Автор: Арефьянова Мария Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СО "Саратовская кадетская школа-интернат №1 им Б.Н.Ерёмина
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные ИКТ технологии при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе
Раздел: среднее образование
Арефьянова М.А.
Учитель русского языка и литературы
Эффективные ИКТ технологии при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по
русскому языку и литературе
Подготовка к итоговой аттестации является одной из самых трудных задач,
стоящих перед учителем-словесником. Особенно это касается подготовки по литературе,
где крайне сложно уложить в формат тестирования литературное произведение,
критическую
литературу,
образы
персонажей
или
морально-нравственный
аспект
произведения.
Для решения данной задачи необходимо оптимизировать все ресурсы, которые
помогут учащимся не только достичь минимального порога, но, что важнее всего, достичь
высокого качества выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ. Это ресурсы учебного предмета,
ресурсы
специальных
курсов,
и,
конечно
же,
ресурсы информационно-
коммуникационных технологий.
С 1 января 2017 года был принят новый профессиональный стандарт «Педагог…»,
в котором определены параметры и для учителя русского языка и литературы. Один из
пунктов стандарта гласит: «Организация и применение ИКТ учителем и учащимися в
общеобразовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности,
анализ домашних работ в ИС». В каждой школе формируется собственный подход
учителя словесники к использованию ИКТ при подготовке учащихся к итоговой
аттестации.
Давайте
вспомним
понятие
ИКТ.
Информационные
и
коммуникационные
технологии (ИКТ)
- обобщающее понятие, описывающее различные устройства,
механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все
сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к
которой относится обучение.
Что же дает применение ИКТ на уроке и в частности на уроках по подготовке к
Итоговой Аттестации?
- Способствует эффективному усвоению учебного материала.
- Повышается темп урока.
-
Увеличивается
объем
самостоятельной
деятельности
учащихся,
меняется
отношение к работе даже у самых проблемных учеников.
1
Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - это
повышение мотивации обучения. Создание положительного настроя и ситуации успеха.
Сегодня
уже
стало
привычным
применение
на
уроках
презентаций Microsoft PowerPoint как при изучении нового материала, так и при
закреплении умений и навыков: удобно использовать возможность отсроченной подачи
информации, например, скрытые ответы, деформированный текст и т. п. Но гораздо
интереснее – использование огромного арсенала Интернет-ресурсов, особенно при
подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Также на уроках используются онлайн-тесты, выложенные на
сайте ФИПИ и других обучающих платформах.
Следует отметить, что начинать работу по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ надо не в
выпускном классе, а как можно раньше. Учащиеся должны приобрестинавыки,
необходимые при работе с заданиями разных типов. Выработать собственный алгоритм
выполнения заданий. Наиболее приемлемым может быть вариант, когда учитель-
предметник должен в полной мере, ЕЖЕГОДНО, вне зависимости от того, в каком классе
он работает, есть ли у него выпускники, владеть информацией об Итоговой Аттестации;
своевременно знакомиться с демоверсией ЕГЭ или ОГЭ по своему предмету и в
соответствии с возрастными особенностями своих учеников давать задания в той форме, в
которой они представлены в демоверсиях. Все это мы можем найти на сайте
Федерального Института Педагогических Измерений.
2