Автор: Кривощекова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель эстрадного вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п.Межевой
Населённый пункт: р.п.Межевой Челябинская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Развитие навыков многоголосного пения в вокальном ансамбле"
Раздел: дополнительное образование
Кривощекова И.Г., преподаватель
страдного вокала высшей категории
МБОУ ДО «ДШИ» р.п.Межевой
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОТДЕЛЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ
Тема урока: «Развитие навыков многоголосного пения в вокальном ансамбле».
Цель урока:
Формирование и совершенствование практических умений и навыков
многоголосного пения в вокальном ансамбле посредствам межпредметных связей.
Задачи:
1. Познавательный аспект
Познакомить учащихся с определением межпредметные связи на примере анализа
вокального произведения А.Бабаджаняна «А любовь жива».
2. Образовательный аспект
Совершенствовать умения и навыки многоголосного пения в вокальном ансамбле на
основе вокально-интонационных упражнений.
3.Воспитательный аспект
Воспитать у учащихся культуру исполнения при коллективном музицировании.
Структура урока:
1. Организационный этап
2. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.
3. Этап усвоения практических и теоретических умений и навыков многоголосного пения
в вокальном ансамбле.
4. Этап обобщения и систематизации изученного материала.
Тип урока: комбинированный
Методы:
1.Объяснительно-иллюстративный
Преподаватель в устном сообщении знакомит учащихся с понятием «межпредметные
связи». Иллюстрирует вокальное произведение А.Бабаджаняна «А любовь жива».
2. Эвристический
Учащиеся совместно с преподавателем делают анализ произведения А.Бабаджаняна «А
любовь жива».
Вокально-интонационная работа в произведении:
- Пение тональности, в которой звучит данное произведение
- Пение каждой отдельной вокальной партии
- Работа над чистотой интонирования мелодической линии
- Работа над двухголосием
- Выстраивание трёхголосия
3.Репродуктивный
Заключительное исполнение a cappella произведения А.Бабаджаняна «А любовь жива» по
партитуре.
Ход урока:
1. Организационный этап.
- Сообщение темы урока и поставленных задач
- Подготовка голосового и слухового аппаратов к исполнению произведения путем
распевания вокального коллектива.
Большая роль в развитии навыков многоголосного пения принадлежит правильному
подбору упражнений для разогрева голосового аппарата и подготовке слухового аппарата
к исполнению. Упражнения-песни, используемые в распевании должны быть доступны по
музыкальному языку, ограничены по диапазону, и удобны по тесситуре. Наиболее удобны
и хороши в этом плане русские народные песни, в которых встречаются подголоски
«педаль» и эпизодическое разделение голосов. Например:
Русская народная песня «Ах ты степь широкая»
Русская народная песня «Во кузнице»
Большую пользу принесёт пение канонов, пение с относительной самостоятельностью
голосоведения.
Например: «А я по лугу…»
«Две весёлые лягушки»
Распевание:
- Пение звукоряда с названием нот.
- Пение звукоряда «ёлочкой», путём расщепления основного тона:
м…..
- Пение звукоряда в терцию (вступление голосов по принципу канона):
- Пение звукоряда в трёхголосном изложении (по принципу канона):
- Пение цепочки аккордов (T 53 S46 T53 D63 T53):
2.Этап подготовки учащихся к усвоению знаний.
- Теоретические сведения. Межпредметные связи.
Развитие многоголосного пения в вокальном ансамбле должно опираться на
музыкальный слух:
- интонационный;
- гармонический;
- внутренний;
- вокальный;
- вокальные навыки и музыкальную грамотность.
Все эти компоненты взаимосвязаны, и взаимно обусловлены. Развитие всех этих
вышеизложенных компонентов можно воспитать и развить только в тесной связи с
уроками сольфеджио, фортепиано, музыкальной литературы. Владение нотной грамотой и
основами теоретических знаний, которые даются на уроках сольфеджио и фортепиано
дают учащемуся более осознанное исполнение различных вокально-интонационных
упражнений. Это помогает ему и в слуховом анализе, где ученик слышит и знает всю
структуру того или иного музыкального построения. Владение инструментом также важно
для любого вокалиста, при разучивании вокальной партии (умение сыграть ее на
инструменте). Предмет музыкальной литературы даёт возможность учащимся достаточно
профессионально владеть формой произведения, знать его стилистику и эпоху того или
иного композитора. Только в комплексе можно воспитать профессионально грамотного
исполнителя. Поэтому в обучении необходима межпредметная связь, которая даёт
возможность
учащемуся
более
сознательно
овладевать
предлагаемым
на
уроке
музыкальным материалом, ускоряет процесс разучивания, приближает к высокому
уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения. Этот факт подтверждается
в работах и методических разработках многих известных авторов:
- В.А Шереметьев «Принципы чистого интонирования хорового многоголосия»,
- Н.Г.Щипунова «Методика преподавания хорового сольфеджио»,
- Д.Е.Огороднов «Вокальный ансамбль».
