Напоминание

Сказкотерапия, как средство развития связной речи дошкольников


Автор: Фирсова Наталья Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Зёрнышко"
Населённый пункт: Город Заинск Республики Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сказкотерапия, как средство развития связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В настоящее время, в условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает

волновать педагогов дошкольного образования. Даже если детский сад имеет в

штате учителей-логопедов, задача коррекции недостатков в речевом развитии в

большей степени ложиться на «плечи» воспитателей и родителей воспитанников.

Специалисты в области коррекции речевого развития предлагают воспитателям

групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс

элементы

сказкотерапии,

которая

позволяет

повышать

мыслительную

и

эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность,

совершенствовать у детей речевые навыки.

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней

заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и

духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы

лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо.

.

Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и

возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она

может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую

жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие

судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию

без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов

образовательной работы с детьми.

Сказка

-

это

такая

знаковая

система,

с

помощью

которой

ребенок

интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть

своя возрастная аудитория.

В настоящее время я работаю с детьми первой младшей группы. И одним из

ключевых направлений моей педагогической деятельности по развитию речи

детей я выбрала «Сказкотерапию». При планировании работы в начале года я не

только подбирала материал для образовательной деятельности: я изучила

материалы отечественных специалистов в этой области, подбирала доступные

данному возрасту формы, виды и методы работы не только с детьми, но и с

родителями.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о

взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют

себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации,

характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка,

доступный для осмысления детям младшего дошкольного возраста.

Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в

сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы

работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения

ребенка, и ритуал «выхода из сказки».

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех

составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки,

образ

сказочного

пространства

(светотехнические

эффекты),

собственно

рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать

необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной

речи, обогатить его воображение.

Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными: Л.Б. Фесюковой,

Л.Д. Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и другими. Л.Д. Короткова в своей

книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста»

рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х

этапов. Эту систему я внедряю в свою деятельность:

Первый этап включает в себя следующие виды работы:

1.

Чтение сказки воспитателем;

2.

Беседу по сказке на нравственно - духовную тематику, эмоциональное

переживание.

3.

Речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство

с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками).

4.

Развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на

преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою

позицию, оценку событиям и героям).

5.

Арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства

красоты, мелкой моторики).

Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:

1.

Беседа по содержанию сказки.

2.

Инсценирование эпизодов или всей сказки.

3.

Психогимнастика.

4.

Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением

настроения.

5.

Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и

т.д.).

Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В

процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует

активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные

направления

логопедической

коррекционной

работы

при

использовании

сказкотерапии:

формирование

культуры

речи

(правильность,

выразительность,

четкость);

развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого

дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

совершенствование

фонематического

восприятия,

правильного

произношения, грамматического строя речи;

развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных

навыков и творческой самостоятельности детей.

В начале учебного года, при знакомстве с моими детками и их родителями, я

обратила внимание на то, что у моих детей не развита речь: они высказываются

короткими предложениями или вообще отвечают отдельными словами. Родители

не читают детям, не разговаривают с ними. В век высоких технологий сказки

сменили телефоны и компьютеры.

В начале года я провела анкетирование

родителей и узнала, что малый процент родителей читают своим детям сказки.

Поэтому решила восполнить этот пробел и ввести в жизнь детей сказки, то есть

проводить сказкотерапию. В течении года мы читали сказки, обыгрывали их. Я

стараюсь, чтобы дети

добровольно принимали участие в этой деятельности.

Поэтому важна мотивация участников, для этого я стараюсь найти адекватный

способ включения детей в сказкотерапию.

В

играх

с

детьми

я

поощряю

самостоятельные

высказывания

детей

относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний.

Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами

собой, я расспрашиваю детей о том, какие игры и упражнения им понравились и

запомнились, роли каких сказочных героев ребенку хотелось бы исполнить

повторно.

Между сеансами сказкотерапии я обращаю свое внимание на поведенческие

реакции, эмоции дошкольников.

Если у детей возникает утомление, то я прекращаю сказкотерапию и плавно

переключаю внимание на другой вид деятельности: можно вылепить из

пластилина фигурки героев, сделать зарисовки героев, поиграть в кляксы.

О результатах говорить еще рано, так как учебный год продолжается, и работа

не закончилась. Но подводя предварительные результаты я обратила внимание,

что дети стали более раскованы, они могут высказывать свои мысли, словарный

запас у них пополнился.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира я создаю

необходимые условия для развития связной речи и обогащения его воображения.



В раздел образования