Автор: Фирсова Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Зёрнышко"
Населённый пункт: Город Заинск Республики Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сказкотерапия, как средство развития связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
В настоящее время, в условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает
волновать педагогов дошкольного образования. Даже если детский сад имеет в
штате учителей-логопедов, задача коррекции недостатков в речевом развитии в
большей степени ложиться на «плечи» воспитателей и родителей воспитанников.
Специалисты в области коррекции речевого развития предлагают воспитателям
групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс
элементы
сказкотерапии,
которая
позволяет
повышать
мыслительную
и
эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность,
совершенствовать у детей речевые навыки.
Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней
заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и
духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы
лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо.
.
Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и
возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она
может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую
жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие
судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию
без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов
образовательной работы с детьми.
Сказка
-
это
такая
знаковая
система,
с
помощью
которой
ребенок
интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть
своя возрастная аудитория.
В настоящее время я работаю с детьми первой младшей группы. И одним из
ключевых направлений моей педагогической деятельности по развитию речи
детей я выбрала «Сказкотерапию». При планировании работы в начале года я не
только подбирала материал для образовательной деятельности: я изучила
материалы отечественных специалистов в этой области, подбирала доступные
данному возрасту формы, виды и методы работы не только с детьми, но и с
родителями.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о
взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют
себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации,
характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка,
доступный для осмысления детям младшего дошкольного возраста.
Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в
сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы
работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения
ребенка, и ритуал «выхода из сказки».
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех
составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки,
образ
сказочного
пространства
(светотехнические
эффекты),
собственно
рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать
необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной
речи, обогатить его воображение.
Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными: Л.Б. Фесюковой,
Л.Д. Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и другими. Л.Д. Короткова в своей
книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста»
рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х
этапов. Эту систему я внедряю в свою деятельность:
Первый этап включает в себя следующие виды работы:
1.
Чтение сказки воспитателем;
2.
Беседу по сказке на нравственно - духовную тематику, эмоциональное
переживание.
3.
Речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство
с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками).
4.
Развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на
преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою
позицию, оценку событиям и героям).
5.
Арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства
красоты, мелкой моторики).
Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:
1.
Беседа по содержанию сказки.
2.
Инсценирование эпизодов или всей сказки.
3.
Психогимнастика.
4.
Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением
настроения.
5.
Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и
т.д.).
Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В
процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует
активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные
направления
логопедической
коррекционной
работы
при
использовании
сказкотерапии:
формирование
культуры
речи
(правильность,
выразительность,
четкость);
развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого
дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;
совершенствование
фонематического
восприятия,
правильного
произношения, грамматического строя речи;
развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных
навыков и творческой самостоятельности детей.
В начале учебного года, при знакомстве с моими детками и их родителями, я
обратила внимание на то, что у моих детей не развита речь: они высказываются
короткими предложениями или вообще отвечают отдельными словами. Родители
не читают детям, не разговаривают с ними. В век высоких технологий сказки
сменили телефоны и компьютеры.
В начале года я провела анкетирование
родителей и узнала, что малый процент родителей читают своим детям сказки.
Поэтому решила восполнить этот пробел и ввести в жизнь детей сказки, то есть
проводить сказкотерапию. В течении года мы читали сказки, обыгрывали их. Я
стараюсь, чтобы дети
добровольно принимали участие в этой деятельности.
Поэтому важна мотивация участников, для этого я стараюсь найти адекватный
способ включения детей в сказкотерапию.
В
играх
с
детьми
я
поощряю
самостоятельные
высказывания
детей
относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний.
Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами
собой, я расспрашиваю детей о том, какие игры и упражнения им понравились и
запомнились, роли каких сказочных героев ребенку хотелось бы исполнить
повторно.
Между сеансами сказкотерапии я обращаю свое внимание на поведенческие
реакции, эмоции дошкольников.
Если у детей возникает утомление, то я прекращаю сказкотерапию и плавно
переключаю внимание на другой вид деятельности: можно вылепить из
пластилина фигурки героев, сделать зарисовки героев, поиграть в кляксы.
О результатах говорить еще рано, так как учебный год продолжается, и работа
не закончилась. Но подводя предварительные результаты я обратила внимание,
что дети стали более раскованы, они могут высказывать свои мысли, словарный
запас у них пополнился.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира я создаю
необходимые условия для развития связной речи и обогащения его воображения.