Автор: Фаттахова Альфия Гумаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14 «Родничок»
Населённый пункт: г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: Консультация из опыта работы
Тема: Повышение педагогического уровня семьи
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14 «Родничок», г. Азнакаево Азнакаевского
муниципального района Республики Татарстан
«Повышения педагогического
уровня семьи»
Консультация из опыта работы
для воспитателей МБДОУ «детский/сад
комбинированного вида №14 «Родничок»,
г. Азнакаево
Подготовила и провела
Фаттахова Альфия Гумаровна
2024 г.
Повышения педагогического уровня семьи.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их
педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного
учреждения.
Планируя психолого-педагогическое просвещение родителей, нужно исходить из
следующих задач:
1) сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей;
2) обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и
семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
3) нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребёнка;
4) компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и
развивать воспитательный потенциал семьи.
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из
самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей
должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами
педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а
родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а
единственное его занятие дома - прогулка.
Отбор материала для всех программ родительского образования подчинен
нескольким основным принципам:
1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-
педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знание
вой ценностью для образования родителей.
2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому
восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их
детей-дошкольников.
3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным
целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных
в программе задач.
4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать
принцип вариативности.
Опытные педагоги знают, что в организации работы по повышению
педагогической компетентности родителей важная роль принадлежит
использованию современных методов общения (решение и ролевое проигрывание
проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и
детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского
поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы
дать родителям возможность стать активными исследователями собственного
родительского поведения, получить опыт нового видения привычных,
стереотипных способов воздействия на ребенка.
Использование
навыков
положительного
общения.
Во
время
общения
с
родителями надо больше спрашивать и слушать, чем указывать или давать им
советы. Следует часто сообщать родителям и в устной, и в письменной форме о
прогрессе, достижениях в развитии их ребенка, использовать индивидуальные
формы направления информации семьям и получения сведений от них. Прежде чем
сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, нужно узнать,
чего
хотят
они,
а
также
своевременно
и
положительно
реагировать
на
предложения, идеи и просьбы родителей.
Предоставление
членам
семей
возможности
делать
выбор
и
принимать
решения. Педагог помогает членам семей обобщить то, что они хотят для своих
детей и для себя. При планировании и предоставлении услуг следует относиться к
родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с их детьми.
Педагог предоставляет родителям право выбора в вопросе о том, когда, где и каким
образом они будут участвовать в образовании своего ребенка.
Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и
семьи. Следует
сообщать
родителям
о
сильных
сторонах,
достижениях
и
положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров,
посредством записок и т. д… Педагог получает от родителей информацию о
долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребенка и
семьи; признает уникальный вклад родителей в прогресс их ребенка и выражает им
благодарность.
Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать
мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными
и стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей, с которыми
работаем.
Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. Педагог
предоставляет всем членам семьи возможность для активного участия в групповой
деятельности, делает все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно.
Следует давать родителям возможность участвовать в принятии решений,
касающихся проведения мероприятий в группе.
Заключение
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его
развитие,
образование,
воспитание,
социальная
защита
и
поддержка
его
достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей,
необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого
уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи,
взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного
воспитания.
Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и
задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм
ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей,
получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению
педагогической культуры. Неформальный подход к организации и проведению
этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования
разнообразных методов активизации родителей.
Проведённое исследование доказало, что использование разнообразных форм
работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации
родителей будет способствовать повышению уровня педагогической культуры
родителей.