Автор: Садыков Фаргат Асгатович
Должность: тренер-преподаватель по дзюдо
Учебное заведение: МБУ ДО "Спортивная школа "ДИНАМО" НМР РТ
Населённый пункт: Нижнекамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Актуальные проблемы физического воспитания»
Раздел: дополнительное образование
«Актуальные проблемы физического воспитания».
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является актуальной
проблемой физического воспитания дошкольников. В настоящее время проблема
профилактики и оздоровления дошкольников приобрела особую актуальность для
большинства дошкольных образовательных учреждений. Это неслучайно, так как
социально
–
экологическая
обстановка
многих
городов
России
является
неблагоприятной для развития детского организма. В тоже время к ребенку
предъявляются завышенные требования со стороны педагогов и родителей, что
способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию
малоподвижного образа жизни.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве
своем испытывают "двигательный дефицит", то есть количество движений,
производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в
образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени находятся в
статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это
увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление.
Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за
собой нарушения осанки, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости,
координации движений, выносливости, гибкости и т.д. Кроме того, в процессе
роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть
деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня встречается довольно часто.
Неумение ребенка правильно держать своё тело влияет не только на его внешний
вид, но и на состояние внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки
приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно
это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой
системы, дыхательного аппарата.
Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки?
Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент
рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-
за приоритета
"интеллектуальных"
занятий и,
как
следствие,
снижение
мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать
осанку в правильном положении. Важно, как можно раньше начать профилактику
дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе
у ребенка
не возникли
повышенная
утомляемость,
головные
боли
и боли
в мышцах туловища.
Медицинская статистика говорит о том, что в последнее время увеличилось
количество
детей,
имеющих
различные
нарушения
опорно-двигательного
аппарата (известно, что более 50% обучающихся начальной школы имеют
нарушения осанки). В связи с этим возрастает значение организации работы
профилактической
и
оздоровительной
направленности
непосредственно
в
условиях образовательного учреждения, в частности, детского сада, где ребенок
находится ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить
своевременность
и
регулярность
профилактических
и
оздоровительных
воздействий.
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При
этом подразумевается, что счастливый ребенок - это человек физически здоровый
и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными
практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха,
быть
любимым
окружающими.
Поэтому
в дошкольном
образовательном
учреждении
необходим
поиск
новых
подходов
к оздоровлению
детей,
базирующихся на профилактических и оздоровительных мероприятиях, создании
определенных
условий
для
систематического,
профилактического
влияния
на растущий организм ребенка. Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт Дошкольного Образования направлен на решение многих задач, в том
числена охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Такую работу в детском саду должны осуществлять инструктор по
физической культуре и воспитатели. На базе детского сада для оздоровления
детей можно организовать методическое объединение «Здоровьесберегающие
технологии в ДОО», которое будет решать вопросы профилактики нарушений
опорно – двигательного аппарата и оздоровление дошкольников средствами
физического воспитания. Прежде, чем начать работу по профилактике нарушений
ОДА и оздоровлению дошкольников, воспитателям методического объединения
необходимо пополнить знания: что такое опорно-двигательный аппарат, причины
его заболеваний, типы нарушений осанки (работа с интернетом, консультации
медицинского персонала и инструктора по физическому воспитанию). В начале
года, совместно с медицинским персоналом необходимо провести мониторинг
здоровья, а затем определить план мероприятий на год. В каждой возрастной
группе
составить
план
–
схему
для
проведения
профилактических
и
оздоровительных мероприятий в режиме дня. На протяжении всего дня в группе
необходимо поддерживать оптимальный двигательный режим: физкультурные
занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры
на свежем воздухе, здоровьесберегающие технологии в режиме дня. Для
поставленной цели ставятся следующие задачи:
- формировать у детей навык правильной осанки;
- развивать гибкость и подвижность в суставах;
- укреплять мышечную систему ребенка;
- учить детей напрягать и расслаблять мышцы;
- формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.
Формировать у детей желание быть здоровыми надо начинать с бесед
об осанке, какая она должна быть, для чего нужно сохранять осанку?
На первых занятиях учить детей правильно принимать основные исходные
положения: стоя, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке и
другие. В каждом последующем занятии закреплять пройденный материал.
В игровой форме детей знакомить в доступной форме со строением своего
тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для
организма. Учить элементарным навыкам ухода за собой. Эти занятия имеют
огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни.
Полученные навыки дети будут закреплять в самостоятельной деятельности.
Для
занятий
подбирать
физические
упражнения,
направленные
на
формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц,
совершенствование работы различных органов и систем. Такие упражнения
действуют на организм всесторонне. Под влиянием физических упражнений
происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на
длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в
объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют
их укреплению.
Какие же средства физического воспитания рекомендуется включать в
работу для профилактики и оздоровления дошкольников.
1.Физические упражнения: с предметами, без предметов, из разных исходных
положений,
с
использованием
спортивного
инвентаря,
нестандартного
оборудования.
2.Физические упражнения силового и расслабляющего характера.
3.Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой А.Н.: «Ладошки»,
«Ушки», «Погончики», «Кошка». «Обними плечи».
4.Закаливающие
процедуры,
доступные
в
условиях
дошкольного
учреждения: промывание носа проточной водой, обширное умывание, точечный
массаж в области носа, самомассаж; оздоровительные занятия проводить с
открытой фрамугой, босиком, в облегченной одежде (шорты, майка, носки), сухое
растирание махровой рукавичкой.
Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей
в детском
саду
и дома.
С этой
целью регулярно
проводить
родительские
собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные
занятия, спортивные досуги, праздники и развлечения. Отношение родителей
к физическому
воспитанию,
к увлечению
детей
подвижными
играми
и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений, на
развитие у них культуры и желания вести здоровый образ жизни. Родители
объясняют детям, как важно утром спешить в детский сад на утреннюю
гимнастику. К приобщению здорового образа жизни помогают совместные
оздоровительные занятия, спортивные мероприятия.
Формы проведения утренней гимнастики: танцевальные движения, основные
движения, подвижные игры, зарядка с одним спортивным предметом «Зарядка с
мячом», «Зарядка с обручем», беговые задания, «Дорожка здоровья», силовая
зарядка.
Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя
сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался
гораздо ближе – это физическая культура, дающая людям здоровье, радость,
ощущение полноты жизни.
Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С
юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять
упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное
воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой
радости, знакомое каждому, кто систематически занимается физкультурой или
каким-либо видом спорта.
Здоровье человека зависит от его образа жизни, воспитания с раннего
детства здоровых привычек и навыков, двигательной активности.
Проблема оздоровления детей это целенаправленная, систематически
спланированная
работа
всего
коллектива
дошкольной
образовательной
организации и родителей. Именно такая форма совместной деятельности
воспитывает у детей культуру ценностей и знаний, которые используются для
развития физических и интеллектуальных способностей человека, для укрепления
и сохранения здоровья.