Напоминание

«Формирование предметных компетенций юных гимнасток посредством использования в обучении музыкальных игр»


Автор: Безвугляк Юлия Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МУДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Воркуты
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование предметных компетенций юных гимнасток посредством использования в обучении музыкальных игр»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«

Формирование предметных компетенций юных гимнасток посредством использования в

обучении музыкальных игр»

Автор: Безвугляк Юлия Александровна,

концертмейстер

Муниципального учреждения дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи г. Воркуты,

Аннотация:

В данной статье автор отразил современные подходы использования музыкальной игры в

приобщении детей к художественной гимнастике, развития необходимых качеств для успешной

деятельности в этом сложнокоординированном виде спорта.

Художественная гимнастика

представляет собой синтез музыки и спорта, поэтому музыкально-двигательная подготовка является

неотъемлемой частью формирования предметной компетенции гимнастки.

Введение

Художественная гимнастика является одним из самых ранневозрастных видов спорта. На этап

спортивно-оздоровительной тренировки принимают детей уже с 4- летнего возраста. Маленькие

гимнастки легче и быстрей усваивают всё незнакомое через игру. Игра – самая близкая форма

деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач,

возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве.

К

игровому

методу

обучения

обращаются

при

проведении

музыкально-ритмических,

музыкально-подвижных игр. Данный метод основан на элементах соперничества обучающихся

между собой и повышения ответственности каждого за достижения определённого результата.

Опора на игру – это важнейший путь включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения

эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями.

Музыкально-двигательная подготовка как составляющая предметной компетенции гимнастки

Музыкально-двигательная подготовка — это важная часть обучения гимнасток, она

становится базой для правильного восприятия и сопереживания музыке. Выразительность

выступлений зависит не только от правильности выполнения движений, но и от ритмичности

и музыкальности гимнасток.

Задачи обучения юных гимнасток посредством музыкальных игр:

развитие музыкальности: способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер,

понимать содержание, развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;

развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами художественной гимнастики;

развитие двигательных качеств и умений координировать движения;

развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности, выносливости, силы;

формирование правильности осанки, умения ориентироваться в пространстве;

обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;

развитие способностей фантазии и импровизации;

развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои

эмоции в мимике и пантомиме;

развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.

Развитие музыкальности

Для развития музыкальности юных гимнасток и согласования движений с темпом, ритмом и

динамикой педагогами и концертмейстерами применяются различные виды упражнений. Многие из

них относятся к музыкальным играм, которые интересны и полезны не только в младшей возрастной

группе, но и для обучения гимнасток старшего возраста. Среди наиболее часто применяемых и

эффективных такие игры, как «Кот и мыши», «Тихо-громко», «Замри», «Вместе-врозь», «Эхо»,

«Рисование мелодии».

В музыкальных играх дети создают определенный образ и передают в движении разнообразные

чувства. Игры создают на занятии атмосферу радости, бодрости и удовольствия. В играх дети легко

усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки.

Игровая деятельность очень хорошо помогает закрепить танцевальные навыки, так

необходимый гимнасткам-художницам, а именно:

- ориентироваться в пространстве и на соревновательной площадке;

- закреплять движения и элементы упражнений;

- импровизировать;

- творчески мыслить.

Музыкальные игры пользуются у детей с большой популярностью, вызывают веселое, бодрое

настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент

занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый,

находчивый,

кто

более

четко

выполнит

то

или

иное

задание.

Соревновательность в играх способствует формированию предметной компетентности учащихся,

совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.

Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить

коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время

исполнения упражнений. Поэтому педагог и концертмейстер должны иметь большое количество

разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать в занятии в зависимости от

ситуации.

Движение под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер (весёлая,

грустная), развивают способность переживать содержимое музыкального образа. В свою очередь,

эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приёмы движений и характер

упражнений.

С помощью музыкальных игр воспитывается интерес и любовь к музыке, развивается

эмоциональная отзывчивость, общая музыкальность детей, вкус и творческое отношение к музыке.

В занятиях художественной гимнастикой игры под музыку с использованием предметов

(мячей, обручей, скакалок, булав и т.п.), танцевальных шагов помогают приобрести чувство ритма,

пластичность

движений,

придают

занятиям

эмоциональную

окраску,

воспитывают

умение

чувствовать скорость и продолжительность движений, регулировать мышечные усилия.

