Напоминание

НОД по познавательному развитию с детьми 4-5 лет Тема: «Такая разная вода»


Автор: Семёнова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" с/д № 172
Населённый пункт: г Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по познавательному развитию с детьми 4-5 лет Тема: «Такая разная вода»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РАДОСТЬ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

с детьми 4-5 лет

Тема: «Такая разная вода»

Составитель: Семёнова Е.В

Г.НИЖНИЙ ТАГИЛ

2023

Пояснительная записка

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в

процессах социализации имеет познавательно – исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс

усвоения знаний и навыков, а главным образом как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством

взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования,

который относится к познавательно – речевому развитию.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать

себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребенком, выполняют

познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

В своей практике мы недостаточно используем материалы природного происхождения, что очень интересно детям – это

наблюдения, различные исследования, эксперименты с природным материалом в совместной деятельности с воспитателем и в

самостоятельной

деятельности

детей.

Мы мало обращаем внимание детей на то привычное, что нас окружает, чем мы пользуемся ежедневно - это Вода.

Объекты окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов,

позволяющих

расширить

и

углубить

познавательную

сферу

детей.

Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует

развитию

у

ребенка

активности,

самостоятельности

принимать

решения.

Вызывает стремление к достижению цели, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной

деятельности.

Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности.

Тема: «Такая разная вода»

Возрастная группа: старшая, дети 4-5 лет.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Форма организации: групповая, подгрупповая

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, продуктивная

Методы и приемы: словесный, наглядный, дидактическая игра, практическая деятельность детей.

Средства:

наглядные –

ноутбук с презентаций к стихотворению «Вы слыхали о воде?»

музыкальные – аудиозапись: звуки воды, волшебная музыка, песенка «С неба капельки упали»

литературные – стихи, загадки

оборудование –

1 стол: стаканы с водой по кол-ву детей, камешки, салфетки.

2стол: на одноразовой тарелке лежит губка, чашка с водой, салфетки, фартуки - на каждого ребенка.

Игрушка Капелька, скатерти.

Планируемые образовательные результаты:

-умеют высказывать предположения, сравнивать, анализировать и обобщать.

Цель: Способствовать формированию понятия о значении и свойствах воды. Развивать познавательный интерес в ходе

экспериментирования.

Задачи:

Образовательные: Познакомить со свойствами воды: прозрачная, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета.

Развивающие: Развивать у детей любознательность, умение высказывать предположение и проверять его, умение

сравнивать, анализировать и обобщать.

Развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой, тактильные ощущения. Развивать связную речь, умение

рассуждать и делать выводы.

Воспитательные: Способствовать формированию навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в

команде, воспитывать бережное и экономное отношение к воде.

Предварительная работа: Беседы о воде и ее роли в жизни всего живого, круговороте воды в природе, просмотр

видеороликов о воде, загадывание загадок, чтение стихов о воде.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

деятельность

педагога

деятельность

детей

Планируемый

результат

1.

Организационный

мотивация на

совместную

деятельность

Звенит колокольчик, дети собираются в

центре группы.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь

друг другу

-Нравится, когда вам улыбаются и дарят

свои улыбки?

-Тогда улыбнитесь и нашим гостям.

(стук в дверь)

-Ребята вы слышите, кто-то стучится?

- Посмотрите, кто к нам в гости

пришел! (Капелька). Давайте с ней

поздороваемся

-Капелька – это маленькая частичка воды.

Привлекает

внимание

Стимулирует

любознательность.

интерес

Обращает внимание

на звук

(идет, открывает д

верь и вносит в

группу Капельку).

Дети здороваются

Слушают,

Отвечают на

вопросы, делают

предположения

Дети положительно

настроены.

Возникновение

интереса.

Проявляют

познавательную

активность

Но почему она такая печальная?

(прикладывает ухо к капельке, слушает)

-Капелька недавно родилась и совсем

ничего не знает про себя. От этого ей очень

грустно, ведь ничего о себе не знать — это

совсем не весело. И поэтому она решила

обратиться к вам за помощью, ведь вы

умные ребята и наверняка что-то о ней

знаете и расскажете, что знаете о воде.

Давайте пройдем к ноутбуку и просмотрим,

где бывает вода.

присаживаются на

стулья

2. Основной этап

(стихотворение сопровождается

презентация

)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром в чайнике шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

(показ презентации кому нужна вода).

