Автор: Веснина Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Дом детского творчества г. Тобольска
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Тема: «Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для
развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста»
Веснина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО «Дом детского творчества г.Тобольска»
Формирование мотивации развития и обучения младших школьников, а также
творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня
перед педагогом в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов,
концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие
компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных
сферах дальнейшей жизни. Активность ребенка признается главной основой его развития
– знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной
деятельности,
организуемой
педагогом.
Образовательная
задача
заключается
в
организации
условий,
провоцирующих
детское
действие.
В
связи
с
этим
огромное
значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится
конструктивно-модельная деятельность.
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы,
вид
деятельности,
способствующий
развитию
исследовательской
деятельности,
творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый
ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков
исследовательской,
творческой
деятельности,
технического
творчества,
развития
конструктивного мышления.
Введение и реализация ФГОС требует от педагогов организации инновационной
развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом
смысле
конструктивно-модельная
деятельность
является
идеальной
формой
работы,
которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре,
более
того
посредством
образовательных
конструкторов
значительно
можно
разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие
конструкторско-модельной
деятельности
младших
школьников,
позволил
нам
познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным конструктором ТИКО
(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) педагогов г. Великий Новгород.
Логинова
И.В.-
автор
программы
внеурочной
деятельности
«Кружок
Геометрика»,
руководитель
городского
клуба
«ТИКО-мастера»
Дворца
детского
(юношеского)
творчества
им.
Л.
Голикова
г.
В.Новгород,
аспирант
Санкт-Петербургской
академии
постдипломного педагогического образования начала знакомить педагогов В. Новгорода и
С-Петербурга с образовательным конструктором ТИКО в 2010 году. Менее чем за полгода
этот конструктор обрел статус эффективного педагогического
инструмента в глазах
педагогов дошкольных учреждений и школ.
Образовательный конструктор нового поколения для 3D-моделирования ТИКО - это
развивающий
материал,
позволяющий разнообразить процесс обучения,
а так же
замечательный
инструмент
в
области
научно-технического
моделирования
(конструирования).
1
В основе нашего инновационного проекта: идея внедрить технологию ТИКО-
моделирования
в
образовательный
процесс
нашего
учреждения
дополнительного
образования,
сделать
работу
с
ТИКО-конструкторами
целенаправленным
процессом,
расширить содержание конструктивно-модельной деятельности младших школьников, за
счет
внедрения
конструкторов
нового
поколения,
а
также
привлечь
родителей
к
совместному техническому творчеству.
Цель проекта: создание современной образовательной среды, способствующей
развитию творческих способностей, конструктивного мышления у младших школьников,
через
применение
технологии
ТИКО-моделирования
в
интеграции
образовательных
областей.
Задачи проекта:
- разработать методические и содержательные аспекты педагогической технологии работы
с
конструктором
ТИКО,
ориентированной
на
мотивационно-деятельностный
характер
взаимодействия взрослых с детьми: системность, интегрированность, единство познания и
деятельности;
-
создать
психолого-педагогические
условия,
способствующие
интеграции
образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса,
направленного
на
развитие
творческих
способностей,
конструктивного
мышления
у
воспитанников посредством технологии ТИКО-моделирования;
- разработать и апробировать на практике дополнительную образовательную программу
конструкторско-модельной направленности «ТИКО-моделирование»
с использованием
конструкторов ТИКО для детей начиная со старшего дошкольного возраста;
-
разработать
диагностический
инструментарий,
позволяющий
определить
уровень
сформированности
конструктивного
мышления
детей
младшего
школьного
возраста;
повысить
интерес
родителей
к
ТИКО-конструированию
через
организацию
активных
форм работы с родителями и детьми.
Актуальность технологии ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, т.к.
является великолепным средством для интеллектуального развития младших школьников,
обеспечивающих
интеграцию
образовательных
областей;
познавательное
развитие:
техническое
конструирование,
воплощение
замысла
из
деталей
ТИКО-конструктора;
художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из
деталей
ТИКО-конструктора;
физическое
развитие:
координация
движения,
мелкая
моторика рук; социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка
со
взрослыми,
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
школьников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), т.к. процесс конструирования
часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом
многих игр; формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-
активной
личности,
формирует
навыки
общения
и
сотворчества;
объединяет
игру
с
исследовательской
и
экспериментальной
деятельностью,
предоставляют
ребенку
возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
2