Автор: Сенина Марина Юрьевна
Должность: преподаватель, ЦК "Сольное и хоровое народное пение"
Учебное заведение: ГПОУ "Саратовский областной колледж искусств"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Аранжировка песен для детского фольклорного ансамбля.
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
АРАНЖИРОВКА ПЕСЕН ДЛЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО
АНСАМБЛЯ
Преподаватель ГПОУ «Саратовский
областной колледж искусств»
Сенина М.Ю.
г. Саратов, 2024 г.
1
Большинство
аудиоматериалов,
записанных
в
фольклорных
экспедициях,
нотных
материалов,
представленных
в
многочисленных
песенных
сборниках,
представляют
определенную
сложность
для
исполнения детскими фольклорными коллективами.
Детский репертуар
ограничен то жанром, то диапазоном, то содержанием, то сложным
мелодическим рисунком и пр. Поэтому преподавателям часто приходится
приспосабливать песенные образцы для своего ансамбля, солистов или
дуэтов.
Основная задача такой работы
- максимальное сохранение
фольклорного
произведения,
создание
новой
партитуры,
близкой
оригиналу.
Приступая
к
аранжировке,
следует
помнить
жанровые
и
стилистические особенности народных песен. Календарные песни в устной
традиции
передаются
из
поколения
в
поколение
с
минимальными
изменениями. Это очень устойчивый пласт песенного фольклора. И при
переложении для детского хора надо стараться сохранять партитуру этих
песен максимально точно. В хороводных, плясовых, игровых песнях,
отличающихся более развитой мелодикой и многоголосием по сравнению с
календарными, возможно более серьезное вмешательство в оригинал. При
переложении лирических песен допустима еще большая свобода, поскольку
вероятность создания вариантов подголосков может быть значительна.
Западнорусские песни по своему складу более доступны для детского
хора, чем южнорусские или песни средней полосы России, так как
отличаются сравнительно небольшим диапазоном (поются в узкообъемных
ладах), краткостью внутрислоговых распевов, четкостью построения формы.
Довольно
часто
возникает
необходимость
редактирования
поэтического текста, чтобы сделать его доступным для детского понимания и
возможным для детского исполнения. Обычно бывает достаточно заменить
некоторые слова или словосочетания или сократить текст. Но иногда
допустима полная замена текста близким по ритмической организации
выбранному образцу.
Трава моя, трава.Плясовая Московской области.
(С. И. Русские народные песни Московской области. Вып. 2. – М.: «Советский
композитор», 1988. – 336 с., нот.)
Оригинал:
1. Трава моя, трава, трава луговая,
Я по той по траве ходила – гуляла.
2. Я по той по траве ходила – гуляла,
На лугу зеленом цветы собирала.
3. На цветах-кореньях пива настояла,
Дорогого друга пивом угощала.
4. Дорогого друга пивом угостила,
Да хмельную чару сама пригубила.
5. Да хмельную чару сама пригубила
И таковы речи ему говорила:
6. «За здоровье чару, милый, подымаю
И за наше счастье чару выпиваю».
Редактированный:
1. Трава моя, трава, трава зеленая,
Я по той по траве ходила – гуляла.
2. Я по той по траве ходила – гуляла,
На лугу зеленом цветы собирала.
3. На цветах-кореньях чаю настояла,
Дорогого друга чаем угощала.
4. Дорогого друга чаем угостила,
Да сладкого чаю сама пригубила.
5. Да сладкого чаю сама пригубила,
Ласковые речи ему говорила.
2
Грамотное изменение первоисточника невозможно без знания закономерностей
форм русского многоголосия.
Гетерофония
– самая простая и
самая древняя форма полифонического
разделения напева. При ансамблевом исполнении каждый голос воспроизводит
вариант одной и той же мелодии. В гетерофонии голоса приблизительно равны по
диапазону,
примерно
одинаково
развиты
интонационно
и
ярко
выражены
мелодически, сохраняя между собой определенное сходство.
Наиболее элементарный пример гетерофонной фактуры – эпизодическое
ответвление той или иной вокальной линии от унисона. Такое многоголосие
характерно, в частности, для многих обрядовых жанров западнорусской песенной
традиции. Народные певцы здесь поют преимущественно в унисон, лишь иногда
голоса разъединяются и образуют различные интервалы – терции, кварты, квинты.
Характерно такое изложение и для песен русского севера.
Славной звон. Свадебная Кировской области.
(Браз С. Песни реки Лузы. – М.: «Советский композитор», 1977. – 34 с., нот.)
Гетерофония – наиболее доступный для детей тип многоголосия. С песен в
гетерофонном
изложении
целесообразно
начинать
формирование
навыка
многоголосного пения.
