Автор: Лапшина Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад с.Давыдовка Пугачевского района Саратовской области"
Населённый пункт: с.Давыдовка Пугачевский район Саратовская область
Наименование материала: план по самообразованию
Тема: "Патриотическое воспитание детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
с. Давыдовка Пугачевского района саратовской области»
Утверждаю:
Заведующая ДОУ
Антипова Г.И.
План
По самообразованию на тему:
«Патриотическое воспитание детей»
Воспитатель
Лапшина О.С.
.
I. Пояснительная
записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие
стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и
сердце
входила
красота
настоящего
человека,
величие
и
ни
с
чем
не
сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной
сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует
воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение
к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром,
и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной
край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется
«пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению
психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим
детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и
уважение.
Патриотическое
воспитание
детей
является
одной
из
основных
задач
дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию
– это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать
богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка
любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу,
стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и
промыслам;
формирование
элементарных
знаний
о
правах
человека;
расширение
представлений
о
городах,
знакомство
детей
с
символами
государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости
за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к
другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах
детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Актуальность программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость
за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать
культуру
своих
предков.
Именно
акцент
на
знание
истории
народа,
его
культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие
его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство
Родины
начинается
с
восхищения
тем,
что
видит
перед
собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности
патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю
имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским
садом,
своей
семьей,
своей
улицей,
городом,
а
затем
и
со
страной,
ее
столицей и символами.
Родной
город…
Надо
показать
ребенку,
что
родной
город
славен
своей
историей,
традициями,
достопримечательностями,
памятниками,
лучшими
людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну,
должно
сочетаться
с
формированием
доброжелательного
отношения
к
культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от
цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи программы
Цель:
Формировать
у
детей
дошкольного
возраста
патриотические
отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе
исторических
и
природных
особенностей
родного
края.
Воспитание
собственного
достоинства
как
представителя
своего
народа,
уважения
к
прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к
представителям других национальностей.
Задачи: Формирование у дошкольников нравственных качеств личности
через ознакомление с родным городом. Формирование гражданской позиции
и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края,
чувства гордости за свою малую Родину. Воспитание у ребенка любви и
привязанности
к
своей
семье,
родному
дому,
земле,
где
он
родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование
основ
экологической
культуры,
гуманного
отношения
ко
всему живому. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,
развитие
творческих
способностей.
Воспитание
у
дошкольников
чувств
уважения и заботы к Защитникам Отечества. Воспитание здорового образа
жизни. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
План работы на год
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические
выходы
Изучение
методической
литературы
Сентябрь -
май
1. Зацепина М.Б. "Дни воинской
славы. Патриотическое
воспитание дошкольников".
2. Козлова С.А. "Теория и
методика ознакомления
дошкольников с социальной
действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как
воспитать настоящего человека".
Работа с детьми
Сентябрь
Оформление уголка в группе
детского сада «Моя Родина –
Россия».
Экскурсии по родному селу.
Подборка дидактических игр по
патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина
– Россия».
Картотека игр.
Октябрь
Беседа по теме «Улица, на
которой я живу».
Выставка рисунков
"Улицы нашего
города".
Ноябрь
Ознакомление с символикой
России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий
музей города.
Выставка работ
детского творчества.
Январь
Ознакомление с обычаями и
традициями русского народа.
Коллективное
оформление книги
«Русское народное
творчество».
Развлечение «Игры
наших бабушек».
Февраль
Непосредственно
образовательная деятельность
«Главные праздники России».
Подготовка и проведение
праздника «День защитника
Отечества».
Спортивный
праздник,
посвящённый Дню
защитника
Отечества.
Март
Беседы «Моя мама – лучшая на
свете», «Что умеет моя
бабушка?»
Выставка детских
работ «Мамин
портрет».
Апрель
Краткосрочный проект
«Космос».
Викторина «Что вы
знаете о космосе».
Выставка работ
детского творчества
«Космос глазами
детей».
Май
Экскурсия к памятнику воинской
славы, приуроченная ко Дню
Победы.
Утренник,
посвящённый Дню
Победы.
Сентябрь -
май
Чтение художественной
литературы детям о природе
России, родного края, о войне, о
других исторических событиях.
Работа с семьёй
Сентябрь
Консультация «Куда сходить в
выходные дни с ребёнком?»
Фотовыставка «Моё
любимое место в
городе»
Октябрь
Консультация «Воспитание
маленького гражданина».
Ноябрь
Оформление альбома «История
нашего села».
Показ открытого занятия в
подготовительной группе
Альбом «История
нашего города».
Февраль
Коллаж «Мой папа
(дедушка) служил в
армии».
Март
Выставка работ,
выполненных
бабушками и
мамами
воспитанников.
Апрель
Работа по благоустройству
территории детского сада.
Акция «Посади
дерево».
Май
Консультация «Воспитание
патриотических чувств у
дошкольника».
Самореализация
Январь
Развлечение «Игры
наших бабушек».
Май
Отчёт по теме самообразования.
Выступление на
педсовете.
6–7 лет.
Краткие сведения об истории города, округа. Знать дату своего рождения,
свое
отчество,
домашний
адрес,
номер
телефона;
имена
и
отчества
родителей; адрес детского сада. Знать герб, флаг Саратовского края и своего
города. Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-
защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. Иметь представление о родном
крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре,
труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде
взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных
праздниках, школе, библиотеке и т.д.Стихи, произведения искусства местных
поэтов и художников. Правила безопасности поведения в природе и на улице
города.
Иметь
элементарные
представления
об
охране
природы,
о
заповедниках,
заказниках
Саратовского
края
и
г.
Пугачева.
Понимать
сопричастность
к
социальной
и
окружающей
среде,
осознавать
себя
полноправным членом общества.
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет
тесный
контакт
с
семьей
воспитанника.
Родители
оказывают
большую
помощь,
активно
участвуют
в
жизни
детского
сада,
проявляя
выдумку,
фантазию,
энтузиазм.
С
их
участием
проводятся:
Выставки
рисунков,
поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др. Оформление групповых
комнат.
Благоустройство
ДОУ.
Труд
бытовой
в
природе.
Утренники,
праздники,
экскурсии,
соревнования.
Природоохраняемые
акции
«Посади
цветок»,
«Изготовление
кормушки»
и
др.
Патриотическое
воспитание
осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с
окружающим
и
с
художественной
литературой,
развития
речи,
музыке,
изобразительном искусстве.
Дидактические и наглядные пособия; современные средства ТСО;
методическая литература; Репродукции картин; картинки с различными
видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»; «Моя
семья»; художественная литература; пособие «Заповедники и заказники
Саратовского края»; грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
карты, атлас Саратовского края; символика Саратовского края , глобус и т.д.
Используемая литература Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий
в подготовительной группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб:
Издательский Дом «Литера», 2007. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир.
М: Мозаика – Синтез, 2005. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого
гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5,
с.11-13. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю
// Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8. Комратова Н. О гражданском
воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с
детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36. Комратова Н. О
гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10,
с.10-19. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель
ДОУ 2008 №8, с.27- 29. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное
воспитание 2005 №10, с.52-54. Татаринкова Л.Ю. Права маленького
гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера»,
2007. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб:
Издательский Дом «Литера», 2007