Напоминание

"ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Кокляева Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 388"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кокляева Юлия Сергеевна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 388»

г. Нижний Новгород

Аннотация.

В

статье

рассматривается

значимость

детского

экспериментирования для развития познавательной активности у детей

старшего дошкольного возраста.

Одним

из

основных

принципов

Федерального

государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования

является формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Среди

возможных средств развития познавательной активности дошкольника особого

внимания заслуживает детское экспериментирование.

До настоящего времени не сложилось целостной картины формирования

познавательной активности у старших дошкольников в экспериментировании,

раскрывающей сущность данной активности, ее структуру и педагогические

основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе

современного дошкольного учреждения. Все это свидетельствует о том, что

вопросы

эффективного

использования

экспериментирования

как

педагогического средства формирования познавательной активности старших

дошкольников не решены в полной мере.

Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в

педагогике, так как является индивидуально-психологической характеристикой

человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических,

биологических и социальных условий развития. Познавательная активность

при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и

систематической, целенаправленной воспитательной деятельности может и

должна

стать

устойчивой

чертой

личности

дошкольника,

оказывая

значительное влияние на его развитие.

Познавательная

активность

развивается

из

потребности

в

новых

впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном

возрасте на основе этой потребности, в процессе развития исследовательской

деятельности у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как

можно больше нового. Познавательная активность, сформированная в период

дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного

развития ребенка. На каждом возрастном этапе познавательная активность

имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для

своего формирования.

Дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста, способны к

таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту

способность, можно применить и соответствующий метод обучения.

В

процессе экспериментирования дети, изобретая, применяя комплексный,

комбинаторный способ воздействия на объект, успешно выявляют его

системообразующие связи на основе анализа информации о взаимодействии

факторов. Детский эксперимент имеет следующую структуру:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

- формирование выводов.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и

экспериментирование

как

никакой

другой

метод

соответствует

этим

возрастным

особенностям.

Главное

достоинство

применения

метода

экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об

увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения;

-

формируется

самостоятельность,

целеполагание,

способность

преобразовывать

какие-либо

предметы

и

явления

для

достижения

определенного результата;

- развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности,

формируются трудовые навыки, укрепляются здоровье за счет повышения

общего уровня двигательной активности.

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает следующий ряд

навыков: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать

проблемы,

анализировать

объект

или

явление,

выделять

существенные

признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и

предложения, отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности,

осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать графически этапы и

результаты действий.

Литература:

1.

Веракса Н.В. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников

/ Н.В. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2014

2.

Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании

личности. - М., Академия, 2014.

3.

Заевская В. А. Значение детского экспериментирования в развитии

познавательной активности старших дошкольников / В. А. Заевская, М. К.

Мойся. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3

(113.3). — С. 11-13.



В раздел образования