Контрастное
двухголосие
–
самый
распространенный
тип
русского
многоголосия. Главный принцип – отчетливое, рельефное противопоставление
верхней вокальной партии партии нижнего голоса. При этом нижний голос является
интонационной основой напева, а верхний имеет вспомогательное значение. Как
правило, нижняя партия исполняется запевалой.
В процессе развития напева возможно мелодическое движение в одном голосе
на фоне выдержанного тона в другом голосе, противоположное, косвенное движение
голосов, использование элементов дробления, синкоп, пунктирных фигур в одном
подголоске на фоне равномерного движения либо выдержанного тона в другом. Это
позволяет определить данную форму многоголосия, как полифоническую.
Шел милый дорожкой. Лирическая Тульской области.
(Песни Ясной Поляны в записи В.Ф. Смирнова./Ред.-сост. С.И. Пушкина. – М.: «Советский
композитор», 1986. – 120 с., нот.)
Если песня исполняется трио, квартетом или еще большим составом, нижняя
партия разветвляется по принципу гетерофонии – содержит варианты основной
мелодии.
Верхний подголосок, как правило, противопоставляется фактурно,
интонационно, ритмически нижнему. Такой тип многоголосия встречается в
Белгородской, Курской областях, на Среднем Дону, у семейских Забайкалья.
По тому же принципу строятся отношения голосов и в контрастном
трехголосии,
зафиксированном в песнях Белгородской и некоторых районах
Воронежской областей.
Ох, не будите меня, молодую. Плясовая Белгородской области.
( Хрестоматия русской народной песни. Сост. С. Браз. М., 1975.)
Голоса разбиваются на три группы.
Главным мелодическим стержнем
оказывается линия среднего голоса, ее обычно ведет запевала. При большом составе
исполнителей данную партию по правилам гетерофонии поддерживают еще
несколько
певцов. Нижний подголосок выполняет функцию гармонического
фундамента.
Поэтому
отличается
сравнительно
небольшой
ритмической
подвижностью и скупостью мелодических средств. Средние и верхние голоса весьма
подвижны интонационно и дробны ритмически, они свободно перекрещиваются,
переплетаются в кружевном рисунке. В некоторых курских песнях нижний голос
совершенно неподвижен, и образует педаль, на фоне которой развиваются два
контрастных голоса.
Поскольку партии находятся в тесном расположении, возникает весьма плотная
фактура, изобилующая трех-, четырех, пятиголосными, а иногда и более сложными
созвучиями
.
Терцовый параллелизм (втора, ленточное многоголосие)
– особый тип
русского многоголосия. Суть его в том, что два голоса движутся параллельно,
преимущественно в терцию, временами образуя другие созвучия, или сходятся в
унисон. Ленточный склад предполагает двухголосную основу партитуры. Этот тип
многоголосия распространен в районах Поволжья, Приуралья, Урала и Сибири. В
песнях с такой фактурой основным голосом, как правило, является нижний голос.
Ты гордая наша свашенька. Свадебная Томской области.
(Свадебные песни Томского Приобья.Народные песни, записанные в Томской области./Сост.
Мехнецов А.М. – М.: «Советский композитор»,1977. – 64 с., нот.)
В ряде местностей России – в Центральной полосе, в Поволжье, на Севере, в
Сибири, на Урале – распространено двух- и многорегистровое пение. Голоса
поющих удваиваются в октаву. Дублирующие партии развиваются по принципу
гетерофонии. В контрастном двухголосии чаще удваивается верхний подголосок. Но
анализ партитур показывает, что может удваиваться и нижний подголосок и два
подголоска
одновременно.
Причем
дублирование,
как
правило,
не
точное.
Исполнители варьируют напев по законам гетерофонии.
Во горенке. Плясовая Саратовской области.
(Запись и нотация Ховановой.М.)
Опираясь на перечисленные формы многоголосия, можно утверждать, что
традиционная народная песня имеет одно-, двух- или трехголосную основу. Развитое
многоголосие
образуется
путем
варьирования
подголосков
и
их
октавным
удвоением.Таким образом, можно определить несколько правил аранжировки
для детского коллектива (солиста):
– Для исполнения выбираются любые варианты напева, удобные исполнителю
либо сочиняется свой подголосок. При усложнении одноголосного варианта также
создается дополнительный подголосок (или несколько). Часто предложенный
преподавателем напев дети интонируют по-своему. Стоит прислушатьсяк детскому
варианту, т.к. музыкальное мышление детей отличается от взрослого, и ребенок
интуитивно выбирает более удобные для себя попевки. Как правило, детские напевы
вполне удовлетворяют требованиям партитуры.
