Автор: Татьяна Сергеевна Чернышова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 61
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Открытость ДОО как необходимое условие социализации личности ребенка-дошкольника.
Раздел: дошкольное образование
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ» В ДОО
Открытость ДОО как необходимое условие социализации личности ребенка-
дошкольника.
Аннотация
:
В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и
дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей
несут ответственность родители, а все остальные социальные институты
призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Роль
семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Однако, продуктивность
семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с
характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Признание
приоритета семейного воспитания требует совершенно иных
взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих
отношений определяется понятиями «сотрудничество» и
«взаимодействие».
Ключевые слова: семья, сотрудничество, открытость, социализация
ребенка, семейное воспитание.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации
ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения
полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо
их взаимодействие.
Среди функций семьи наибольший интерес представляют те, что связаны с
воспитанием и развитием детей: эмоционально-психотерапевтическая,
рекреативная, восстановительно-оздоровительная, статусно-позиционная.
Опираясь на данные функции, ДОУ должно строить свою работу с семьей.
Для того, чтобы осуществлялась возможность включения семьи в процессе
социализации личности дошкольника, необходимо придерживаться
следующих направлений во взаимодействии ДОУ и семей воспитанников:
1) ДОУ должно стать «открытой системой», в результате чего происходит
процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами и родителями;
учебно-воспитательный процесс становится более гибким, создается единая
развивающая среда. Родителям каждого ребенка должна обеспечиваться
возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок. Они должны
быть ознакомлены с содержанием учебно-воспитательного процесса,
организуемого ДОУ.
2) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью
согласования воспитательных воздействий на ребенка. Данное направление
дает возможность поддерживания единой системы воспитания и развития
ребенка в ДОУ и семье. В процессе взаимодействия необходимо изучать и
учитывать тип семьи и стиля семейного воспитания – это является условием
для успешного вовлечения семьи в учебно-воспитательный процесс в ДОУ и
достижения на основе такого взаимодействия полноценной и успешной
социализации ребенка-дошкольника. Изучив особенности и потребности
каждой семьи, педагогами может успешно осуществляться индивидуальная
помощь семье. Изучение семьи и установление контакта с ее членами
невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с
педагогом. Для успешности включения семьи в воспитательный процесс
ДОУ необходимо личностное взаимодействие педагога и родителей,
признание за семьей приоритета в воспитании и развитии личности ребенка.
3) Взаимодействие ДОУ с семьей с целью повышения уровня общей и
педагогической культуры, психолого-педагогическое просвещение
родителей. Взаимодействие с семьями для психолого-педагогического
просвещения родителей происходит по двум основным линиям:
информативном – ознакомление родителей с возрастными особенностями
детей, режимом работы 11 ДОУ, привлечение внимания родителей к
оздоровительным мероприятиям; обучающего характера – формирование у
родителей опыта руководства детской деятельностью: игрой, ручным
трудом; и общением; вовлечение родителей в совместную с детьми
деятельность; стимулирование воспитывающей деятельности детей и
родителей в домашних условиях.
Для осуществления успешной и полноценной социализации
ребенкадошкольника в ДОУ должны соблюдаться следующие условия:
- содержание образовательного процесса должно делать упор на учет
возрастных, индивидуальных особенностей детей (принцип
природосообразности), целостное развитие ребенка;
- необходимо придерживаться условия природосообразности – учета
возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей дошкольного
возраста;
- необходимо выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОУ и
семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного
пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть
ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с
социальной действительностью. Для этого каждый месяц в родительских
уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и
предлагаться рекомендации по работе с детьми: беседы, экскурсии,
совместные мероприятия. Со стороны руководителей ДОУ должен
осуществляться надлежащий контроль за осуществлением работы по
взаимодействию с семьями воспитанников.
Список литературы:
1. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для
практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-
сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2003. 2. Доронова Т.Н.
Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие. для
работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002.