Автор: Кокляева Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 388"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Кокляева Юлия Сергеевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 388»
г. Нижний Новгород
Аннотация.
В
статье
рассматривается
значимость
детского
экспериментирования для развития познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста.
Одним
из
основных
принципов
Федерального
государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования
является формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Среди
возможных средств развития познавательной активности дошкольника особого
внимания заслуживает детское экспериментирование.
До настоящего времени не сложилось целостной картины формирования
познавательной активности у старших дошкольников в экспериментировании,
раскрывающей сущность данной активности, ее структуру и педагогические
основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе
современного дошкольного учреждения. Все это свидетельствует о том, что
вопросы
эффективного
использования
экспериментирования
как
педагогического средства формирования познавательной активности старших
дошкольников не решены в полной мере.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в
педагогике, так как является индивидуально-психологической характеристикой
человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических,
биологических и социальных условий развития. Познавательная активность
при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и
систематической, целенаправленной воспитательной деятельности может и
должна
стать
устойчивой
чертой
личности
дошкольника,
оказывая
значительное влияние на его развитие.
Познавательная
активность
развивается
из
потребности
в
новых
впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном
возрасте на основе этой потребности, в процессе развития исследовательской
деятельности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как
можно больше нового. Познавательная активность, сформированная в период
дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного
развития ребенка. На каждом возрастном этапе познавательная активность
имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для
своего формирования.
Дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста, способны к
таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту
способность, можно применить и соответствующий метод обучения.
В
процессе экспериментирования дети, изобретая, применяя комплексный,
комбинаторный способ воздействия на объект, успешно выявляют его
системообразующие связи на основе анализа информации о взаимодействии
факторов. Детский эксперимент имеет следующую структуру:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
- формирование выводов.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им
присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и
экспериментирование
как
никакой
другой
метод
соответствует
этим
возрастным
особенностям.
Главное
достоинство
применения
метода
экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения;
-
формируется
самостоятельность,
целеполагание,
способность
преобразовывать
какие-либо
предметы
и
явления
для
достижения
определенного результата;
- развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности,
формируются трудовые навыки, укрепляются здоровье за счет повышения
общего уровня двигательной активности.
Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает следующий ряд
навыков: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать
проблемы,
анализировать
объект
или
явление,
выделять
существенные
признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и
предложения, отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности,
осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать графически этапы и
результаты действий.
Литература:
1.
Веракса Н.В. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников
/ Н.В. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2014
2.
Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании
личности. - М., Академия, 2014.
3.
Заевская В. А. Значение детского экспериментирования в развитии
познавательной активности старших дошкольников / В. А. Заевская, М. К.
Мойся. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3
(113.3). — С. 11-13.