Автор: Сёмина Алла Савельевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №148"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по стране "Математика".
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по математике в подготовительной группе по
ФГОС.
13.12.2017г.
Составила и провела воспитатель Сёмина Алла Савельевна
Занятие с дошкольниками подготовительной группы №6
«Звёздочки».
Тема: «Путешествие по стране « Математика».
Программное содержание.
1.Обучающие задачи:
- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;
- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
- продолжить учить детей самостоятельно решать действия
на сложение и
вычитание в пределах 20, на наглядном материале;
- совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20;
- упражнять в счете в пределах 20;
- закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки >,<,=;
- закреплять умение называть предыдущее и последующее и пропущенное число,
обозначенное цифрой;
- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги .
2. Развивающие задачи:
-
создать
условия
для
развития
логического
мышления,
сообразительности,
внимания;
- развивать смекалку, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению
аргументировать свои высказывания;
-
воспитывать
трудолюбие,
усидчивость,
активность,
аккуратность,
чувство
коллективизма.
3.Воспитательная задача:
- воспитывать стойкий интерес к математике.
Предварительная работа:
Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец»,
«Придумай сказочных героев», «Сосчитай звуки».
Дидактические игры: «Живая неделя», «Кто ушел», «Что, где?», «Поможем куклам найти
цифры», «Кто внимательный», «Волшебный зонтик», «Соседи».
Демонстрационный материал: 2 письма (и посылка) Царицы Математики; наглядный
материал для выполнения математических заданий; мяч; буквенно-числовые карточки от 1
до 20; цифры.
Раздаточный материал: счетные палочки, карточки с предметами, листок для
математического диктанта, рабочая тетрадь В.М.Мёдов «Считаем сами», карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»
В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам
письмо».
Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама
Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица
Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что все нарушилось в моем
математическом царстве - государстве! Жители моей страны забыли всю математику, они
страшно напуганы, и некому им помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь
трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом
царстве - государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти
пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть
сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что
вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не
передумали? Тогда в путь!»
Прохождение пароля.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание
на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Воспитатель: Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей,
Ждут вас испытания ,
Сложные задания.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль.
Ну-ка за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся!
Проверьте, все ли вы взяли с собой. Дотроньтесь левой рукой до правого уха,
указательным пальцем правой руки коснитесь левого колена и т.д.
Давайте рассчитаемся по порядку, может кто-то отстал: счёт до 20, передавая мяч ,
«Кто знает, тот дальше считает!»
И теперь мы с вами в математической стране.
А вот и первое препятствие «Речка с « пропущенными числами» в пределах 20».
Какая широкая. Как же нам перебраться на тот берег?» (Предполагаемые ответы детей:
вплавь, на лодке, корабле, на плоту.)
Воспитатель: «Дети, а давайте построим плот из геометрических фигур». Дети из
счетных палочек, пока «бегут» песочные часы (1 минута), выкладывают геометрические
фигуры. Задать вопрос: «А ты на каком плоту поплывёшь, а ты…»
«Нет, не получается перебраться, что же делать?» (Ответы детей: оказывается нужно
вписать пропущенные цифры).
Дети выполняют задание: «Впиши пропущенные числа».
«Молодцы, все выполнили верно и речка показала, где брод».
« Следующее задание: надо назвать предыдущее и последующее число».
Дети берут карточки и вписывают нужные цифры.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Оживает математическая страна, но впереди у нас
много дел! А тут вдруг ещё и дождик пошел. Где же нам спрятаться? Ура! На помощь нам
спешат зонтики! Не простые, а волшебные: нужно найти значения выражений на
волшебном зонтике и разгадать написанное на нем». Выполнение заданий детьми.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А
теперь привал!».
Оказывается на помощь в страну Математика спешат и другие дети .
(Проводятся задания в рабочей тетради. В.М.Медов «Считаем сами» стр.20. Тема18 «Счёт
до 20: порядковый и количественный»)
Затем воспитатель предлагает детям задания с раздаточным материалом:
- карточки с заданием: определить в какой группе предметов больше - меньше и поставить
соответсвующие знаки, а проверить правильно ли выполнено задание мы попросим наших
друзей.
Воспитатель: «Ой ребята, а где же Варвара?
Проводится физкультминутка:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх, смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
И упала прямо вниз.
Воспитатель: « А что бы нам оставить на память для жителей Математической страны?
Давайте напишем им волшебные письма, а расшифруют их они сами».
Детям предлагается математический диктант: в правом верхнем углу нарисуйте
треугольник красного цвета, в левом нижнем – овал синего цвета, в середине ромб
зеленого цвета и т.д.
Скоро Новый год, а давайте и в этой стране нарядим елку, пусть у всех будет праздник».
На столике лежат цифры, надо подобрать такие две, чтобы их сумма составляла цифру 10.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились
со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и
необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить
числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то
узнаете пароль и сможете его прочесть».
Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10
до 1), читать по слогам.
Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а
с другой – буквы.
Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди
подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10
до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на
другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово
«Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения
позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть
Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную
помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве
царит абсолютная точность и порядок».
Воспитатель: «Друзья, а за что же вы любите математику?
Ответы детей.