Автор: Бачурина Ольга Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада № 47 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город - курорт Пятигорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Терренкур — как одна из современных технологий оздоровления детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Терренкур — как одна из современных технологий
оздоровления детей дошкольного возраста»
О. А. Бачурина
старший воспитатель, г. Пятигорск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 «Золотой петушок»
Здоровье дошкольника, его охрана, укрепление и развитие является
приоритетной задачей для системы дошкольного образования, актуальной остается
проблема комплексного подхода к укреплению здоровья детей, результативности
данной работы.
Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом жизни человека
для формирования физического здоровья и двигательных навыков, обеспечивающих
его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Именно в этом
возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических
качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной
активности,
что,
в
свою
очередь,
создает
условия
для
активного
и
целенаправленного
формирования
и
развития
психических
функций
и
интеллектуальных способностей ребенка.
В нашем
современном обществе,
предъявляются все
новые,
более высокие требования
к
человеку,
в том
числе к
ребенку,
к его знаниям и способностям.
Забота о здоровье ребенка
стала занимать во всем мире приоритетные позиции.
Охрана
и
укрепление
здоровья подрастающего поколения – актуальный социальный вопрос. Как для
отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство -
здоровье. Каждый родитель хочет чтобы их ребёнок был сильным, бодрым,
энергичным: бегал, не уставая, катался на велосипеде, плавал, играл с ребятами во
дворе, не мучился головными болями или бесконечными насморками.
С каждым годом наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня
заболевания среди детей дошкольного возраста, возрастает процент детей, имеющих
отклонения
в
здоровье.
Данные
официальной
статистической
отчетности
профилактических
медицинских
осмотров,
проводимых
среди
выпускников
дошкольных образовательных организаций, свидетельствуют о том, что здоровых
детей только 20-25 %, имеющих функциональные отклонения - свыше 50 % и
страдающих хроническими заболеваниями - почти 30 %. Среди детей в возрасте до
7 лет в 13,5 % случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит
массы тела или ее избыточность, низкорослость). Каждый четвертый ребенок
дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз, причем ослабление
здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать
здоровью последующих поколений, т. к. у больных родителей будут постоянно
рождаться больные дети. В настоящее время дети большую часть времени проводят
в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т. д.). Это
сокращает время пребывания детей на открытом воздухе, увеличивает статическую
нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила
и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение
осанки,
плоскостопие,
задержку
возрастного
развития,
быстроты,
ловкости,
координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Забота о воспитании здорового ребенка является одной из основных в работе
нашего дошкольного учреждения. Проблема поиска новых, эффективных форм,
средств,
методов
физического
воспитания
и
оздоровления
детей,
является
актуальной. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы
сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Для решения данной проблемы педагоги нашего учреждения создают
оптимальные
условия
для
эффективной
организации
медико-педагогической
деятельности (с учетом состояния здоровья каждого ребенка, его возраста, пола,
индивидуальных особенностей) по оздоровлению дошкольников в условиях
детского сада, используя для физического развития детей как внутренние
помещения ДОУ (групповые комнаты), территорию ДОУ, а так же курортную зону
нашего города-курорта.
Одним из способов использования территории ДОУ, курортной и парковой зон
города в целях оздоровления детей в ДОО стали оздоровительные терренкуры
разной сложности.
Изначально понятие «Терренкур» представляет собой ходьбу по горным и
равнинным поверхностям, проводится в виде экскурсий, походов, прогулок по
пересеченной местности, с определенной физической нагрузкой, с подъемами в
гору, со спусками, с переходом через ручьи вброд и по навесным мостам.
Природная зона, в которой находится наш детский сад № 47 «Золотой
петушок» города Пятигорска располагает всеми условиями для внедрения данного
направления работы. В течении всего учебного года у наших воспитанников есть
уникальная возможность прогулок за пределами детского сада по разработанным
живописным
маршрутам,
с
целью
оздоровления
и
знакомства
с
достопримечательностями нашего города.
Терренкуры направлены на
формирование такого физического качества, как выносливость, выполняются в
умеренном темпе и с умеренной интенсивностью движений. Во время ходьбы
создаются благоприятные условия для активизации дыхания. При выполнении
движений в разном темпе повышается нервно-мышечный тонус, укрепляются
мышцы
нижних
конечностей,
стимулируется
обмен
веществ.
Терренкуры
проводятся круглогодично в теплый и холодный периоды года в соответствии с
режимом дня, по принципу наращивания темпа и двигательной активности.
Нагрузка, получаемая детьми, зависит от возраста и обуславливается
следующими факторами:
длительность маршрута; темп ходьбы, количество
остановок и их продолжительность на всем протяжении маршрута; применение
дополнительных физических упражнений.
Для внедрения терренкура в практическую работу было разработано несколько
видов маршрутов. Первый маршрут - легкий, для детей младших и средних групп.
Темп движения - умеренный. Продолжительность – 15- 30 минут. Второй маршрут -
средний, для средних и старших групп. Продолжительность до 40 минут. Третий
маршрут – тренирующий, для детей старшего возраста. Его назначение - укрепить
мышцы и связки нижних конечностей, свода стопы, тренировать сердечно-
сосудистую и дыхательную системы. Время прохождения – 40 - 60 минут.
Во время терренкуров укрепляются мышцы, сердечно-сосудистая система,
улучшается психоэмоциональное состояние. Помимо этого, дети знакомятся с
флорой
и
фауной
родного
края,
знакомятся
с
историческими
достопримечательностями нашего знаменитого города- курорта.
Отдельно стоит выделить рекреационную анимацию.
Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленный на
восстановление духовных и физических сил человека.
Три
главные
рекреационные
функции
–
лечебная,
оздоровительная,
познавательная.
При проведении терренкуров складываются следующие виды анимации,
удовлетворяющие различные потребности дошкольников:
- анимация в движении - удовлетворяет потребность дошкольников в движении,
сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;
- анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового,
неизвестного, неожиданного приобщении, открытиях, а также при преодолении
трудностей;
- анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми,
интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через
общение;
- анимация через успокоение - удовлетворяет потребность детей в психологической
разгрузке от повседневной усталости через успокоение, контакт с природой;
- культурная анимация - удовлетворяет потребность воспитанников в духовном
развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и
современным образцам культуры нашего города, народа, нации.
Подводя итог можно сказать, что использование терренкура в работе с
дошкольниками способствует привлечению детей к активному и здоровому досугу,
формирует представление о терренкуре как о способе организации активного
отдыха,
ведет к снижению показателей заболеваемости детей, к улучшению
психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно
приобщает родителей к работе по укреплению их здоровья.