Примером является пение a cappella. Это более трудное, но вместе с тем чрезвычайно
важное и интересное исполнение, т.к. красота и богатство человеческого голоса
представлены в нём в наиболее полном виде.
Этот вид исполнительства, если ему уделять должное внимание, впоследствии окажет
благотворное влияние на весь ход воспитания не только всего вокального коллектива, но
и каждого певца в отдельности.
Знакомство с произведением А.Бабаджаняна «А любовь жива».
Знакомим исполнителей с песней А.Бабаджаняна: «А любовь жива» написанного для
голоса в сопровождении фортепиано. С целью исполненения а сарреlla мне пришлось
самостоятельно сделать переложение этого произведения для трехголосного исполнения.
В начале занятия исполняем первоначальный вариант этой песни, а затем прослушиваем
вариант переложения. На основе теоретических знаний совместно с учащимися проводим
анализ произведения.
-Анализ формы произведения:
Все учащиеся определили, что произведение написано в куплетной форме. В песне – два
куплета. Но вначале произведения звучит небольшой вокализ, который выполняет роль
небольшого оркестрового вступления.
- Разбор тонального плана произведения:
Основная тональность произведения: ре минор (d), но встречается отклонения в фа мажор
( F) – параллельную тональность, в конце восьмого такта 5 цифры идет отклонение в ре
мажор ( D ), во втором такте 6 цифры мы видим отклонение в соль минор (g), а в
четвертом такте 6 цифры отклонение в доминанту основной тональности произведения и
в конце 7 цифры возвращаемся в ре минор ( d ). Делаем вывод, что тональный план в
произведении по своему интересен и разнообразен.
- Ладовая структура произведения
В
произведении
отмечаем
разнообразные
ладовые
изменения
в
использовании
композитором всех видов минора: натурального, гармонического и мелодического, что
подчеркивает национальный колорит исполняемого произведения.
- Гармонический план произведения
Произведение многоголосное. Здесь гомофонный вид многоголосия, где партия I голоса
(мелодия)
выполняет
главную
роль,
остальные
голоса
–
второстепенную
(аккомпанирующие), поэтому в партитуре мы видим переплетение интервалов и аккордов.
Встречаются неполные доминантовые септаккорды, секундаккорды II ступени, трезвучия,
квартсекстаккорды, секстаккорды IV ступени.
- Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы
Учащиеся определили, что начало произведения строится на двух мотивах, где разные
окончания. Причем, второе проведение этих мотивов звучит в двухголосном изложении.
Затем идет куплет, который состоит из довольно длинных предложений, где необходимо
обратить внимание на правильную фразировку.
3. Этап усвоения практических и теоретических умений и навыков.
Практическая часть. Работа над формированием вокально-исполнительских навыков:
-Анализ словесного текста произведения А.Бабаджаняна «А любовь жива». В первую
очередь участникам ансамбля предлагается обратиться к поэтическому творчеству
А.Монастыревой. Познакомившись с направлениями творческого наследия автора текста
этого произведения, участники ансамбля читают выразительно текст этой песни:
«В целом мире нет любимей, нет тебя родней
Не прожить мне в этом мире, без любви твоей…»
В завершении этой работы вокалисты дают определение главной мысли (что хотела
сказать автор) этого вокального произведения.
- Чтение нотного текста по партиям:
Одной из исполнительниц вокального ансамбля предлагается спеть и сыграть на
фортепиано партию I голоса, затем аналогичное задание дается другой участнице. В ее
исполнении звучит партия II голоса. И в завершении в исполнении третьей участницы
вокального ансамбля прослушаем партию III голоса.
