Автор: Семёнова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" с/д № 172
Населённый пункт: г Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по познавательному развитию с детьми 4-5 лет Тема: «Такая разная вода»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «РАДОСТЬ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми 4-5 лет
Тема: «Такая разная вода»
Составитель: Семёнова Е.В
Г.НИЖНИЙ ТАГИЛ
2023
Пояснительная записка
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в
процессах социализации имеет познавательно – исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс
усвоения знаний и навыков, а главным образом как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством
взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования,
который относится к познавательно – речевому развитию.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать
себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребенком, выполняют
познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
В своей практике мы недостаточно используем материалы природного происхождения, что очень интересно детям – это
наблюдения, различные исследования, эксперименты с природным материалом в совместной деятельности с воспитателем и в
самостоятельной
деятельности
детей.
Мы мало обращаем внимание детей на то привычное, что нас окружает, чем мы пользуемся ежедневно - это Вода.
Объекты окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов,
позволяющих
расширить
и
углубить
познавательную
сферу
детей.
Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует
развитию
у
ребенка
активности,
самостоятельности
принимать
решения.
Вызывает стремление к достижению цели, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной
деятельности.
Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности.
Тема: «Такая разная вода»
Возрастная группа: старшая, дети 4-5 лет.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Форма организации: групповая, подгрупповая
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, продуктивная
Методы и приемы: словесный, наглядный, дидактическая игра, практическая деятельность детей.
Средства:
наглядные –
ноутбук с презентаций к стихотворению «Вы слыхали о воде?»
музыкальные – аудиозапись: звуки воды, волшебная музыка, песенка «С неба капельки упали»
литературные – стихи, загадки
оборудование –
1 стол: стаканы с водой по кол-ву детей, камешки, салфетки.
2стол: на одноразовой тарелке лежит губка, чашка с водой, салфетки, фартуки - на каждого ребенка.
Игрушка Капелька, скатерти.
Планируемые образовательные результаты:
-умеют высказывать предположения, сравнивать, анализировать и обобщать.
Цель: Способствовать формированию понятия о значении и свойствах воды. Развивать познавательный интерес в ходе
экспериментирования.
Задачи:
Образовательные: Познакомить со свойствами воды: прозрачная, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета.
Развивающие: Развивать у детей любознательность, умение высказывать предположение и проверять его, умение
сравнивать, анализировать и обобщать.
Развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой, тактильные ощущения. Развивать связную речь, умение
рассуждать и делать выводы.
Воспитательные: Способствовать формированию навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в
команде, воспитывать бережное и экономное отношение к воде.
Предварительная работа: Беседы о воде и ее роли в жизни всего живого, круговороте воды в природе, просмотр
видеороликов о воде, загадывание загадок, чтение стихов о воде.
Этапы деятельности
Содержание деятельности
деятельность
педагога
деятельность
детей
Планируемый
результат
1.
Организационный
мотивация на
совместную
деятельность
Звенит колокольчик, дети собираются в
центре группы.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь
друг другу
-Нравится, когда вам улыбаются и дарят
свои улыбки?
-Тогда улыбнитесь и нашим гостям.
(стук в дверь)
-Ребята вы слышите, кто-то стучится?
- Посмотрите, кто к нам в гости
пришел! (Капелька). Давайте с ней
поздороваемся
-Капелька – это маленькая частичка воды.
Привлекает
внимание
Стимулирует
любознательность.
интерес
Обращает внимание
на звук
(идет, открывает д
верь и вносит в
группу Капельку).
Дети здороваются
Слушают,
Отвечают на
вопросы, делают
предположения
Дети положительно
настроены.
Возникновение
интереса.
Проявляют
познавательную
активность
Но почему она такая печальная?
(прикладывает ухо к капельке, слушает)
-Капелька недавно родилась и совсем
ничего не знает про себя. От этого ей очень
грустно, ведь ничего о себе не знать — это
совсем не весело. И поэтому она решила
обратиться к вам за помощью, ведь вы
умные ребята и наверняка что-то о ней
знаете и расскажете, что знаете о воде.
Давайте пройдем к ноутбуку и просмотрим,
где бывает вода.
присаживаются на
стулья
2. Основной этап
(стихотворение сопровождается
презентация
)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
(показ презентации кому нужна вода).
- Кому нужна вода?
Задает вопросы,
стимулирующие
процесс мышления
Смотрят
презентацию
слушают
стихотворение
отвечают на
Включение в
образовательную
деятельность
Проявление
готовности к
совместной
деятельности.
-Животным, птицам, насекомым и людям,
растениям, чтобы они не завяли.
-Видите, всем нужна вода, без воды не
возможно жизни на земле! Без воды никто
не может жить!
-Ребята, а вы знаете, что вода волшебная! С
ней можно играть, проводить различные
эксперименты, опыты. Хотите поиграть с
водой?
-Тогда мы отправимся с вами в путешествие
к Волшебнице - Воде.
-Я скажу волшебные слова: «Крибле,
крабле, бумс! Вокруг себя обернись и в
волшебной стране окажись»
(звучит волшебная музыка, в-ль
переодевается в Волшебницу Воду)
-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть! Я,
Волшебница-Вода, хотите стать моими
капельками?
-Для этого нужно надеть волшебные
фартуки и пройти в волшебную
лабораторию № 1. Здесь вас ждут чудеса
1 стол: (на столе на каждого ребенка стакан
с водой, камешки, салфетки)
-А теперь, посмотрите, перед вами
стаканчики с водой и разноцветные
камешки.
