Напоминание

Конспект НОД по «Развитию речи» на тему «Ласточка-касаточка»


Автор: Мушкенова Айжан Галимжановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с № 15
Населённый пункт: г. Маркс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по «Развитию речи» на тему «Ласточка-касаточка»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по «Развитию речи» на тему

«Ласточка-касаточка»

Цели: Познакомить детей с понятием диалог. Формировать умение внимательно

слушать диалог Н. Сладкого «Ласточка, ласточка». Активизация словаря по теме

«Ласточка». Формировать умение составлять описательный рассказ о ласточке и

пересказать диалог по ролям.

Материал и оборудование: презентация, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: заучивание стихов о ласточке.

Ход НОД:

Педагог: Ребята, я предлагаю вам послушать разговор ласточки с человеком. Хочу

напомнить о том, что разговор двух людей или сказочных персонажей называется

диалогом.

Педагог:

-Ласточка, ласточка, что над водой летаешь?

- Комаров кусачих хватаю!

- А что над стадом порхаешь?

- Коров от мух охраняю!

- Ласточка, ласточка, что к облакам взмываешь?

- Ясные деньки высматриваю!

- А что над самой землей скользишь?

- О дожде-непогоде предупреждаю!

Педагог: Кто такие ласточки? (Перелетные птицы, насекомоядные)

Чем они питаются? (ловят мух на лету). Как ласточек называют в народе? (ласточка –

касаточка)

Педагог: В диалоге Н. Сладкова «Ласточка-ласточка» прозвучали непонятные и

трудные слова: порхать, взмывать, скользить.

Порхать – перелетать с ветки на ветку.

Взмывать – взлететь высоко в небо.

Скользить – лететь низко над землей.

Где еще можно скользить? ( по льду, на воде)

Педагог: Есть народная примета: если ласточки летают высоко – быть хорошей

погоде, а если они летают низко – быть дождю. Ясные деньки высматривает ласточка

тогда, когда она летает очень высоко в небе.

Педагог: Я сейчас еще раз прочитаю этот диалог, а вы внимательно слушайте.

Педагог: А теперь я приглашаю драматизировать этот диалог, сыграть по ролям.

Молодцы. Ну а теперь нужно пересказать диалог по ролям, драматизировав его.

Физкультминутка Перелетные птицы

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают(«клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся)

Стих о ласточке.

Педагог: А дальше нас ждет стихи о ласточке.

Ласточку касаточкой

Ласково зовут

И весною радостно

Всей деревней ждут.

К туче прикоснется

Ласточка крылом,

Туча сразу льётся

Ласковым дождём.

Дождик моет деревце,

Ландыш добела.

А ребятам верится -

Ласточки дела.

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою...»

Пела ласточка:

- Тивит-тивит.

У неё приметный вид:

Коль летает низко -

Значит дождик близко.

Ласточки гнездо слепили

над моим окном.

Кружатся, расправив крылья,

в небе голубом.

Словно молнии мелькают -

Им не до затей,

Вкусный ужин добывают

для своих детей.

Улыбнусь я им счастливо,

ведь я знаю – тут,

в птичьем домике красивом

птенчики растут.

Наш высокий дом!

Вьют гнездо красавицы

Над моим окном!

И щебечут весело

В солнечные дни...

Сколько чудных песенок

Спели мне они!

Педагог: Что вы узнали из стихов о ласточке?

(Ласточка вьет гнездо под крышей дома. Она строит гнездо из глины, смоченной

слюной. Глину носит в клювике, очень долго трудиться, чтобы построить свой дом.

Ласточка прилетает из теплых краев с наступлением тепла. У ласточки белая грудка,

черная спинка, крылья и хвостик вилочкой, короткие лапки, очень цепкие. Ласточка

хватает мошек на лету. Народная примета: ласточки летают высоко – быть хорошей

погоде, а если они летают низко – быть дождю. Ясные деньки высматривает ласточка

тогда, когда она летает очень высоко в небе. Ласточку называют касаткой.

Рассматривание

сюжетной

и

предметной

картин

с

изображением

ласточек

,

составление

предложений по вопросам.

- Какая ласточка по размеру? (Маленькая, очень красивая птичка.)

- Какая у ласточки головка? (Головка у нее маленькая черненькая.)

- Какая шейка? (Шейка коротенькая.)

- Какой клювик? (Очень маленький треугольный.)

- Какие крылышки? (Длинные, узкие, острые и сильные.)

- Какой хвост? (Длинный, острый, сильный, на конце раздвоенный.)

- Какие лапки? (Коротенькие, слабенькие, с маленькими коготками.)

- Какого цвета оперенье на спинке (головке, крыльях, хвосте? (Головка, спинка,

крылышки и хвост черные.)

- Какого цвета грудка? (Грудка нарядная, белая.)

- Что у ласточки под шейкой? (Под шейкой красно-синий «галстучек».)

- Когда ласточки возвращаются домой? (Возвращаются ласточки в родные края

последними, когда пригревает солнышко, зеленеет травка, листья на деревьях,

оживают и весело суетятся насекомые.)

- Где ласточки строят гнезда? (Живут ласточки поблизости от человека. Они вьют

свои гнезда под крышами домов.)

- Из чего они строят гнезда? (Из маленьких веточек, соломинок, сухих травинок,

пушинок, волосинок и склеивают их землей, смоченной слюной.)

- Чем питаются? (Мелкими насекомыми, мошками, комарами и ловят их в воздухе на

лету.)

-

Какую

пользу

приносят ласточки?

(Уничтожают

насекомых-

вредителей, ласточки приносят большую пользу садам, лесам, полям и огородам.)

Педагог: Ребята, а кто хочет составить рассказ о ласточке, используя мнемотаблицу.

Итог: Ребята, что нового узнали о ласточке. Что вам понравилось на занятии? Что

вам было вам сложно?



В раздел образования