Автор: Дроздова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НРМ ДОБУ Детский сад "Лесовичок"
Населённый пункт: гп Пойковский
Наименование материала: Выступление на семинаре-практикуме
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством применения технологии детского фольклора»
Раздел: дошкольное образование
Выступление на семинаре-практикуме по теме:
«Развитие речи детей раннего возраста посредством применения
технологии детского фольклора»
Подготовил:
Воспитатель НРМ ДОБУ Детский сад «Лесовичок»
Дроздова Татьяна Александровна
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу
развития речевой деятельности воспитанников посредством использования
малых фольклорных форм.
Первые три года жизни ребенка являются наиболее важными в развитии речи. Уже
с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями
губ мамы и папы, радуются, узнавая знакомые голоса. С первого дня они впитывают
в себя звуки речи, накапливают слова. Так постепенно ребенок обогащает свой
пассивный запас слов, которым позднее начинает пользоваться активно.
В наше время развитие СМИ сильно сократило общение друг с другом во многих
семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или диски не могут заменить
общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием
развития у ребенка нормальной речи.
Наша задача заключается в том, чтобы грамотно построить работу, направленную
на развитие речи детей. От того насколько внимательны будут взрослые к речи
ребёнка, зависит в дальнейшем благоприятное развитие речи и мышления ребенка.
Как же развить речь ребенка раннего возраста?
Уважаемые коллеги, сегодня хочу поделиться с вами с некоторыми приемами и
упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи. Я считаю,
что использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в
современном обществе очень актуальна и важна. Мы, педагоги, имеем огромную
возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого народа с великой
историей и культурой, начиная с раннего возраста, особенно в свете ФОП ДО.
Кроме того организовать режимные моменты, провести игру. образовательную
деятельность, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и
т.д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским
народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и
любовь к детям.
Также развитию речи способствует развитие мелкой моторики кистей и пальцев
рук. Подражание движениям рук, игры с пальчиками стимулируют, ускоряют
процесс речевого и умственного развития ребенка, подготавливают руку к письму.
Начинать лучше с простого «зайка», «коза» и т. д. Затем можно переходить к
динамическим движениям: сделать колечко, посолить, порубить и т. п. Так же
мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет
тесто, пластилин, глину, сортирует мелкие предметы.
Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.
(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены
вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.)
Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и
двух лет. Вот тут и помогаю игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре,
мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи,
а значит - ума.
Большое внимание при работе с детьми раннего возраста я уделяю потешкам.
Потешки — короткие игровые присловья, часть первых детских игр, в процессе
которых ребенок осваивает простейшие движения и жесты. Слово в потешке ведет
за собой жест, организует всю игру. Кроме того, потешки выводят ребенка за рамки
его маленького привычного мира, воспитывают его в шутливой форме. Слушая,
повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с
окружающими, выражать свои эмоции.
В период адаптации к новой обстановке малыши скучают по дому, маме, еще не
может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки,
которые помогали установить контакт с ребенком, вызвали у него положительные
эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку - воспитателю. Ведь
многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В
адаптационный период использую потешки, как, например:
Кто у нас хороший?
Наша деточка в дому
Кто у нас пригожий?
Что оладышек в меду,
Ванечка хороший,
Красно яблоко в саду.
Ванечка пригожий.
Или перебирая пальчики ребенка, приговариваю: Уважаемые коллеги предлагаю
вам вместе со мной выполнить упражнение:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот этот - наш малыш,
А зовут его Денис!
В работе с детьми раннего возраста мы также используем :
Пестушки (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать) — это короткие
ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в
первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для
пестушек
одинаково
важны
и
содержание,
и
ритм.
Они
способствуют
эмоциональному и физическому развитию ребенка, помогают ему двигаться и
создают особое настроение.
Ой, лады-лады-лады!
Принес заинька воды,
Дай нам, серенький, водицы,
Нашей деточке умыться!
Вот как умываемся!
Вот как улыбаемся!
Прибаутки
Одним из самых интересных жанров детского фольклора в первые годы жизни
ребенка являются прибаутки. Прибаутки в чем-то сродни потешкам, но в отличие от
них имеют уже не прикладное, а самостоятельное значение. Прибаутки не связаны с
конкретными действиями или играми, они предназначены прежде всего для
развлечения малыша, а их народное название — «забавушки». Прибаутка, по
определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая
стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом. Как правило, в центре
внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет
удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая
организация
прибаутки:
парные
рифмы,
смысловые
и
звуковые
повторы,
отчетливый ритм, звукоподражания. Эти небольшие рифмованные истории еще
больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его
фантазию и воображение.
Петя-Петя-Петушок,
Петя — красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке — сережки!
Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в
ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек,
дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и
доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь
питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми
можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных
моментах.
Потешки, песенки очень помогали наладить эмоциональный контакт с
новенькими детьми. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у
них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие
расшалились и никак не могут успокоится. В этих случаях я
старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Придет киска неспеша,
Не хнычь, не ной,
И погладит малыша.
Куплю другой.
Мяу-мяу скажет киска,
Слезы утри.
Наша детка хороша!
Дам тебе три.
Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать ощущение домашнего
тепла и уюта. Если кто-то из малышей беспокоится, стараюсь успокоить тихой
ласковой колыбельной песенкой или потешкой.
Люли, люли, люли,
На кисоньку потягушечки,
Проведя руками по ручкам, ножкам, стараюсь разбудить их. Какой радостной
улыбкой встречает малыш. В фольклоре есть комплекс детского массажа:
поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями и др. Все эти
упражнения я использую как бодрящую гимнастику после сна.
Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков
самообслуживания, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для
них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды,
обуви и читаю с потешку. Показ трудового действия сопровождала потешкой,
песенкой. Например, обучая мыть руки показывала, как надо заворачивать рукава,
намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждая малышей
повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс
умывания потешками как:
Водичка, водичка,
Умой, мое личико...
Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры,
веселую потешку и положительное отношение к формированию навыков гигиены.
Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они
помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся
действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить
свои движения с движениями других.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поводить хоровод.
«Матрешки»
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели,
присаживаемся
Встали,
встаем
Себя показали.
Попрыгали,
прыгаем
Потопали
топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.
Ранний возраст – уникальный период в жизни человека.Психологи называют его
«возрастом нераскрытых резервов».Наша с вами задача- сделать так,чтобы ребенок
прожил этот приод жизни ка можно более полноценно.
В заключение хочу сказать следующее, что ребенок 1-3 лет может заниматься
продуктивно только тогда, когда ему интересно. Поэтому все, что мы рассказываем
малышу должно быть: Наглядно, эмоционально окрашено, .Понятно, но правильно ,
Артикулируемо .
Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.
Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную
связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и
взаимодействовать с ней.
А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание.
Творческих всем успехов!!!