Напоминание

"Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно - патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"


Автор: Руденко Людмила Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ясли-сад "Подснежник"
Населённый пункт: Северобайкальск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно - патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ ясли-сад «Подснежник»

Консультация для педагогов

«Формы работы педагогов с детьми дошкольного

возраста при решении задач нравственно-

патриотического воспитания в условиях реализации

ФГОС ДОУ»

Подготовила воспитатель:

г. Северобайкальск

Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при

решении задач нравственно-патриотического воспитания в

условиях реализации ФГОС ДОУ.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том,

что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее

общественное значение и становится задачей государственной важности.

Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных

традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям,

сверстникам.

У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не

знают домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей,

профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного

города, своей страны.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество,

чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда,

образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует

чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является

одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Решая

задачи

нравственно-патриотического

воспитания,

каждый

педагог должен строить свою работу в соответствии особенностями детей,

учитывая следующие принципы:

•Принцип индивидуального подхода к детям;

•Принцип сотрудничества;

•Принцип интеграции;

•Принцип систематичности и последовательности; принцип доступности;

•Принцип сочетания разных видов деятельности;

•Принцип игровой подачи материала.

Нравственно-патриотическое воспитание реализуется при наличии

таких условий:

• Создание развивающей предметно-пространственной среды (патриотический

уголок, символика государства и др.)

• Эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка (с помощью

чтения

художественной

литературы,

акцентируем

внимание

на

чувства;

лексические темы «Детский сад», «День защитника Отечества», «День Победы»

и др.);

Взаимодействие

трех

компонентов:

интеллектуального,

чувственно-

эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

• Организация творческой деятельности как средства выражения чувств и

эмоций (изодеятельность, драматизация, концерты и выступления перед

публикой и др.).

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию применяются

такие формы:

•Образовательные ситуации;

•Проектная деятельность;

•Игры (дидактические, подвижные (народные игры), настольные, сюжетно-

ролевые, интерактивные);

• Праздники и развлечения;

• Театрализованная деятельность;

• Выставки, конкурсы творческих работ;

•Акции;

• Целевые прогулки и наблюдения;

• Музейная педагогика.

Средствами патриотического воспитания являются:

•Деятельность

детей

(игровая,

познавательная,

трудовая,

творческая,

коммуникативная).

•Природа (живая и неживая).

•Окружающая обстановка - социум (эмоциональное благополучие, любовь

окружающих взрослых и сверстников).

•Художественные

средства

(художественная

литература,

изобразительное

искусство, музыка, кино).

Все эти средства взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга при

работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

определяет методы работы с детьми:

• Обустройство патриотических уголков в группах ДОУ.

В каждой группе детского сада есть центры патриотического и

духовно-нравственного воспитания в

центрах

располагаются

атрибуты

государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного

края, страны, дидактические игры, раскраски, настольные игры, предметы

русских народных промыслов, в старших и подготовительных группах детей

знакомят

с

портретом

президента.

Таким

образом,

ненавязчиво,

через

развивающую

предметно-пространственную

среду,

каждый

день

у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В

детском саду растет маленький Гражданин России.

• Целевые экскурсии (по достопримечательностям родного края) - виртуальные,

посещение музеев и создание мини-музеев,

• Организация тематических мероприятий

Праздники, утренники, фестивали, соревнования, конкурсы, выставки.

(Новый год, 23 февраля, Масленица, 8 марта, День космонавтики, День Победы,

День защиты детей, День России, День семьи любви и верности 8 июля, День

пожилого человека.)

• Проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине,

чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, песен,

пословиц, поговорок, чтение сказок, просмотр фильмов, передач, слайдов,

прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

• Беседы о родном городе, стране, её истории (закрепляем в наших лексических

темах).

• Наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в

детском саду и в городе (виртуально); наблюдения на участке детского сада

(например, «За русской березкой»).

• Участие детей в посильном общественно – полезном труде (Где участвуют и

что могут сделать?) (в уголке природы, на участках детского сада – уборка

листьев, расчистка снега, сбор веток и др.)

• Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры

русские народные, сказки, песни, потешки, заклички) – (Где мы использовали?) -

Фестиваль русской народной песни, колядки, русские народные сказки.

• Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством

(роспись, игрушки, вышивка) – ежегодные Ярмарочные недели.

• Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов.

• Проведение и участие в акциях (Каких?)

Нравственно-патриотическое

воспитание

реализовывается

с

помощью

проведения

различных

игр

(дидактические,

подвижные

(народные

игры

«Золотые

ворота»,

«Ручеек»

и

др.),

настольные,

сюжетно-ролевые,

интерактивные).

Работа

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

дошкольников

должна вестись ежедневно. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких

занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного

воздействия на ребенка.

Воспитатель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему

не безразлично, какими станут его воспитанники. Если дети будут чувствовать и

видеть, что их воспитатель на деле, а не на словах любит свою страну,город,то

они будут верить ему, и воспитание патриотических чувств будет направлено в

нужное русло.

Систематическая

работа

позволяет

привить дошкольникам первичные

знания истории, географии родного края, его особенностей развития и

становления. Созданные условия позволяют растить поколение достойных

будущих граждан России, патриотов своего Отечества, гордящимися свой

Родиной, страной, своим городом, республикой , в котором он живет.

Свое выступление хочу закончить словами С.Михалкова: «Только тот, кто

любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным

патриотом.»

А сейчас я предлагаю немного поиграть.

«Черный конверт».

Ведущий. Каждой команде дается черный конверт. Ваша задача: по описанию

определить изображение какого предмета находится в черном конверте.

Внимание! Вопрос!

1 команда.

В черном конверте находится символ русского быта, который долго служил

признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он

передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый

мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по

весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).

2 команда.

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла,

из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от

этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в

сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

2.»Скажи иначе пословицу»

Та команда, которая отгадает первой, звонит в колокольчик.

1 «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль едет

быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

2. «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том

венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

3. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

4. «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

5. Человек – не остров (англ.) – Один в поле не воин.

6. Как отец, так сын (англ.) – Яблочко от яблоньки недалеко падает.



В раздел образования