Организация музыкально-двигательных игр на занятиях

В объединении «Художественная гимнастика» МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты форма занятий

напрямую зависит от изучаемого блока. Каждая тема также делится на более мелкие подтемы,

помогающие постепенно освоить базу музыкальной подготовки и перейти к практическим занятиям.

В обучении детей 4-8 лет музыкальные игры дают наиболее лучший результат, чем в более взрослом

возрасте.

При проведении музыкальных игр следует придерживаться определенной последовательности:

наметив игру, подобрать к ней соответствующее музыкальное сопровождение;

объяснить гимнасткам суть игры, дать прослушать музыку, обратив внимание на средства

музыкальной выразительности;

разделить учащихся на команды, провести пробную попытку и, если условия игры недостаточно

понятны, повторить их или остановиться на непонятных деталях;

провести игру несколько раз по всем правилам. Не рекомендуется увлекаться количеством

повторений, так как эмоциональность игры будет снижаться. В данном случае следует менять

условия игры, ее варианты, а иногда и музыку.

Игровой блок может быть в любой части занятия, либо занятие может быть полностью

игровым в зависимости от его цели. Музыкально-ритмические игры могут служить и своеобразной

разрядкой после выполнения упражнений, связанных с большим напряжением.

В художественной гимнастике музыкально-подвижные игры можно применять как:

содействие выработке, закреплению и совершенствованию отдельных технических приемов и их

сочетаний, помогать наиболее правильному применению усвоенных приемов при целостном

выполнении изучаемых упражнений. В этих играх исключается вмешательство «противника»,

которое может затруднить выполнение приема. Все внимание играющих направлено только на то,

чтобы наиболее успешно справиться с заданием;

помощь в повышении уровня общей физической подготовленности занимающихся, что оказывает

благоприятное влияние на результаты их специальной спортивной подготовки. Следует иметь

ввиду, что при проведении многих игр могут, в той или иной мере разрешаться одновременно две

задачи.

Еще одной важной составляющей в использовании музыкальных игр является подбор

музыкального

сопровождения.

Концертмейстеру

при

подборе

музыкальных

произведений

необходимо учитывать на развитие каких компетенций направлена та или иная игра. В музыке редко

встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Чередование звуков различных

длительностей образует ритмический рисунок мелодии. Значение ритмического рисунка для

выразительности музыки велико. Например, уже ритмический рисунок сам по себе может

характеризовать некоторые жанры музыки. В музыке эмоциональный характер ритма делает его

важным средством эмоционального воздействия, как на самого исполнителя, так и на зрителя.

Примером игры на связь содержания музыки с характером движений может быть игра

«Быстро по местам!». Для музыкального сопровождения необходим м/р – 2/4, темп умеренный.

Примером игры на ритм может стать игра «Лошадки». Музыкальным сопровождением

может служить любая полька, задания со сменой ритма.

Игрой для определения мелодии

может быть игра «Покажи мелодию».

Используется

разножанровая музыка (вальс. полька, марш. галоп и т.д.), где дети должны определить движениями

мелодию.

Задания можно варьировать, предлагая другие мелодии и другие формы шагов и

построения.

В игре на внимание «Хватай, не зевай!» используются предметы художественной гимнастики

(булавы, мячи и обручи). Музыкальное сопровождение- полька.

Музыкальная игра с мячами проводится под вальсовую музыку, темп спокойный, размер 3/4.

Заключение

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений,

несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей

творческой деятельности.

Музыкально-игровая деятельность влияет на развитие слухового, зрительного, тактильного

восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, координации

движений, быстроты двигательных реакций, на развитие как крупной, так и мелкой моторики, на

развитие музыкальных способностей: формирует понятия о мелодии, ритме, темпе, характере в

музыке.

В результате грамотно и систематически организуемых подвижных игр можно оказывать

большую помощь успешному овладению учащимися элементами спортивной техники, а также

содействовать повышению уровня физической подготовленности и воспитанию ряда положительных

морально-волевых качеств.

Даже в самой простой подвижной игре заложены элементы состязания. При этом игровые

действия предоставляют участникам большой выбор способов для достижения преимущества над

«противником», достижения победы.

Состязательным характером подвижных игр во многом

определяется их увлекательность и сходство со спортом, спортивными соревнованиями.

Список литературы

1.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение,1981.-240 с.,нот.

2.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Учеб. для

студ. высш. учеб. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г. – 304 с.

3.

Радынова О.П., Катинене А.Н., Палавандишвили М. Л.Музыкальное воспитание дошкольников.

Учебник. – М., 1998.- 108 с.

4.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед.

учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.



В раздел образования