Напоминание

"Развитие речи у детей с ТНР"


Авторы: Захарова Ирина Павловна, Калужских Наталья Михайловна
Должность: учителя- дефектологи
Учебное заведение: ГОБУЗ ОСДР
Населённый пункт: г. Апатиты, мурманской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с

органическим поражением нервной системы с нарушением психики»

г. Апатиты

«Развитие речи у детей с ТНР».

подготовили учителя-дефектологи:

Захарова Ирина Павловн

Калужских Наталья Михайловна.

В последнее время, количество детей с отклонениями в развитии

постепенно увеличивается. В первую очередь, речь идет о различных

речевых дефектах, которые мешают

полноценной коммуникации со

сверстниками и взрослыми и овладению знаниями. В дошкольный период

одним из важнейших этапов развития ребенка является речевое развитие. А

что делать, если малыш не умеет говорить? Как помочь ему выразить свои

мысли?

Сегодня, мы бы хотели, поделиться с вами направлениями в работе, с

детьми с тяжелыми нарушениями речи, которые мы используем, обобщив

авторские наработки Н.П. Кочуговой, С.Е. Большаковой и опираясь на

многолетний опыт коррекционной работы с детьми данной категории.

Наша работа с детьми состоит из следующих этапов.

Первый этап - диагностический. На данном этапе мы наблюдаем за

поведением ребенка, что для него является мотивационным, какие звуки он

произносит непроизвольно, а также налаживаем эмоциональный и телесный

контакт.

Второй этап - это уточнение и отработка четкого произношения гласных

звуков с помощью картинного материала Н.П. Кочуговой «Звуки и буквы».

Третий этап – работа проходит с имеющимися в активе согласными

звуками, вызывание первых слов и работа над переключением с артикулемы

на артикулему. На этом этапе ребенок уже может произвольно произносить

основные гласные звуки и согласные, которые уже посажены на жесты, и

буквы. Например: звук [к] – жест (стреляем из пистолета). У большинства

детей не возникают трудности при произношении открытого слога с

согласными. Но бывает и так, что ребенку трудно переключиться, например,

с ма на му. В этом случае мы используем малярную ленту, тактильные

полоски, звуковые домики. Например, на стол кладем тактильную дорожку,

затем берем гласную букву. Пальчиком ребенка проводим по ленте и тянем,

пропевая гласную букву, например (0-0-0-0-0-0 или а-а-а-а-а). Отработав

плавность произношения изолированно, переходим к слитности слога. Для

этого вверху дорожки кладем знакомые уже ребенку согласные буквы и

пропеваем их вместе с гласными. Подобным образом отрабатываем этот

прием с звуковыми домиками.

Освоив умение слитно пропевать слоги, переходим к словам. Лучше

начинать учить ребенка произносить то слово, которое является для него

мотивационным.

Работая над переключением со звука на звук опорных

лучше начинать работу с двухсложных слов с открытыми слогами: па - па,

ки–са, со–ва, бу–сы, ля-ля и т.д. Специалист указывает на предмет жестом и

помогает пропевать ребенку слоги, из которых состоит слово. По данной

схеме отрабатываем слова 1 класса слоговой структуры. Таким образом, мы

набираем номинативный словарный запас.

А какая же фраза без глагола? Часто для ребенка выделение глагола в

предложении – трудный момент, потому что это часть речи довольно

абстрактна. Предмет можно увидеть, потрогать, а глагол обозначает действие

или состояние данного предмета. Для активизации глагола в речи можно

поиграть с предметами. Как это сделать, можно рассмотреть на примере

глагола «кати»: сначала мы произносим глагол «кати», а потом начинаем

скатывать машинки с горки, шарики, катим коляску или катаем ребенка на

машине. Лучше начинать с действий, которые наиболее интересны для

ребенка. Речь

логопеда

должна звучать от первого лица. Инструкции

простые, четкие («кидай, « кати», «дуй» и т.д.).

Можно предложить поиграть в глагольное лото. Для каждого глагола у нас

есть картинки, на которых изображены объекты (один и тот же или разные),

которые выполняют различные действия: кошка спит, мальчик спит, мишка,

дедушка спит и т.д. Также в своей работе мы используем набор карточек, на

которых нарисованы абстрактные черно-белые картинки (пиктограммы),

обозначающая глагол (для каждого глагола – своя картинка).

Набрав словарный запас из 40-50 слов – существительных и 15-20 глаголов

можно переходить к построению фразы. Сначала фразовая речь представлена

простой фразой:

Например. существительным (конфета, вода, бусы, мама) и глаголом (кати,

неси, дуй, дай); или наречием (там, сюда); или прилагательным (маленький,

большой).

При

помощи

фразового

конструктора,

учим

ребенка

произносить

двухсловные фразы:

– обращение +глагол (папа, кушай);

– глагол в повелительном наклонение + дополнение (кидай мяч, кати

машину). Следить, чтобы в речи не было предлогов.

Усвоив шаблон построения двухсловных фраз, переходим к построению

трехсловных.

Трехсловные:

– обращение +глагол + дополнение (папа, кушай булку);

– обращение +предлог + дополнение (папа на игрушку);

– обращение +прилагательное + существительное (кати красный мяч);

–глагол + дополнение + наречие (кидай мяч высоко).

Учим ребенка составлять фразу из 3-х слов в процессе двигательной

активности, в процессе предметной деятельности и с опорой на картинку.

Затем

фразу

усложняем.

Вводим

предлоги

и

вопросы.

Объединяем

предложения в серии и их осмысление. На данном этапе предлагаем ребенку

поиграть в игры: «Семья», «Детский сад», «Магазин». Таким образом,

постепенно ребенок овладевает фразовой речью. Одно из преимуществ

нашей работы состоит в том, что ребенок даже не замечает, что выполняет

серьезные упражнения. Специалист из незнакомого взрослого превращается

в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке».

Вывод:

хочется отметить, что систематическая работа по данным

направлениям дает положительные результаты:

увеличивается пассивный и

активный словарь;

дети овладевают речью, как системой коммуникации.

Литература:

1.Н.П. Кочугова «Звуки и буквы» картинный материал для усвоения звуков и

букв. 1998г.

2. С.Е. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова». 2005г.

З. Н. К. Топчивод, Я. Ю. Добромиль «Логопедическая работа по развитию

глагольного словаря» 2010г.

4. Е.А. Алябьева «Развитие глагольного словаря у детей с нарушением речи»

2011г.

5. И.А. Чистякова «33 игры для развития глагольного словаря

дошкольников»2008г.

6. Н.Нищева «Глагольный словарь дошкольника» Детство-Пресс 2020г.



В раздел образования