–Если
целью
является
создание
одноголосного
варианта,
то
можно
использовать распространенный в народе прием, когда напев частично охватывает
наиболее выразительные места из разных подголосков. При этом важно следить,
чтобы
диапазон
получившегося
варианта
не
превышал
возможности
предполагаемого исполнителя. Такой способ работы подходит для любого типа
многоголосия.
– Партитуры с развитым многоголосием требуют облегченного изложения. Как
правило, в такой работе используется снятие октавных удвоений, дивизи в партиях,
сложной мелизматики, сокращение количества голосов, замена отдельных звуков,
если это не вносит существенных изменений в мелодию, лад, гармонию песни,
небольшая корректировка ритма.
– Выбирается (или создается) и закрепляется один (либо два, в зависимости от
исполнительских возможностей детей) вариант напева. Допускается изменение
текста в соответствии с ритмической организацией предлагаемого варианта.
– Партитура может формироваться из фрагментов строфических вариантов
песни. Как правило, в сборниках даются три (и более) строфы (куплета) песни.
Каждая строфа имеет вариационные отличия. Опираясь на эти отличия, при
необходимости можно вносить свои изменения в напев.
Такое вмешательство в первоисточник ни в коей мере не противоречит
традиции. Разнообразие песенных вариантов – одна из характерных особенностей
русского песенного фольклора. Главное для народного певца – не придумать песню, а
исполнить всем знакомое произведение по-своему. Каждый исполнитель привносит
новые элементы (текстовые, мелодические, ритмические, гармонические и т.д.).
Именно эта особенность и придает народному искусству многообразие
.
Создавая
новые подголоски, мы продолжаем традицию бытования народных песен. Главное в
такой работе – бережное отношение к первоисточнику, сохранение основы
фольклорного произведения – ведущего голоса.
Изменения текста также характерны для народного песнетворчества. Известно
немало поэтических текстов на один напев (например, «Камаринская»), разных
вариантов поэтического текста с одинаковым сюжетом. В XIX веке, в годы ВОВ на
известные напевы сочинялись новые тексты и песня «уходила в народ».
***
1.
Артемкина Т.Е., Артемкин А.В. Дети. Фольклор. Творчество. Детский народно-певческий
коллектив. Методическое пособие. Владимир: издательство «Транзит – Икс», 2002г. 92 с.
2.
Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской
народной (крестьянской) песни. – Л.: Музгиз, 1961. – 156 с.
3.
Народное музыкальное творчество. Учебное пособие для студентов высших педагогических
заведений./ А. Ф. Камаев, Т.Ю.Камаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304
с.
4.
Щуров
В.М.
Стилевые
основы
русской
народной
музыки.
–
М.:
Московская
государственная консерватория, 1998. – 464 с., нот.
● Бай авсень, бай авсень. Колядка Рязанской области.
(Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. – М.:
«Советский композитор», 1985. – 44 с.
Вариант, созданный для первого опыта работы над двухголосием.
● Ой, ты, русская метелица. Ямщицкая Московской области.
(С. И. Русские народные песни Московской области. Вып. 2. – М.: «Советский
композитор», 1988. – 336 с., нот.)
Вариант, созданный для ансамблевого исполнительства. Полная партитура
исполнялась студентами I курса отделения Сольного и хорового народного пения
ГОУ СПО «СОКИ». Для детского коллектива была предложена эта же партитура, но
без мужского голоса.
•
На горе-то калина. Плясовая Саратовской области.
Вариант для сольного исполнения. Вданной партитуре для исполнения предложен
верхний подголосок.
1.
На горе-то калина, под горою малина.
Да что ж, кому дело калина, ну кому какое дело, малина.
2.
Там девчата гуляли, калинушку ломали.
Ну что ж, кому дело гуляли, ну кому какое дело ломали.*
3.
Во пучочки вязали, край дорожки бросали.
4.
Тут шел-прошел паренек, все Андрюша щеголек.
5.
Он калинушку ломал, в Дунай-речку побросал.
●Уж ты, утка. Кадриль Владимирской области. Аранжировка Алехиной Н.Н.
________________________________
* Строение следующих куплетов аналогично.
Вариант для детского ансамбля.
●Ходит царь. Игровая Саратовской области.
1. Ходит царь, ходит царь.
По селам, городам,
По селам, городам.
2. Ищет царь, ищет царь
Царь царевну свою,
Королевну свою.
3. Где ж, где ж она, где ж, где ж она,
Царевна моя,
Королевна моя?
4. Вот, вот она, вот, вот она,
Царевна моя,
Королевна моя.
