Напоминание

Открытость ДОО как необходимое условие социализации личности ребенка-дошкольника.


Автор: Татьяна Сергеевна Чернышова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 61
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Открытость ДОО как необходимое условие социализации личности ребенка-дошкольника.
Раздел: дошкольное образование





Назад




АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ» В ДОО

Открытость ДОО как необходимое условие социализации личности ребенка-

дошкольника.

Аннотация

:

В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и

дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей

несут ответственность родители, а все остальные социальные институты

призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Роль

семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Однако, продуктивность

семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с

характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Признание

приоритета семейного воспитания требует совершенно иных

взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих

отношений определяется понятиями «сотрудничество» и

«взаимодействие».

Ключевые слова: семья, сотрудничество, открытость, социализация

ребенка, семейное воспитание.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации

ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения

полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо

их взаимодействие.

Среди функций семьи наибольший интерес представляют те, что связаны с

воспитанием и развитием детей: эмоционально-психотерапевтическая,

рекреативная, восстановительно-оздоровительная, статусно-позиционная.

Опираясь на данные функции, ДОУ должно строить свою работу с семьей.

Для того, чтобы осуществлялась возможность включения семьи в процессе

социализации личности дошкольника, необходимо придерживаться

следующих направлений во взаимодействии ДОУ и семей воспитанников:

1) ДОУ должно стать «открытой системой», в результате чего происходит

процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами и родителями;

учебно-воспитательный процесс становится более гибким, создается единая

развивающая среда. Родителям каждого ребенка должна обеспечиваться

возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок. Они должны

быть ознакомлены с содержанием учебно-воспитательного процесса,

организуемого ДОУ.

2) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью

согласования воспитательных воздействий на ребенка. Данное направление

дает возможность поддерживания единой системы воспитания и развития

ребенка в ДОУ и семье. В процессе взаимодействия необходимо изучать и

учитывать тип семьи и стиля семейного воспитания – это является условием

для успешного вовлечения семьи в учебно-воспитательный процесс в ДОУ и

достижения на основе такого взаимодействия полноценной и успешной

социализации ребенка-дошкольника. Изучив особенности и потребности

каждой семьи, педагогами может успешно осуществляться индивидуальная

помощь семье. Изучение семьи и установление контакта с ее членами

невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с

педагогом. Для успешности включения семьи в воспитательный процесс

ДОУ необходимо личностное взаимодействие педагога и родителей,

признание за семьей приоритета в воспитании и развитии личности ребенка.

3) Взаимодействие ДОУ с семьей с целью повышения уровня общей и

педагогической культуры, психолого-педагогическое просвещение

родителей. Взаимодействие с семьями для психолого-педагогического

просвещения родителей происходит по двум основным линиям:

информативном – ознакомление родителей с возрастными особенностями

детей, режимом работы 11 ДОУ, привлечение внимания родителей к

оздоровительным мероприятиям; обучающего характера – формирование у

родителей опыта руководства детской деятельностью: игрой, ручным

трудом; и общением; вовлечение родителей в совместную с детьми

деятельность; стимулирование воспитывающей деятельности детей и

родителей в домашних условиях.

Для осуществления успешной и полноценной социализации

ребенкадошкольника в ДОУ должны соблюдаться следующие условия:

- содержание образовательного процесса должно делать упор на учет

возрастных, индивидуальных особенностей детей (принцип

природосообразности), целостное развитие ребенка;

- необходимо придерживаться условия природосообразности – учета

возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей дошкольного

возраста;

- необходимо выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОУ и

семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного

пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть

ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с

социальной действительностью. Для этого каждый месяц в родительских

уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и

предлагаться рекомендации по работе с детьми: беседы, экскурсии,

совместные мероприятия. Со стороны руководителей ДОУ должен

осуществляться надлежащий контроль за осуществлением работы по

взаимодействию с семьями воспитанников.

Список литературы:

1. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для

практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-

сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2003. 2. Доронова Т.Н.

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие. для

работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002.



В раздел образования