Автор: Подгало Алена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Жемчужинка" СП № 197
Населённый пункт: Свердловская область, г.Нижний Тагил
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Активизация речевого общения"
Раздел: дошкольное образование
Активизация речевого общения
Консультация для воспитателей.
Воспитатель МБДОУ «Жемчужинка» Подгало А.В.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью,
необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со
сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью.
При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам
собой,
а
педагогически
правильная
организация
жизни
общения
детей
позволяет ускорить формирование речевой активности.
Развитию речи в детском саду необходимо уделять самое большое
внимание:
проводить
занятия
по
расширению
словаря,
формированию
фразовой
речи,
обучению
пересказу.
Все
это
даст
положительные
результаты, но они касаются количественной стороны речи. Подлинного же
ее развития не происходит. На занятиях ребенок, подчиняясь взрослому,
поизносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило,
почти не использует их в активной речи, а вне занятий речевое общение
детей между собой и с окружающими взрослыми крайне скудно.
Компонентами
речевой
активности
являются
быстрота
речевых
реакций в диалоги и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с
речью, быстрота и точность выбора слов, развертывание синтаксических
конструкций,
текста,
активная
реакция
на
поступок
или
высказывание
других лиц.
Условия развития речевой активности:
- общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление
к лидерству;
- умение преодолевать скованность застенчивость;
-
способность
переходить
от
ситуативного
диалога
к
монологу,
обдуманной, спланированной речи.
К числу условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся:
овладение на определенном уровне системой языка, наличие потребности в
общении, вовлечение в доступную для него деятельность.
Рассмотрим
технологии
психологических,
психотерапевтических
и
педагогических
воздействий,
направленных
на
развитие
активности
ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование
адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в
разных
видах
деятельности.
Указанные
воздействия
могут
быть
реализованы в качестве и отдельного направления работы, и составной
части различных занятий.
Технология активизации деятельности детей.
Основным
содержанием
данной
технологии
являются
игровые
упражнения
и
этюды
на
восприятие,
переживание
и
выражение
эмоциональных
состояний
в
мимике,
пантомимике,
на
развитие
поведенческой
активности,
формирование
с амо стоятельно сти,
эмоциональной
поддержки
участников
группы,
на
преодоление
замкнутости,
социальной
изолированности
через
формирование
чувства
принадлежности к группе и адекватной самооценки. Упражнения, а так же
этюды
этой
технологии
проводятся
в
качестве
разминки,
средства
как
включения в работу, так и развития. Кроме того, дети учатся самостоятельно
показывать основные эмоции. Примеры технологий:
«Собака
принюхивается» Педагог
предлагает
детям
внимательно
слушать рассказ («Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в
напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза
неподвижно
глядят
на
добычу,
а
нос
бесшумно
втягивает
приятный
и
дразнящий запах») мимикой показать внимание. Если детям это не удается,
педагог
сам
показывает
соответствующие
выразительные
движения
и
предлагает повторить.
«Зеркало» Воспитатель говорит детям: «Вы будите зеркалом, а я буду
смотреться в него. Ну-ка, зеркальце скажи, какое выражение на моем лице?»
Используется
два
варианта
определения
мимики
воспитателя:
дети
называют выраженное на лице эмоциональное состояние самостоятельно,
или с опорой на подсказку: «Мне грустно, когда на улице плохая погода.
Мне рассказали смешную историю. Я ужасно боюсь грозы. Я рассердилась.
и т.п. При продолжении игры нужно не только назвать выражение, но и
скопировать его.
«Походка и настроение» Педагог показывает движения и предлагает
изобразить
их:
«
Попрыгаем
как
воробушек,
веселый
клоун,
кенгуру,
козлик
,кузнечик…»;
походим
как
мишка
косолапый
,
как
маленький
ребенок, который только учится ходить, как манекенщица; полетаем как
синичка, как самолет, как орел и т.д.
«Часы»
Взрослый,
покачиваясь
из
стороны
в сторону,
произносит:
«бом-бом:
вот
как
бьют
волшебные
часы.
Сейчас
давайте
превратимся
в большие
волшебные
часы.
Дети
стараются
повторить.
Взрослый:
«А
теперь покажем, как ходят стрелки волшебных часов: тик-так, тик-так».
Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны.
Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми.
«Звуки
и движения» Взрослый
демонстрирует
ребёнку
движения
руками,
побуждая
к совместным
действиям
и произнесению.