- Пение по цифрам отдельных фрагментов:
Берем для работы фрагмент 3 и 4 такты под цифрой 5. Участнику вокального
коллектива предлагаем свою вокальную партию спеть, а другому вокалисту свою партию
исполнить, простучав ритмический рисунок, то есть вырабатываем умение видеть в
нотном тексте и слушать, как первый голос звучит, а второй голос движется по полутонам
вниз ровными четвертями.
- Деление учащихся на дуэты, пение дуэтами:
Участникам ансамбля предлагается исполнить двухголосие под цифрой 3, где
необходимо добиться согласованного звучания голосов в дуэте. Воспитание навыка пения
в дуэте - умение слушать друг друга.
- Пение с инструментом:
Учащаяся играет на фортепиано партию I
голоса, а партию II
голоса поет.
Вырабатываем навык умения: вижу, играю, пою, но еще и слышу интервалы в
гармоническом изложении.
- Работа над трёхголосием в отдельно взятых цифрах (пение вертикали). Конкретно
для работы предлагаем фрагмент под 6 и 8 цифрами, где добиваемся выстраивания и
согласованного звучания аккордов по вертикали. Такая работа помогает нам в развитии
гармонического слуха у исполнителей.
- Работа над правильной фразировкой в произведении А.Бабаджаняна «А любовь
жива».
Работа над дыханием. Участникам ансамбля предлагается прочесть слова первого
куплета и отметить в тексте те моменты, где необходимо сделать паузу, то есть взять
дыхание. Правильное деление на фразы помогает вокалисту при пении. В партитуре
исполнителями расставляются цезуры.
- Работа над созданием образа в произведении.
Исполнителям вокального ансамбля нужно выразительно прочитать текст песни и
подчеркнуть главную мысль, которую хотел передать поэт словом. Затем нужно найти эти
моменты в музыкальном изложении и выяснить, где кульминационный момент в
произведении? А в завершении работы нужно правильно раскрыть это все с помощью
различных
средств
музыкальной
выразительности:
динамической
линии,
темпом,
исполнительскими штрихами.
4. Этап обобщения и систематизации изученного материала.
Заключительное исполнение a
cappella
произведения А.Бабаджаняна «А любовь
жива». Пение a cappella.
Вывод: в результате работы на уроке можно выделить следующее, что данные
приемы и методы межпредметных связей, используемые для усвоения практических и
теоретических умений и навыков многоголосного пения в вокальном ансамбле достаточно
эффективны, что позволяет решать познавательные и развивающие задачи. Учащиеся
вокального
коллектива
в
полном
объёме
владеют
основными
понятиями
и
теоретическими сведениями, умеют применять эти знания и умения в практических
упражнениях и заключительном исполнении вокального произведения. Необходимо
отметить, что только при активной и целенаправленной работе над всеми видами
музыкального слуха в непосредственной связи с репертуаром и музыкальной грамотой
возможно добиться у учащихся свободного владения навыком пения без сопровождения
(a
cappella). А это является главным показателем достижения наивысшей ступени
вокально-хорового мастерства, так как красота и богатство человеческого голоса
представлены здесь в наиболее полном виде.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дмитриев, Л.П.Основы вокальной методики / Л.П. Дмитриев. – Москва, 2000. – 29с.
2.Малинина, Е.М.Вокальное воспитание детей / Е. М. Малинина. – Ленинград, 1967. –
67 с.
3.Морозов В.П.Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. – Москва, 1965. – 24 с.
4.Морозов В.П.Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. – Москва, 2002. – 15 с.
5.Охомуш Т.В.Методика вокальной работы в детской эстрадной студии «А» г.
Иваново. 39 с.
6.Огороднов Д.Е.Вокальный ансамбль / Д.Е.Огороднов. - Москва,1972.- 72с.
7.Палашкина Г. В. Образовательная программа для ДШИ и ДМШ Эстрадное пение».
– Москва, 2002.- 65с.
8.Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой» / С. Риггс. – Москва, 2000.- 21с.
9.Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. – Москва,
2002.- 15с.
10. Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста / П. Тронина. – Москва, 1976.-25с.
11. Шереметьев В.А Принципы чистого интонирования хорового многоголосия /
В.А.Шереметьев - Челябинск,2002.-33с.
12. Щипунова Н.Г. Методика преподавания хорового сольфеджио / Н.Г.Щипунова –
Челябинск, 2007.- 58с.
Приложение