Автор: Полукеева Анна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 236
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект экологического занятия
Тема: "Незнайка и следы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 236
«Золотой лучик»
Экологическое занятие в старшей группе:
«Незнайка и следы»
Подготовила воспитатель:
Полукеева Анна Дмитриевна
г. Кемерово 2017
Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
2.Развивать внимание, память и мышление. Способствовать развитию связной речи.
3.Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям
живой природы.
Материал:
- кукла «Незнайка»
- картинки домашних и диких животных
- фотографии с изображением следов животных.
Ход занятия:
В группе развешаны картинки диких и домашних животных. На ленточном столе лежат
фотографии с изображением следов диких животных, рядом сидит Незнайка.
Воспитатель: Незнайка, ты к нам пришел? Картинки принес?
Незнайка: Нет, я хочу рассказать, как я утром гулял.
Воспитатель: Расскажи, мы послушаем.
Незнайка: Я шел по лесу утречком. Первый снежок… Красиво! Увидел следы,
сфотографировал. Вот, корова гуляла, это гусь, это кошка.
Дети смеются.
Незнайка: Ну чего вы смеетесь.
Воспитатель: Незнайка, ты что-то напутал. Давайте ребята поможем Незнайке разобраться.
Незнайка: Ничего я не напутал, вот, сколько фотографий сделал…
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, могли в лесу быть следы коровы, гуся и кошки?
Дети: Нет!
Дети доказывают, почему нет.
Воспитатель: Возьмите фотографии, посмотрите и скажите чьи следы встретил Незнайка.
Незнайка: Корова, гусь и кошка.
Воспитатель: Вы не согласны с Незнайкой? Тогда ему надо все объяснить. Но сначала,
поиграем в игру «Становись скорее в круг»
Играют в игру и изображают: сороку, волка, лося…
Воспитатель: Чем нас Незнайка рассмешил? Давайте объясним ему, почему эти животные
не могут жить в лесу? Садитесь на стульчики. Покажите, что с Незнайкой пришли
разговаривать дети старшей группы.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Посмотри, Незнайка, как красиво сидят старшие! А в старшей группе все дети
дружные, умеют друг друга слушать, друг другу помогать. Так, чему научим Незнайку?
Дети отвечают: (Узнавать, чьи следы и где живут звери).
Незнайка: Это следы гуся (показывает следы сороки на снегу). Я видел, они над озером
кружились…недавно.
Дети отвечают: (Незнайка, у гуся перепонки на лапах, а у сороки нет, посмотри на эту
фотографию, это следы гуся, а у тебя – сороки, у нее нет перепонок, и крылья у нее короче, а
у гуся длиннее. Гуси домашние около хозяина, у дома живут, в лес не ходят, их домашними
называют, а дикие улетели в другие края, скоро озера замерзнут им нечего есть будет).
Воспитатель: Найдите следы гуся, поставьте рядом с гусем – картинкой. Найдите следы
сороки и поставьте рядом с сорокой – картинкой.
Давайте следующую фотографию! Интересно, чей это след?
Незнайка: Я же сказал, коровы! Вот копыто.
Воспитатель: Нет, корова в лес не ходила утром, ее доили. Да, и зачем она в лес пойдет? А
вы, что скажите Незнайке, ребята.
Дети отвечают: (Корова со стадом ходит, траву ест, а сейчас снег в лесу травку спрятал, ей
есть нечего, за ней будет хозяин ухаживать, ему навоз, молоко нужны, он ей летом сено
заготовил, охранять будет от волков).
Воспитатель: Так чьи же следы встретил Незнайка в лесу? Давайте посмотрим!
Чем же отличаются копыта лося и коровы?
Идите, принесите следы коровы, поставьте около картинки коровы, а следы лося около
картинки лося.
Скажи Незнайке, а где живет лось? Что он там ест? Где спит? Как спасается от врагов?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какие у тебя еще остались фотографии?
Незнайка: Вот кошка прошла, за мышкой охотилась. Видите, какие лапки!
Воспитатель (тревожно): Незнайка, скажи, а ты быстро ушел из лесу или долго гулял?
Незнайка: Да, быстро, я только сфотографировал эти следы, и ушел. А что такое?
Воспитатель: Так ведь это следы волка, их там много у тебя на фотографии, наверное, там
целая стая прошла. Это опасно!
Ребята, чем же похожи, следы кошки и волка?
Дети отвечают: (У волка крупные лапы, у кошки мелкие. Кошка по снегу прыжками
передвигается, у нее мерзнут лапки на снегу, она далеко от дома не уходит, она в доме живет,
ее хозяин кормит, за ней ухаживает, с ней дети хозяина играют, ее можно погладить).
Далее перечисляются отличия волка и кошки.
Воспитатель: Идите, принесите следы волка, поставьте около картинки волка, а следы
кошки около картинки кошки.
Ребята, а звери, которые живут в лесу и сами добывают пищу как называются?
Дети отвечают: (Дикие животные).
Воспитатель: А, человек ухаживает за какими животными?
Дети отвечают: (За домашними).
Незнайка: Я понял, что все перепутал. Но вы мне объяснили, и я запомнил. Но, я понял, что
зимой в лесу еще опасно одному гулять, звери голодные. А мне хотелось бы увидеть всех,
кто в лесу живет. Буду следующего лета ждать.
Воспитатель: Незнайка, не надо так долго ждать, да и летом опасно бывает в лесу. Сейчас
нам пора на прогулку, а с прогулки придем и обязательно слепим зверей.
Ответы детей написаны на основе полученных знаний в ходе индивидуальной работы,
подгрупповой. Рассматривались книги с иллюстрациями, читали энциклопедии и т.д.