Напоминание

"Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста"


Автор: Веснина Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Дом детского творчества г. Тобольска
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: «Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для

развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста»

Веснина Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования,

МАУ ДО «Дом детского творчества г.Тобольска»

Формирование мотивации развития и обучения младших школьников, а также

творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня

перед педагогом в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов,

концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие

компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных

сферах дальнейшей жизни. Активность ребенка признается главной основой его развития

– знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной

деятельности,

организуемой

педагогом.

Образовательная

задача

заключается

в

организации

условий,

провоцирующих

детское

действие.

В

связи

с

этим

огромное

значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится

конструктивно-модельная деятельность.

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы,

вид

деятельности,

способствующий

развитию

исследовательской

деятельности,

творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый

ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков

исследовательской,

творческой

деятельности,

технического

творчества,

развития

конструктивного мышления.

Введение и реализация ФГОС требует от педагогов организации инновационной

развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом

смысле

конструктивно-модельная

деятельность

является

идеальной

формой

работы,

которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре,

более

того

посредством

образовательных

конструкторов

значительно

можно

разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие

конструкторско-модельной

деятельности

младших

школьников,

позволил

нам

познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным конструктором ТИКО

(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) педагогов г. Великий Новгород.

Логинова

И.В.-

автор

программы

внеурочной

деятельности

«Кружок

Геометрика»,

руководитель

городского

клуба

«ТИКО-мастера»

Дворца

детского

(юношеского)

творчества

им.

Л.

Голикова

г.

В.Новгород,

аспирант

Санкт-Петербургской

академии

постдипломного педагогического образования начала знакомить педагогов В. Новгорода и

С-Петербурга с образовательным конструктором ТИКО в 2010 году. Менее чем за полгода

этот конструктор обрел статус эффективного педагогического

инструмента в глазах

педагогов дошкольных учреждений и школ.

Образовательный конструктор нового поколения для 3D-моделирования ТИКО - это

развивающий

материал,

позволяющий разнообразить процесс обучения,

а так же

замечательный

инструмент

в

области

научно-технического

моделирования

(конструирования).

1

В основе нашего инновационного проекта: идея внедрить технологию ТИКО-

моделирования

в

образовательный

процесс

нашего

учреждения

дополнительного

образования,

сделать

работу

с

ТИКО-конструкторами

целенаправленным

процессом,

расширить содержание конструктивно-модельной деятельности младших школьников, за

счет

внедрения

конструкторов

нового

поколения,

а

также

привлечь

родителей

к

совместному техническому творчеству.

Цель проекта: создание современной образовательной среды, способствующей

развитию творческих способностей, конструктивного мышления у младших школьников,

через

применение

технологии

ТИКО-моделирования

в

интеграции

образовательных

областей.

Задачи проекта:

- разработать методические и содержательные аспекты педагогической технологии работы

с

конструктором

ТИКО,

ориентированной

на

мотивационно-деятельностный

характер

взаимодействия взрослых с детьми: системность, интегрированность, единство познания и

деятельности;

-

создать

психолого-педагогические

условия,

способствующие

интеграции

образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса,

направленного

на

развитие

творческих

способностей,

конструктивного

мышления

у

воспитанников посредством технологии ТИКО-моделирования;

- разработать и апробировать на практике дополнительную образовательную программу

конструкторско-модельной направленности «ТИКО-моделирование»

с использованием

конструкторов ТИКО для детей начиная со старшего дошкольного возраста;

-

разработать

диагностический

инструментарий,

позволяющий

определить

уровень

сформированности

конструктивного

мышления

детей

младшего

школьного

возраста;

повысить

интерес

родителей

к

ТИКО-конструированию

через

организацию

активных

форм работы с родителями и детьми.

Актуальность технологии ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, т.к.

является великолепным средством для интеллектуального развития младших школьников,

обеспечивающих

интеграцию

образовательных

областей;

познавательное

развитие:

техническое

конструирование,

воплощение

замысла

из

деталей

ТИКО-конструктора;

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из

деталей

ТИКО-конструктора;

физическое

развитие:

координация

движения,

мелкая

моторика рук; социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка

со

взрослыми,

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных действий; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие

школьников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), т.к. процесс конструирования

часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом

многих игр; формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-

активной

личности,

формирует

навыки

общения

и

сотворчества;

объединяет

игру

с

исследовательской

и

экспериментальной

деятельностью,

предоставляют

ребенку

возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

2



В раздел образования