Автор: Кузнецова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №182
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адаптация детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №182
«Адаптация детей раннего
возраста »
Подготовила: Кузнецова Н.А.
Адаптация- процесс вхождения
человека в новую для него среду и
приспособление к её условиям
Адаптация является активным
процессом, она приводит или
к
позитивным
изменениям
организма
и
психики
или
к
негативным.
Адаптация – это не только
процесс
привыкания
ребёнка
к
дошкольному
учреждению,
но
и
выработка
умений
и
навыков
в
повседневной
жизни.
Различают три фазы прохождения адаптационного
периода.
Острая фаза- сопровождается
разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом
статусе. Это приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям,
нарушению сна, снижению аппетита,
регрессу в речевом развитии (длится в
среднем один месяц)
Подострая фаза характеризуется
адекватным поведением ребенка, то
есть все сдвиги уменьшаются и
регистрируются лишь по отдельным
параметрам на фоне замедленного
темпа развития, особенно
психического, по сравнению со
средними возрастными нормами
(длится 3-5 месяцев);
Фаза компенсации
характеризуется убыстрением
темпа развития, в результате
дети к концу учебного года
преодолевают указанную выше
задержку темпов развития.
•
Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-
му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок
нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и
взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10
дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: слезы, крики,
странное поведение ребенка. Ребенок
отказывается идти в детский сад, но
успокаивается постепенно в группе.
На фоне такого эмоционального
состояния ребенок может заболеть.
Постепенно ребенок становится
спокойнее и затем привыкает.
Поведенческие реакции
восстанавливаются к 30-му дню
пребывания в детском саду. Нервно-
психологическое развитие несколько
замедляется, снижается речевая
активность. Заболеваемость до двух
раз сроком не более 10 дней без
осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: ребенок никак не
может привыкнуть к детскому саду.
Начинает часто и длительно болеть. От
этого страдает его нервно – психическое
развитие: ребенок может забывать новые
слова, демонстрировать мнимое неумение
есть ложкой, проявлять замкнутость и
отчужденность. Поведенческие реакции
нормализуются к 60-му дню пребывания в
детском саду. Нервно-психическое
развитие отстает от исходного на 1-2
квартала. Респираторные заболевания
более 3-х раз сроком более 10 дней.
Ребенок не растет, не прибавляет в весе в
течение 1-2 квартала.
Степени длительности протекания
адаптационного процесса
Главная задача работников детского сада
и родителей в адаптационный период -
сделать детский сад для ребёнка
желанным!
Для педагога период, когда в группу приходит много
новичков, является большим испытанием.
Воспитатель сталкивается с тем, что
дети очень разные по своим умениям,
уровню физического и психического
развития.
Необходимо создать основы
благоприятных отношений между
детьми и предпосылки
эмоционального комфорта
для каждого ребенка. Все дальнейшие
задачи являются вторичными.
Как воспитатель может помочь
адаптироваться малышу?
Важно помнить, что
в каждом детском саду есть
свой алгоритм адаптации ребенка!
Привыкание ребенка к ДОУ
должно быть постепенным:
- в течение 1-й недели ребенок посещает
детский сад 2 часа;
- в течение следующей недели
увеличивается время пребывания на 2 часа;
и так далее. Полная адаптация – 10-12
недель.
Важно успокоить взрослых
Непреложное правило
– не осуждать опыт
ребенка, никогда не
жаловаться на него
родителям в его
присутствии.
Пригласить
их
осмотреть
групповые
помещения,
показать
шкафчик,
кровать,
игрушки,
рассказать,
чем
ребенок
будет
заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе
обсудить, как облегчить период адаптации.
Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации
ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет
в детский сад более подготовленным
Необходимо проявлять радость и заботу
при приходе ребенка в группу.
Заботьтесь о создании
благоприятного для
ребенка взаимодействия
с новым взрослым, оно
должно быть
эмоционально
положительным, ярким
и доверительным.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
грубо,
силой не отрывайте ребенка
от мамы;
не игнорируйте страх малыша, его
плач, нытье и хныканье;
не стремитесь к быстрому
установлению контакта;
не заставляйте ребенка насильно
делать то, что делают другие - есть,
спать, играть с другими детьми.
Н
енавязчиво проявляйте к ребенку
любовь и заботу, оказывайте
помощь, утешайте и
поддерживайте.
Старайтесь переключать внимание детей с острых переживаний на
стихи, потешки, песенки, пальчиковые игры.
Чаще используйте телесный контакт- поглаживания, объятия,
прикосновения, усаживания на колени
Есть дети, которым
очень трудно
кушать и спать в
незнакомой
обстановке.
Хорошо посоветовать маме
дать ему с собой игрушку
чтобы с малышом оставалось
что-то родное, "кусочек дома".
Кроватку такому ребенку
надо показать заранее,
продемонстрировать, как
другие ложатся, пообещать,
что кроватка его подождет, а
завтра он уже сможет спать на
ней.
Взрослому следует чаще
ласкать ребенка, особенно во
время укладывания на сон:
гладить ему ручки, ножки,
спинку. Если не засыпает,
посидеть, успокоить,
разрешить не спать, а просто
закрыть глазки и тихо
полежать.
В конце дня, когда придет мама ребенка, порадуйте ее
успехами
малыша,
его
хорошим
настроением,
сообщите
о
предстоящем
на
следующий
день
интересном
деле,
которое
ждет
ребенка
(«Без
тебя
никак
не
справимся»,
«С
тобой
будет
веселее,
интереснее».)
Адаптация может считаться законченной,
если:
у ребенка стабильное положительное
эмоциональное состояние в течение
недели, он активно играет,
взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, соблюдает режим дня,
хорошо кушает и спокойно спит;
у него отсутствуют заболевания;
есть динамика психомоторного
развития.
Успех адаптационных
мероприятий зависит от
взаимных усилий родителей
и сотрудников детского сада.
Если воспитатели и
родители ВМЕСТЕ
доброжелательно, но
настойчиво направят жизнь
малыша в новое русло,
никаких особых проблем с
ребенком (если он физически
и психически здоров) не
будет.