Руки
в стороны- «А», приставление ладоней к углам рта — «У», ноги в стороны —
«И», руки «в замок» над головой — «О».
«Ролевая
гимнастика» Ребенок
рассказывает
стихотворение
или
пословицу или скороговорку - шепотом, громко, медленно как ползучая
змея; быстро как пулеметная очередь.
Технология активизации компонентов речевой деятельности.
Активизация
речевой
деятельности
в
целом
не
возможна
без
активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует
уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса,
формирование
грамматической
правильности
речи,
интонационной
выразительности и , главное развитие умения использовать уже имеющиеся
средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не
только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют
ею, что стимулирует их собственную речевую активность.
«Домашнее животное» из набора предложенных слов дети называют
домашнее животное и как можно быстрее его поизносят. Аналогичные игры
можно проводить по темам «Овощи», «Цветы», «Транспорт» и т.д.
«Подбор прилагательных» Педагог показывает картинку, игрушку или
называет слово, а дети указываю и как можно больше признаков , например,
стол –деревянный, кухонный, обеденный, круглый, удобный, маленький и
т.д.
Игра с мячом « Скажи наоборот» Взрослый называет слово и бросает
мяч детям, ребенок ловит мяч и говорит противоположное по значению
слово например, дать-взять, поднять-опустить, белый – черный, толстый –
тонкий, большой – маленький.
«Закончи предложение» По кругу воспитатель передает флажок и тот,
у кого он в руках дожжен закончить предложение, например, «Я одела шубу,
потому, что….»; Папа пришел домой радостный так как …»; «На улице идет
дождь потому что…».
Технология активизации речи в разных видах деятельности.
В качестве одного из направлений этого блока предлагается изменение
социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные
виды
деятельности
и
сферы
общения.
Для
этого
целесообразно
использовать
моделирование
проблемных
и
игровых
ситуаций,
которые
создаются путем использования наглядности, исполнение детьми различных
ролей.
Взрослому необходимо обращаться к ребенку, стимулируя его игровую
сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры. Необходимо
побуждать детей к самостоятельным вопросам.
«Спроси у Кати, может быть она хочет пойти погулять?» вопросно-
ответные
конструкции
обладают
наибольшей
коммуникативной
а к т и в н о с т ь ю ,
п о э т о м у
р е ко м е н д у е т с я
в к л юч а т ь
з а д а н и я ,
предусматривающие употребление вопросительных предложений.
Затем можно вводить задания, в которых детям приходится выполнять
речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем
словесного описания условий и участников общения, а так же постановки
речевой
задачи.
Такие
ситуации
различаются
по
степени
сложности,
поэтому
необходимо
соблюдать
определенную
последовательность
в
их
предъявлении.
«Представь, что ребята играют в интересную игру, а ты опоздал в
детский сад и игра уже началась». Попроси, чтобы друзья приняли тебя в
игру.
Работа
по
активизации
речи
в
игре
и
общении
предполагает
использование более сложных игр драматизаций, инсценировок, сюжетно-
ролевых игр, импровизаций направленных на дальнейшее осознание своего
социального
Я,
на
развитие
умения
правильно
определять
отношение
окружающих
к
себе,
действовать
в
соответствии
с
предложенной
или
выбранной
ролью,
проявлять
творчество
и
инициативу.
Активную
речь
детей
в
игре
стимулирует
возможность
перевоплотиться
с
помощью
костюмов. Можно использовать драматизации, разыгрывая или отдельные
эпизоды, или сказки полностью.
Изобразительная
деятельность
также
может
выступать
как
специфическое
средство
активизации
умственного
и
речевого
развития
детей. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации,
способствующие проявлению речевой активности (можно забыть положить
лист бумаги, карандаши, краски, чтобы дети были вынуждены просить их,
т.е.
проявлять
речевую
инициативу).
Такие
ситуации
способствуют
развитию
речевого
этикета.
Хорошо
заниматься
коллективным
изготовлением поделок, рисунков это ставит детей перед необходимостью
согласовывать свои действия с действиями других, учит доброжелательному
и ответственному отношению к партнеру по деятельности.
Т а к и м
о б р а з о м ,
о р г а н и з а ц и я
р а з л и ч н ы х
с о в м е с т н ы х
видов д е я т е л ь н о с т и
с т и м у л и р у е т
а к т и в н у ю
р е ч ь,
поскольку деятельность бывает
интересной
и
значимой
для детей,
а
её
успешность достигается с помощью речевых действий. Поэтому у каждого
ребёнка появляется стремление к речевым высказываниям
.