Напоминание

«Актуальные проблемы физического воспитания»


Автор: Садыков Фаргат Асгатович
Должность: тренер-преподаватель по дзюдо
Учебное заведение: МБУ ДО "Спортивная школа "ДИНАМО" НМР РТ
Населённый пункт: Нижнекамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Актуальные проблемы физического воспитания»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Актуальные проблемы физического воспитания».

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является актуальной

проблемой физического воспитания дошкольников. В настоящее время проблема

профилактики и оздоровления дошкольников приобрела особую актуальность для

большинства дошкольных образовательных учреждений. Это неслучайно, так как

социально

экологическая

обстановка

многих

городов

России

является

неблагоприятной для развития детского организма. В тоже время к ребенку

предъявляются завышенные требования со стороны педагогов и родителей, что

способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию

малоподвижного образа жизни.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве

своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений,

производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в

образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени находятся в

статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это

увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление.

Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за

собой нарушения осанки, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости,

координации движений, выносливости, гибкости и т.д. Кроме того, в процессе

роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть

деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня встречается довольно часто.

Неумение ребенка правильно держать своё тело влияет не только на его внешний

вид, но и на состояние внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки

приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно

это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой

системы, дыхательного аппарата.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент

рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-

за приоритета

"интеллектуальных"

занятий и,

как

следствие,

снижение

мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать

осанку в правильном положении. Важно, как можно раньше начать профилактику

дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе

у ребенка

не возникли

повышенная

утомляемость,

головные

боли

и боли

в мышцах туловища.

Медицинская статистика говорит о том, что в последнее время увеличилось

количество

детей,

имеющих

различные

нарушения

опорно-двигательного

аппарата (известно, что более 50% обучающихся начальной школы имеют

нарушения осанки). В связи с этим возрастает значение организации работы

профилактической

и

оздоровительной

направленности

непосредственно

в

условиях образовательного учреждения, в частности, детского сада, где ребенок

находится ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить

своевременность

и

регулярность

профилактических

и

оздоровительных

воздействий.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При

этом подразумевается, что счастливый ребенок - это человек физически здоровый

и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными

практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха,

быть

любимым

окружающими.

Поэтому

в дошкольном

образовательном

учреждении

необходим

поиск

новых

подходов

к оздоровлению

детей,

базирующихся на профилактических и оздоровительных мероприятиях, создании

определенных

условий

для

систематического,

профилактического

влияния

на растущий организм ребенка. Федеральный Государственный Образовательный

Стандарт Дошкольного Образования направлен на решение многих задач, в том

числена охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Такую работу в детском саду должны осуществлять инструктор по

физической культуре и воспитатели. На базе детского сада для оздоровления

детей можно организовать методическое объединение «Здоровьесберегающие

технологии в ДОО», которое будет решать вопросы профилактики нарушений

опорно – двигательного аппарата и оздоровление дошкольников средствами

физического воспитания. Прежде, чем начать работу по профилактике нарушений

ОДА и оздоровлению дошкольников, воспитателям методического объединения

необходимо пополнить знания: что такое опорно-двигательный аппарат, причины

его заболеваний, типы нарушений осанки (работа с интернетом, консультации

медицинского персонала и инструктора по физическому воспитанию). В начале

года, совместно с медицинским персоналом необходимо провести мониторинг

здоровья, а затем определить план мероприятий на год. В каждой возрастной

группе

составить

план

схему

для

проведения

профилактических

и

оздоровительных мероприятий в режиме дня. На протяжении всего дня в группе

необходимо поддерживать оптимальный двигательный режим: физкультурные

занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры

на свежем воздухе, здоровьесберегающие технологии в режиме дня. Для

поставленной цели ставятся следующие задачи:

- формировать у детей навык правильной осанки;

- развивать гибкость и подвижность в суставах;

- укреплять мышечную систему ребенка;

- учить детей напрягать и расслаблять мышцы;

- формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.

Формировать у детей желание быть здоровыми надо начинать с бесед

об осанке, какая она должна быть, для чего нужно сохранять осанку?

На первых занятиях учить детей правильно принимать основные исходные

положения: стоя, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке и

другие. В каждом последующем занятии закреплять пройденный материал.

В игровой форме детей знакомить в доступной форме со строением своего

тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для

организма. Учить элементарным навыкам ухода за собой. Эти занятия имеют

огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Полученные навыки дети будут закреплять в самостоятельной деятельности.

Для

занятий

подбирать

физические

упражнения,

направленные

на

формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц,

совершенствование работы различных органов и систем. Такие упражнения

действуют на организм всесторонне. Под влиянием физических упражнений

происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на

длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в

объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют

их укреплению.

Какие же средства физического воспитания рекомендуется включать в

работу для профилактики и оздоровления дошкольников.

1.Физические упражнения: с предметами, без предметов, из разных исходных

положений,

с

использованием

спортивного

инвентаря,

нестандартного

оборудования.

2.Физические упражнения силового и расслабляющего характера.

3.Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой А.Н.: «Ладошки»,

«Ушки», «Погончики», «Кошка». «Обними плечи».

4.Закаливающие

процедуры,

доступные

в

условиях

дошкольного

учреждения: промывание носа проточной водой, обширное умывание, точечный

массаж в области носа, самомассаж; оздоровительные занятия проводить с

открытой фрамугой, босиком, в облегченной одежде (шорты, майка, носки), сухое

растирание махровой рукавичкой.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей

в детском

саду

и дома.

С этой

целью регулярно

проводить

родительские

собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные

занятия, спортивные досуги, праздники и развлечения. Отношение родителей

к физическому

воспитанию,

к увлечению

детей

подвижными

играми

и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений, на

развитие у них культуры и желания вести здоровый образ жизни. Родители

объясняют детям, как важно утром спешить в детский сад на утреннюю

гимнастику. К приобщению здорового образа жизни помогают совместные

оздоровительные занятия, спортивные мероприятия.

Формы проведения утренней гимнастики: танцевальные движения, основные

движения, подвижные игры, зарядка с одним спортивным предметом «Зарядка с

мячом», «Зарядка с обручем», беговые задания, «Дорожка здоровья», силовая

зарядка.

Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя

сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался

гораздо ближе – это физическая культура, дающая людям здоровье, радость,

ощущение полноты жизни.

Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С

юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять

упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное

воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой

радости, знакомое каждому, кто систематически занимается физкультурой или

каким-либо видом спорта.

Здоровье человека зависит от его образа жизни, воспитания с раннего

детства здоровых привычек и навыков, двигательной активности.

Проблема оздоровления детей это целенаправленная, систематически

спланированная

работа

всего

коллектива

дошкольной

образовательной

организации и родителей. Именно такая форма совместной деятельности

воспитывает у детей культуру ценностей и знаний, которые используются для

развития физических и интеллектуальных способностей человека, для укрепления

и сохранения здоровья.



В раздел образования