Напоминание

Адаптация детей раннего возраста


Автор: Кузнецова Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №182
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адаптация детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №182

«Адаптация детей раннего

возраста »

Подготовила: Кузнецова Н.А.

Адаптация- процесс вхождения

человека в новую для него среду и

приспособление к её условиям

Адаптация является активным

процессом, она приводит или

к

позитивным

изменениям

организма

и

психики

или

к

негативным.

Адаптация – это не только

процесс

привыкания

ребёнка

к

дошкольному

учреждению,

но

и

выработка

умений

и

навыков

в

повседневной

жизни.

Различают три фазы прохождения адаптационного

периода.

Острая фаза- сопровождается

разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом

статусе. Это приводит к снижению веса,

частым респираторным заболеваниям,

нарушению сна, снижению аппетита,

регрессу в речевом развитии (длится в

среднем один месяц)

Подострая фаза характеризуется

адекватным поведением ребенка, то

есть все сдвиги уменьшаются и

регистрируются лишь по отдельным

параметрам на фоне замедленного

темпа развития, особенно

психического, по сравнению со

средними возрастными нормами

(длится 3-5 месяцев);

Фаза компенсации

характеризуется убыстрением

темпа развития, в результате

дети к концу учебного года

преодолевают указанную выше

задержку темпов развития.

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-

му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок

нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и

взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10

дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: слезы, крики,

странное поведение ребенка. Ребенок

отказывается идти в детский сад, но

успокаивается постепенно в группе.

На фоне такого эмоционального

состояния ребенок может заболеть.

Постепенно ребенок становится

спокойнее и затем привыкает.

Поведенческие реакции

восстанавливаются к 30-му дню

пребывания в детском саду. Нервно-

психологическое развитие несколько

замедляется, снижается речевая

активность. Заболеваемость до двух

раз сроком не более 10 дней без

осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: ребенок никак не

может привыкнуть к детскому саду.

Начинает часто и длительно болеть. От

этого страдает его нервно – психическое

развитие: ребенок может забывать новые

слова, демонстрировать мнимое неумение

есть ложкой, проявлять замкнутость и

отчужденность. Поведенческие реакции

нормализуются к 60-му дню пребывания в

детском саду. Нервно-психическое

развитие отстает от исходного на 1-2

квартала. Респираторные заболевания

более 3-х раз сроком более 10 дней.

Ребенок не растет, не прибавляет в весе в

течение 1-2 квартала.

Степени длительности протекания

адаптационного процесса

Главная задача работников детского сада

и родителей в адаптационный период -

сделать детский сад для ребёнка

желанным!

Для педагога период, когда в группу приходит много

новичков, является большим испытанием.

Воспитатель сталкивается с тем, что

дети очень разные по своим умениям,

уровню физического и психического

развития.

Необходимо создать основы

благоприятных отношений между

детьми и предпосылки

эмоционального комфорта

для каждого ребенка. Все дальнейшие

задачи являются вторичными.

Как воспитатель может помочь

адаптироваться малышу?

Важно помнить, что

в каждом детском саду есть

свой алгоритм адаптации ребенка!

Привыкание ребенка к ДОУ

должно быть постепенным:

- в течение 1-й недели ребенок посещает

детский сад 2 часа;

- в течение следующей недели

увеличивается время пребывания на 2 часа;

и так далее. Полная адаптация – 10-12

недель.

Важно успокоить взрослых

Непреложное правило

– не осуждать опыт

ребенка, никогда не

жаловаться на него

родителям в его

присутствии.

Пригласить

их

осмотреть

групповые

помещения,

показать

шкафчик,

кровать,

игрушки,

рассказать,

чем

ребенок

будет

заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе

обсудить, как облегчить период адаптации.

Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации

ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет

в детский сад более подготовленным

Необходимо проявлять радость и заботу

при приходе ребенка в группу.

Заботьтесь о создании

благоприятного для

ребенка взаимодействия

с новым взрослым, оно

должно быть

эмоционально

положительным, ярким

и доверительным.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ

грубо,

силой не отрывайте ребенка

от мамы;

не игнорируйте страх малыша, его

плач, нытье и хныканье;

не стремитесь к быстрому

установлению контакта;

не заставляйте ребенка насильно

делать то, что делают другие - есть,

спать, играть с другими детьми.

Н

енавязчиво проявляйте к ребенку

любовь и заботу, оказывайте

помощь, утешайте и

поддерживайте.

Старайтесь переключать внимание детей с острых переживаний на

стихи, потешки, песенки, пальчиковые игры.

Чаще используйте телесный контакт- поглаживания, объятия,

прикосновения, усаживания на колени

Есть дети, которым

очень трудно

кушать и спать в

незнакомой

обстановке.

Хорошо посоветовать маме

дать ему с собой игрушку

чтобы с малышом оставалось

что-то родное, "кусочек дома".

Кроватку такому ребенку

надо показать заранее,

продемонстрировать, как

другие ложатся, пообещать,

что кроватка его подождет, а

завтра он уже сможет спать на

ней.

Взрослому следует чаще

ласкать ребенка, особенно во

время укладывания на сон:

гладить ему ручки, ножки,

спинку. Если не засыпает,

посидеть, успокоить,

разрешить не спать, а просто

закрыть глазки и тихо

полежать.

В конце дня, когда придет мама ребенка, порадуйте ее

успехами

малыша,

его

хорошим

настроением,

сообщите

о

предстоящем

на

следующий

день

интересном

деле,

которое

ждет

ребенка

(«Без

тебя

никак

не

справимся»,

«С

тобой

будет

веселее,

интереснее».)

Адаптация может считаться законченной,

если:

у ребенка стабильное положительное

эмоциональное состояние в течение

недели, он активно играет,

взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, соблюдает режим дня,

хорошо кушает и спокойно спит;

у него отсутствуют заболевания;

есть динамика психомоторного

развития.

Успех адаптационных

мероприятий зависит от

взаимных усилий родителей

и сотрудников детского сада.

Если воспитатели и

родители ВМЕСТЕ

доброжелательно, но

настойчиво направят жизнь

малыша в новое русло,

никаких особых проблем с

ребенком (если он физически

и психически здоров) не

будет.



В раздел образования