Авторы: Захарова Ирина Павловна, Калужских Наталья Михайловна
Должность: учителя- дефектологи
Учебное заведение: ГОБУЗ ОСДР
Населённый пункт: г. Апатиты, мурманской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с
органическим поражением нервной системы с нарушением психики»
г. Апатиты
«Развитие речи у детей с ТНР».
подготовили учителя-дефектологи:
Захарова Ирина Павловн
Калужских Наталья Михайловна.
В последнее время, количество детей с отклонениями в развитии
постепенно увеличивается. В первую очередь, речь идет о различных
речевых дефектах, которые мешают
полноценной коммуникации со
сверстниками и взрослыми и овладению знаниями. В дошкольный период
одним из важнейших этапов развития ребенка является речевое развитие. А
что делать, если малыш не умеет говорить? Как помочь ему выразить свои
мысли?
Сегодня, мы бы хотели, поделиться с вами направлениями в работе, с
детьми с тяжелыми нарушениями речи, которые мы используем, обобщив
авторские наработки Н.П. Кочуговой, С.Е. Большаковой и опираясь на
многолетний опыт коррекционной работы с детьми данной категории.
Наша работа с детьми состоит из следующих этапов.
Первый этап - диагностический. На данном этапе мы наблюдаем за
поведением ребенка, что для него является мотивационным, какие звуки он
произносит непроизвольно, а также налаживаем эмоциональный и телесный
контакт.
Второй этап - это уточнение и отработка четкого произношения гласных
звуков с помощью картинного материала Н.П. Кочуговой «Звуки и буквы».
Третий этап – работа проходит с имеющимися в активе согласными
звуками, вызывание первых слов и работа над переключением с артикулемы
на артикулему. На этом этапе ребенок уже может произвольно произносить
основные гласные звуки и согласные, которые уже посажены на жесты, и
буквы. Например: звук [к] – жест (стреляем из пистолета). У большинства
детей не возникают трудности при произношении открытого слога с
согласными. Но бывает и так, что ребенку трудно переключиться, например,
с ма на му. В этом случае мы используем малярную ленту, тактильные
полоски, звуковые домики. Например, на стол кладем тактильную дорожку,
затем берем гласную букву. Пальчиком ребенка проводим по ленте и тянем,
пропевая гласную букву, например (0-0-0-0-0-0 или а-а-а-а-а). Отработав
плавность произношения изолированно, переходим к слитности слога. Для
этого вверху дорожки кладем знакомые уже ребенку согласные буквы и
пропеваем их вместе с гласными. Подобным образом отрабатываем этот
прием с звуковыми домиками.
Освоив умение слитно пропевать слоги, переходим к словам. Лучше
начинать учить ребенка произносить то слово, которое является для него
мотивационным.
Работая над переключением со звука на звук опорных
лучше начинать работу с двухсложных слов с открытыми слогами: па - па,
ки–са, со–ва, бу–сы, ля-ля и т.д. Специалист указывает на предмет жестом и
помогает пропевать ребенку слоги, из которых состоит слово. По данной
схеме отрабатываем слова 1 класса слоговой структуры. Таким образом, мы
набираем номинативный словарный запас.
А какая же фраза без глагола? Часто для ребенка выделение глагола в
предложении – трудный момент, потому что это часть речи довольно
абстрактна. Предмет можно увидеть, потрогать, а глагол обозначает действие
или состояние данного предмета. Для активизации глагола в речи можно
поиграть с предметами. Как это сделать, можно рассмотреть на примере
глагола «кати»: сначала мы произносим глагол «кати», а потом начинаем
скатывать машинки с горки, шарики, катим коляску или катаем ребенка на
машине. Лучше начинать с действий, которые наиболее интересны для
ребенка. Речь
логопеда
должна звучать от первого лица. Инструкции
простые, четкие («кидай, « кати», «дуй» и т.д.).
Можно предложить поиграть в глагольное лото. Для каждого глагола у нас
есть картинки, на которых изображены объекты (один и тот же или разные),
которые выполняют различные действия: кошка спит, мальчик спит, мишка,
дедушка спит и т.д. Также в своей работе мы используем набор карточек, на
которых нарисованы абстрактные черно-белые картинки (пиктограммы),
обозначающая глагол (для каждого глагола – своя картинка).
Набрав словарный запас из 40-50 слов – существительных и 15-20 глаголов
можно переходить к построению фразы. Сначала фразовая речь представлена
простой фразой:
Например. существительным (конфета, вода, бусы, мама) и глаголом (кати,
неси, дуй, дай); или наречием (там, сюда); или прилагательным (маленький,
большой).
При
помощи
фразового
конструктора,
учим
ребенка
произносить
двухсловные фразы:
– обращение +глагол (папа, кушай);
– глагол в повелительном наклонение + дополнение (кидай мяч, кати
машину). Следить, чтобы в речи не было предлогов.
Усвоив шаблон построения двухсловных фраз, переходим к построению
трехсловных.
Трехсловные:
– обращение +глагол + дополнение (папа, кушай булку);
– обращение +предлог + дополнение (папа на игрушку);
– обращение +прилагательное + существительное (кати красный мяч);
–глагол + дополнение + наречие (кидай мяч высоко).
Учим ребенка составлять фразу из 3-х слов в процессе двигательной
активности, в процессе предметной деятельности и с опорой на картинку.
Затем
фразу
усложняем.
Вводим
предлоги
и
вопросы.
Объединяем
предложения в серии и их осмысление. На данном этапе предлагаем ребенку
поиграть в игры: «Семья», «Детский сад», «Магазин». Таким образом,
постепенно ребенок овладевает фразовой речью. Одно из преимуществ
нашей работы состоит в том, что ребенок даже не замечает, что выполняет
серьезные упражнения. Специалист из незнакомого взрослого превращается
в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке».
Вывод:
хочется отметить, что систематическая работа по данным
направлениям дает положительные результаты:
увеличивается пассивный и
активный словарь;
дети овладевают речью, как системой коммуникации.
Литература:
1.Н.П. Кочугова «Звуки и буквы» картинный материал для усвоения звуков и
букв. 1998г.
2. С.Е. Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова». 2005г.
З. Н. К. Топчивод, Я. Ю. Добромиль «Логопедическая работа по развитию
глагольного словаря» 2010г.
4. Е.А. Алябьева «Развитие глагольного словаря у детей с нарушением речи»
2011г.
5. И.А. Чистякова «33 игры для развития глагольного словаря
дошкольников»2008г.
6. Н.Нищева «Глагольный словарь дошкольника» Детство-Пресс 2020г.