Напоминание

«Терренкур — как одна из современных технологий оздоровления детей дошкольного возраста»


Автор: Бачурина Ольга Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада № 47 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город - курорт Пятигорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Терренкур — как одна из современных технологий оздоровления детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Терренкур — как одна из современных технологий

оздоровления детей дошкольного возраста»

О. А. Бачурина

старший воспитатель, г. Пятигорск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 47 «Золотой петушок»

Здоровье дошкольника, его охрана, укрепление и развитие является

приоритетной задачей для системы дошкольного образования, актуальной остается

проблема комплексного подхода к укреплению здоровья детей, результативности

данной работы.

Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом жизни человека

для формирования физического здоровья и двигательных навыков, обеспечивающих

его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Именно в этом

возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических

качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной

активности,

что,

в

свою

очередь,

создает

условия

для

активного

и

целенаправленного

формирования

и

развития

психических

функций

и

интеллектуальных способностей ребенка.

В нашем

современном обществе,

предъявляются все

новые,

более высокие требования

к

человеку,

в том

числе к

ребенку,

к его знаниям и способностям.

Забота о здоровье ребенка

стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Охрана

и

укрепление

здоровья подрастающего поколения – актуальный социальный вопрос. Как для

отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство -

здоровье. Каждый родитель хочет чтобы их ребёнок был сильным, бодрым,

энергичным: бегал, не уставая, катался на велосипеде, плавал, играл с ребятами во

дворе, не мучился головными болями или бесконечными насморками.

С каждым годом наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня

заболевания среди детей дошкольного возраста, возрастает процент детей, имеющих

отклонения

в

здоровье.

Данные

официальной

статистической

отчетности

профилактических

медицинских

осмотров,

проводимых

среди

выпускников

дошкольных образовательных организаций, свидетельствуют о том, что здоровых

детей только 20-25 %, имеющих функциональные отклонения - свыше 50 % и

страдающих хроническими заболеваниями - почти 30 %. Среди детей в возрасте до

7 лет в 13,5 % случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит

массы тела или ее избыточность, низкорослость). Каждый четвертый ребенок

дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз, причем ослабление

здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать

здоровью последующих поколений, т. к. у больных родителей будут постоянно

рождаться больные дети. В настоящее время дети большую часть времени проводят

в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т. д.). Это

сокращает время пребывания детей на открытом воздухе, увеличивает статическую

нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила

и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение

осанки,

плоскостопие,

задержку

возрастного

развития,

быстроты,

ловкости,

координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Забота о воспитании здорового ребенка является одной из основных в работе

нашего дошкольного учреждения. Проблема поиска новых, эффективных форм,

средств,

методов

физического

воспитания

и

оздоровления

детей,

является

актуальной. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы

сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Для решения данной проблемы педагоги нашего учреждения создают

оптимальные

условия

для

эффективной

организации

медико-педагогической

деятельности (с учетом состояния здоровья каждого ребенка, его возраста, пола,

индивидуальных особенностей) по оздоровлению дошкольников в условиях

детского сада, используя для физического развития детей как внутренние

помещения ДОУ (групповые комнаты), территорию ДОУ, а так же курортную зону

нашего города-курорта.

Одним из способов использования территории ДОУ, курортной и парковой зон

города в целях оздоровления детей в ДОО стали оздоровительные терренкуры

разной сложности.

Изначально понятие «Терренкур» представляет собой ходьбу по горным и

равнинным поверхностям, проводится в виде экскурсий, походов, прогулок по

пересеченной местности, с определенной физической нагрузкой, с подъемами в

гору, со спусками, с переходом через ручьи вброд и по навесным мостам.

Природная зона, в которой находится наш детский сад № 47 «Золотой

петушок» города Пятигорска располагает всеми условиями для внедрения данного

направления работы. В течении всего учебного года у наших воспитанников есть

уникальная возможность прогулок за пределами детского сада по разработанным

живописным

маршрутам,

с

целью

оздоровления

и

знакомства

с

достопримечательностями нашего города.

Терренкуры направлены на

формирование такого физического качества, как выносливость, выполняются в

умеренном темпе и с умеренной интенсивностью движений. Во время ходьбы

создаются благоприятные условия для активизации дыхания. При выполнении

движений в разном темпе повышается нервно-мышечный тонус, укрепляются

мышцы

нижних

конечностей,

стимулируется

обмен

веществ.

Терренкуры

проводятся круглогодично в теплый и холодный периоды года в соответствии с

режимом дня, по принципу наращивания темпа и двигательной активности.

Нагрузка, получаемая детьми, зависит от возраста и обуславливается

следующими факторами:

длительность маршрута; темп ходьбы, количество

остановок и их продолжительность на всем протяжении маршрута; применение

дополнительных физических упражнений.

Для внедрения терренкура в практическую работу было разработано несколько

видов маршрутов. Первый маршрут - легкий, для детей младших и средних групп.

Темп движения - умеренный. Продолжительность – 15- 30 минут. Второй маршрут -

средний, для средних и старших групп. Продолжительность до 40 минут. Третий

маршрут – тренирующий, для детей старшего возраста. Его назначение - укрепить

мышцы и связки нижних конечностей, свода стопы, тренировать сердечно-

сосудистую и дыхательную системы. Время прохождения – 40 - 60 минут.

Во время терренкуров укрепляются мышцы, сердечно-сосудистая система,

улучшается психоэмоциональное состояние. Помимо этого, дети знакомятся с

флорой

и

фауной

родного

края,

знакомятся

с

историческими

достопримечательностями нашего знаменитого города- курорта.

Отдельно стоит выделить рекреационную анимацию.

Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленный на

восстановление духовных и физических сил человека.

Три

главные

рекреационные

функции

лечебная,

оздоровительная,

познавательная.

При проведении терренкуров складываются следующие виды анимации,

удовлетворяющие различные потребности дошкольников:

- анимация в движении - удовлетворяет потребность дошкольников в движении,

сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

- анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового,

неизвестного, неожиданного приобщении, открытиях, а также при преодолении

трудностей;

- анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми,

интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через

общение;

- анимация через успокоение - удовлетворяет потребность детей в психологической

разгрузке от повседневной усталости через успокоение, контакт с природой;

- культурная анимация - удовлетворяет потребность воспитанников в духовном

развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и

современным образцам культуры нашего города, народа, нации.

Подводя итог можно сказать, что использование терренкура в работе с

дошкольниками способствует привлечению детей к активному и здоровому досугу,

формирует представление о терренкуре как о способе организации активного

отдыха,

ведет к снижению показателей заболеваемости детей, к улучшению

психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно

приобщает родителей к работе по укреплению их здоровья.



В раздел образования