5. Ты возьми ее, ты возьми ее
За правую рученьку,
За правую рученьку.
6. Ты веди ее, ты веди ее
Во светлую горницу,
Во светлую горницу.
7. Ты поставь ее, ты поставь ее
Посредине горницы,
Посредине горницы.
8. Ты заставь ее, ты заставь ее
Танцавать, плясать,
Танцавать, плясать.
9. Ты танцуй, танцуй, ты танцуй, танцуй,
Царевна моя,
Королевна моя.
Вариант для детского ансамбля. (Для сольного исполнения бала предложена партия
верхнего голоса и добавлено три куплета.)
●Ох, не будите меня, молодую. Плясовая Белгородской области.
(Хрестоматия русской народной песни. Сост. С. Браз. М., 1975.)
Вариант для детского коллектива.
● Я по жердочке шла. Плясовая Балтайского района Саратовской области. Запись и
нотация Ховановой М..
1.
Я по жердычке шла, я по тоненькою.
Я по тоненькою, по еловенькою.
2.
Я по тоненькою, по еловенькою,
Тонка жердычка гнется, не зломится.
3.
Тонка жердычка гнется, не зломится.
Со милым дружком водиться, да не стошнется.
4.
Со милым дружком водиться, да не стошнется,
Если стошнется, разгуляется.
5.
Хоть и стошнется, разгуляется.
Выходила молода за новые ворота.
Вариант для детского ансамбля.
Вариант для сольного исполнения.
● Затопила горенку. Плясовая Балтайского района Саратовской области. Запись и
нотация Ховановой М.
Вариант для детского ансамбля.
Вариант для сольного исполнения (комбинированный из верхнего и нижнего
подголоска).
● Наша Трошиха натрошилася. Хороводная вечериночная («хожалая») Иркутской
области. (Русские народные песни Иркутской области. /Сост. Пушкина С.И. – М.:
Всероссийское музыкальное общество, 2002. – 130 с., нот.)
Вариант для детского ансамбля.
1.
Наша Трошиха натрошилася, моя мила вся сугорбилася.
Наша Трошиха телегу продала, за телегу полтора рубля взяла.
2.
У Парфенки избенка худа, собирайтесь на вечерку сюда.
На вечерке намаемся, придет лето, разгуляемся.
3.
Наша Трошиха счастливая была, на баране сено важивала.
На баране сено важивала, на свинье каменья езживала.
4.
Наша Трошиха веселая была, на базар в корыте езживала.
Накупила зерна целый мешок, наварила каши полный горшок.
5.
Она варила-поваривала, молодых ребят заманивала.
Молоды ребята важненькие, у них денежки бумажненькие.
● Скажи, Надя, где была. Кадрильная Московской области.
Вариант для детского ансамбля.
1.
Скажи, Надя, где была,
Скажи, Надя, где была,
Скажи, Надя, где была, где была,
Скажи, Надя, где была, где была.
2.
Надя в саде гуляла,
Надя в саде гуляла,
Надя в садике гуляла, гуляла,
Надя в садике гуляла, гуляла.
3.
Кого, Надя, видела?
Надя дружка видела,
Надя дружка видела, видела,
Надя дружка видела, видела.
4.
Он мой милый дорогой
При сорочке голубой,
При сорочке голубой, голубой,
При сорочке голубой, голубой.
5.
Приведу его домой,
Посажу его за стол,
Сама сяду за другой, за другой,
Сама сяду за другой, за другой.
6.
Милый чаю напился,
Разговором занялся,
Разговором занялся, занялся,
Разговором занялся, занялся.
7.
Уговаривал меня:
«Выйди замуж за меня,
Выйди замуж за меня, за меня,
Выйди замуж за меня, за меня».
● Красная девица. Плясовая Саратовской области. Запись и нотация Тархова А.Г.
Вариант для детского ансамбля. В сольном исполнении звучал верхний
подголосок.
1.
Красная девица в саду я гуляла,
Красная девица в саду я гуляла.
В саду я, в саду я, в саду я гуляла,
В саду я, в саду я, в саду я гуляла.
2.
Красная девица елку ломала,
Красная девица елку я ломала.
Елку я, елку я, елку я ломала,
Елку я, елку я, елку я ломала.*
3.
Красная девица в речку я упала.
4.
Красная девица рыбку я ловила.
5.
Красная девица рыбку я сварила.
6.
Красная девица брата накормила.
(* Строение следующих куплетов аналогично.)
● Полевая березка. Сказка. ( Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки,
считалки, сказки, игры. Вып. 4 / Сост. Науменко Г. – М.: «Советский композитор»,
1986. – 102 с., нот.
Редакция: