения с домашними питомцами и

бездомными животными.

3. Викторина:

- «Опасный огонёк: Спички- не игрушка!»

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и

отвечать на вопрос воспитателя.

- «Правила поведения на льду»

Цель: закрепить знания поведения на льду в городе и на водоёмах , где категорически

запрещено находиться без взрослых, продолжать учить поведению в экстремальных

ситуациях.

-«Как избежать неприятностей на природе»

Цель: закреплять правила безопасного поведения на природе, около водоёмов

воспитывать бережное отношение к природе.

Речевое развитие:

1. Игровая ситуация:

- «Звонят: откроем дверь?..»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими

людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.

- «Что делать, если…?»

Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону, сообщить о пожаре,

назвать свой адрес.

- «Я потерялся», «Новый приятель», «Заброшенный дом»

Цель: учить видеть потенциальные опасности вокруг себя, учить их избегать; помогать

обрести уверенность в себе, победить страх, уметь находить выход из опасной ситуации.

-«Отношение к больному человеку», «Как справиться с инфекцией»

Цель: формировать знания об инфекционных заболеваниях, о способах заражения ими и

их лечении.

2. Чтение произведений:

-«Как в селе пожарную каланчу построили», Как Тимоша царевну спас»,

Незатушенный костёр»,«Воронёнок»,Т.А.Шорыгиной, «Спичка-невеличка»,Е.Хоринская.

-Н.Носова,

«Как

Незнайка

катался

на

грузовике»,

Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения.

- Поучительная сказка «Я и улица»,Х.Тайдре, « Азбука улицы»,П.Ивлев, «На

перекрёстке»,М.Каминский.

Цель: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на

практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

- Чтение сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С.

Михалкова «Моя улица», « Скверная история»,

Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью

художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на

дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.

-Чтение

художественной

литературы

«Пир

мышей».

Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть

опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.

3. Загадки по правилам безопасности:

- «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные

загадки», «Грибы и ягоды: съедобные и несъедобные».

Цель: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в

доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ;

развивать логическое мышление, внимание, память.

4. Стихи о безопасности для детей:

«Дорога – не тропинка..», А.Усачёв, « Светофор», С. Михалков, « Азбука

безопасности», А.Северный, « Постовой на мостой», Я. Пишумов, «Предостережение»,

Ю. Яковлев, « Пешеходный переход», «Дорожные знаки», Я. Пишумов

5. Пословицы и поговорки про осторожность:

Без забора, без запора не уберечься от вора. Береги себя пуще глазу! Берегись бед

пока их нет! Гляди под ноги: ничего не найдёшь, так хоть ноги не зашибёшь. Мелкая река,

да круты берега. Не буди спящего пса: пес спит, а ты-мимо. Не верь чужим речам- верь

своим очам! Не всякому верь- запирай покрепче дверь! Не шути огнём- обожжёшься.

Опасение- половина спасения. Промеж двери пальца не клади! Тут яма- стой прямо!

Хорош цветок, да остёр шипок.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно-ролевые игры:

«Пешеходы», «Пешеходы и водители», «Путешествие в автобусе».

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где

разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается

пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие,

информационно-указательные и др.)

Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки,

обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

«Службы спасения», «Скорая помощь», «Куда едут машины»

Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях

и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия;

неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак

светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и

его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого

цвета, специальные звуковые сигналы)

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие

различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального

транспорта.

Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина

Задача детей: организовать движение других транспортных

«Мы — пожарные: К быстрее потушит пожар».

Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята

смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование

положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду

пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

2. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре», «Разговор по телефону «01».

Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания

педагога и исполнять их.

3.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже

Цель: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее

дело, формировать бережное отношение к игрушкам (машинам).

4. Дидактические игры:

- «Хорошо- плохо» («Вредно- полезно»),

Цель: помогать запомнить правила личной гигиены, формировать бережное отношение к

своему здоровью.

-«Кому что нужно для работы»

Цель: закрепить знания о работе пожарных, спасателей, врачей; закреплять названия

предметов, необходимых людям данных профессий, воспитывать уважение к их труду.

-«Что сначала, что потом»

Цель: развивать умение анализировать проблемные ситуации, возможные дома, во дворе,

на воде, в лесу, на улице; учить беречь свою жизнь и здоровье , соблюдать осторожность,

избегать заведомо опасны ситуаций.

-«Телефон», с мячом.

Цель: помогать запоминании правил личной безопасности, правил общения по телефону;

продолжать учить пользоваться телефоном, знать номера экстренных служб.

5.Просмотр мультфильмов «Смешарики» из серии «Безопасность»

Цель: закрепление знаний о возможных опасностях и о их предотвращении- чтобы не

было беды.

Художественно – эстетическое развитие:

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви

к искусству.

учить изображать в рисунке и аппликации возможные опасные ситуации.

Выполнение творческих работ:

1.Рисование: «Добрый доктор Айболит», «Прогулка на улице», «Электроприборы-

наши помощники», «Дорожные знаки», «Вот эта улица, вот этот дом», «Домашние

питомцы», «Машины МЧС- специальные», « Пожарные спешат на помощь», « Осень: по

грибы, по ягоды», « Прогулка на природу», « Осторожно! Опасность!», «Красная

Шапочка», «Волк и козлята», «Мы спасатели».

2.Раскрашивание раскрасок: «Специальные машины», «Ребёнок- главный

пассажир», «Наш друг- светофор», « Пешеходный переход», «На улице», «Пожар на

кухне», « Специальный транспорт в городе».

3.Аппликация: «Наш друг -светофор», «Дорожные знаки»; « Съедобные грибы»,

« Машины МЧС», коллективная- « Чтобы не было беды». Ручной труд « Весёлый

светофорчик» ( баночки из-под йогурта) , «Доктор Айболит и его пациенты» (рулончики

от т.бумаги)

4. Театрализация «Кошкин дом», С. Я. Маршака, «Волк и семеро козлят».

Физическое развитие:

1. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст

сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор».

Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».

Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память;

научиться усидчивости, терпению.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В ходе подготовки и реализации

проекта по безопасности «Азбука

безопасности» в группе у детей сформировались навыки безопасного поведения в

различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе; отмечаются

устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в

условиях игрового пространства; дети имеют представления о средствах и способах

пожаротушения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и

стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе

первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

На протяжении всего проекта были выполнены творческие работы с

изображениями правил поведения на воде, в лесу, на дороге, с огнем и т.д.

Дети так же приняли участие в занимательной викторине «Основы безопасности

жизнедеятельности», где показали хорошие знания, по правила безопасного поведения в

различных ситуациях (1 место – Максим К., 2 место – Марк Ш., 3 место – Варвара Г.).

Продукт данного проекта:

- Оформление уголка по безопасности «Островок безопасности»;

- Выставка творческих работ «Безопасность глазами детей» («Пристегните ремни»,

«Светофор», «Огнетушитель», «Спасите дерево», «Пожарник» и т.д);

- Показ обучающего мультфильма «Уроки осторожности» с тетушкой Совой и

домовенком Непослухой в доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и

быстро рассказали и показали детям об основах безопасности жизни, для

избегания многих опасных ситуаций! Увлекательные уроки тетушки Совы полностью

заняли внимание детей;

- Фестиваль сказок, театрализованное представление детей «Зайчиха и зайчата»

(по пожарной безопасности);

- Обмен опытом с педагогами детского сада – проведение образовательной

деятельности «Огонь друг – огонь враг»;

- Консультация для педагогов на тему «Формирование навыков безопасного

поведения у дошкольников посредством игры»

Взаимодействие с родителями:

- Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта;

- Анкетирование родителей на тему «Безопасность ребенка в семье»;

- Участие родителей в конкурсе «Дидактические игры и пособия по безопасности

своими руками»;

- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «ГИБДД», «Мы пожарные»;

- Воспитатели совместно с родителями, детьми провели акцию «Возьми ребенка за

руку»;

- Для родителей оформлена папка-передвижка «Безопасность на дороге»;

- Сделаны памятки для родителей: «Правила пожарной безопасности»,

«Безопасность на дорогах»;

- Оформлены консультация для родителей по правилам дорожного движении,

антитеррору, ребенок один в квартире, азбука для родителей: учим ребенка правилам

безопасности, основные опасности дома и др.;

- Проведено родительское собрание «Безопасность детей в наших руках».

Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам

безопасности более интересным, доступным, значимым.

Приложение



В раздел образования