-Если мы опустим камешки в стакан с
водой, их будет видно?
Предлагает
отправиться в
путешествие в
волшебную страну с
помощью
волшебных слов
Предлагает пройти в
волшебную
лабораторию № 1.
вопрос
Проговаривают
волшебные слова
Дети надевают
фартуки
Умение внимательно
слушать
Проявление
интереса к
деятельности
-А почему их видно?
-А теперь, ребята, я предлагаю вам
попробовать воду на вкус. Берите ложечки,
попробуйте воду на вкус. Какая она?
- Правильно, вода не имеет вкуса.
-А теперь я предлагаю вам понюхать
воду, пахнет ли вода чем-нибудь?
-Вода не имеет запаха. Ребята, мы с вами
узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и
запаха.
-Сейчас в стакан с водой я положу одну
чайную ложку соли. Какая будет вода -
сладкая или соленая?
(Предлагаю детям попробовать воду на
вкус с ложечкой).
-А соленая вода вкусная?
-А вот в морях и океанах вода соленая, и
ее никто пить не может.
- А теперь положите в свои стаканчики
ложечку сахара и перемешайте с водой, и
попробуйте, какая вода на вкус.
- А сладкая вода вкусная?
— Значит, что мы в воду кладем, такой
она вкус и приобретает. Если соль, то вода
будет соленая, если сахар, то сладкая. –
-Молодцы, ребята, все справились. Вам
понравилось?
-А сейчас мы с вами немного поиграем!
Наблюдает за детьми
во время
выполнения задания
Подводит итог
эксперимента.
Формулирует вывод
совместно с детьми
Показывает
последовательность
действий
Формулирует вывод.
Рассказывает,
обсуждает с детьми
Проводят
эксперименты,
отвечают на
вопросы
Делают выводы
Соблюдают правила
безопасного
поведения во время
экспериментов.
Дети умеют работать
в группе
Динамическая пауза
Физкультминутка «Дождик»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
хлопки руками на
каждое слово
бег
хлопки руками на
каждое слово
свободные
движения
пальчиками
соединить руки
над головой
- Отдохнули, а теперь я предлагаю
пройти в следующую лабораторию.
(подходят к столу № 2)
2 стол: (таз, стаканчики с водой по кол-ву
детей, на одноразовых тарелках лежат
губки, салфетки)
-Ребята, вода – это жидкое вещество.
Она льется, течет. Давайте мы с вами в этом
убедимся.
-Я возьму стаканчик с водой и перелью
воду из стакана в таз. Возьмите свои
стаканчики, подойти к тазам и вылейте
воду. Дети с помощью воспитателя делают
вывод, что вода может литься,
переливаться.
-Льется вода? Почему?
-Потому что, жидкая.
Предлагает пройти в
волшебную
лабораторию № 2.
Предлагает
выполнить задание
наблюдает за детьми
во время
выполнения задания
Задает вопросы
Берут стаканчики,
выливают воду в
таз
Делают вывод
-Правильно ребята. Если бы вода не
была жидкой, то она не смогла бы течь в
реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Вода – это жидкость. Воду
можно наливать, переливать, сливать.
-А вы хотите узнать, как капельки
собираются в тучки?
-Посмотрите, на тарелках лежат тучки. –
-Возьмите их в руки, и почувствуйте, какие
они на ощупь? Тяжелые или легкие?
легкие
А теперь мы напоим водой наши тучки,
опустите в воду свои тучки. Посмотрите,
как тучка наполняется водой, как много
капелек собралось в тучке!
Положите тучку на руку
какая стала тучка? (тяжелая)
тяжелая, потому что в ней много капелек,
воды
Вывод: Тучка сначала набирает воду, а
потом проливается дождиком. (отжимают
губки)
Эти капельки нужны
всем и животных и птицам и рыбкам и
растениям и людям. Всем нужна вода ,
(воспитатель обращает внимание на
Капельку)
- Смотрите, какая Капелька веселая и
радостная стала! Мы с вами Капельке
рассказали, какая бывает вода. Так какая же
она? (Прозрачная, бесцветная, без вкуса и
Предлагает
выполнить задание
наблюдает за детьми
во время
выполнения задания
Задает вопросы
Дети пробуют –
опускают в воду
губки
Делают выводы
запаха, вода – жидкая, текучая).
-Где можем встретить воду? Кому
нужна вода?
-Молодцы! Вижу, вы много знаете о
воде.
(воспитатель слушает Капельку)
-Капелька говорит, что с вами было
очень интересно, но ей пора домой. На
память о себе она хочет подарить вам своих
подружек – «Капелек» (раздает детям
медальки с видом капельки)
-Скажем, до свидания, Капелька!
(воспитатель прячет Капельку за дверь)
Нам тоже ребята пора возвращаться в
детский сад. Мы с вами скажем волшебные
слова и окажемся в детском саду «Крибле,
крабле, бумс! В детском саду окажусь»
раздает детям
медальки с видом
капельки
предлагает
попрощаться с
Капелькой
предлагает с
помощью
волшебных слов
вернуться в д/с
Принимают
подарки
от «Капельки» и
благодарят ее,
прощаются
Заключительный этап
Рефлексия
Вот мы ребята и в детском саду!
Ребята вам понравилось путешествие?
Для чего и кому нужна вода?
Мне тоже очень понравилось, как вы
сегодня работали и отвечали на вопросы, а в
следующий раз, я вам покажу фокусы с
водой, договорились?
Подводит итог.
Дети делают
элементарные
выводы
Дети высказывают
свое отношение к
путешествию
Умение оценивать
результат своей
деятельности