- Кому нужна вода?

Задает вопросы,

стимулирующие

процесс мышления

Смотрят

презентацию

слушают

стихотворение

отвечают на

Включение в

образовательную

деятельность

Проявление

готовности к

совместной

деятельности.

-Животным, птицам, насекомым и людям,

растениям, чтобы они не завяли.

-Видите, всем нужна вода, без воды не

возможно жизни на земле! Без воды никто

не может жить!

-Ребята, а вы знаете, что вода волшебная! С

ней можно играть, проводить различные

эксперименты, опыты. Хотите поиграть с

водой?

-Тогда мы отправимся с вами в путешествие

к Волшебнице - Воде.

-Я скажу волшебные слова: «Крибле,

крабле, бумс! Вокруг себя обернись и в

волшебной стране окажись»

(звучит волшебная музыка, в-ль

переодевается в Волшебницу Воду)

-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть! Я,

Волшебница-Вода, хотите стать моими

капельками?

-Для этого нужно надеть волшебные

фартуки и пройти в волшебную

лабораторию № 1. Здесь вас ждут чудеса

1 стол: (на столе на каждого ребенка стакан

с водой, камешки, салфетки)

-А теперь, посмотрите, перед вами

стаканчики с водой и разноцветные

камешки.

-Если мы опустим камешки в стакан с

водой, их будет видно?

Предлагает

отправиться в

путешествие в

волшебную страну с

помощью

волшебных слов

Предлагает пройти в

волшебную

лабораторию № 1.

вопрос

Проговаривают

волшебные слова

Дети надевают

фартуки

Умение внимательно

слушать

Проявление

интереса к

деятельности

-А почему их видно?

-А теперь, ребята, я предлагаю вам

попробовать воду на вкус. Берите ложечки,

попробуйте воду на вкус. Какая она?

- Правильно, вода не имеет вкуса.

-А теперь я предлагаю вам понюхать

воду, пахнет ли вода чем-нибудь?

-Вода не имеет запаха. Ребята, мы с вами

узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и

запаха.

-Сейчас в стакан с водой я положу одну

чайную ложку соли. Какая будет вода -

сладкая или соленая?

(Предлагаю детям попробовать воду на

вкус с ложечкой).

-А соленая вода вкусная?

-А вот в морях и океанах вода соленая, и

ее никто пить не может.

- А теперь положите в свои стаканчики

ложечку сахара и перемешайте с водой, и

попробуйте, какая вода на вкус.

- А сладкая вода вкусная?

— Значит, что мы в воду кладем, такой

она вкус и приобретает. Если соль, то вода

будет соленая, если сахар, то сладкая. –

-Молодцы, ребята, все справились. Вам

понравилось?

-А сейчас мы с вами немного поиграем!

Наблюдает за детьми

во время

выполнения задания

Подводит итог

эксперимента.

Формулирует вывод

совместно с детьми

Показывает

последовательность

действий

Формулирует вывод.

Рассказывает,

обсуждает с детьми

Проводят

эксперименты,

отвечают на

вопросы

Делают выводы

Соблюдают правила

безопасного

поведения во время

экспериментов.

Дети умеют работать

в группе

Динамическая пауза

Физкультминутка «Дождик»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

хлопки руками на

каждое слово

бег

хлопки руками на

каждое слово

свободные

движения

пальчиками

соединить руки

над головой

- Отдохнули, а теперь я предлагаю

пройти в следующую лабораторию.

(подходят к столу № 2)

2 стол: (таз, стаканчики с водой по кол-ву

детей, на одноразовых тарелках лежат

губки, салфетки)

-Ребята, вода – это жидкое вещество.

Она льется, течет. Давайте мы с вами в этом

убедимся.

-Я возьму стаканчик с водой и перелью

воду из стакана в таз. Возьмите свои

стаканчики, подойти к тазам и вылейте

воду. Дети с помощью воспитателя делают

вывод, что вода может литься,

переливаться.

-Льется вода? Почему?

-Потому что, жидкая.

Предлагает пройти в

волшебную

лабораторию № 2.

Предлагает

выполнить задание

наблюдает за детьми

во время

выполнения задания

Задает вопросы

Берут стаканчики,

выливают воду в

таз

Делают вывод

-Правильно ребята. Если бы вода не

была жидкой, то она не смогла бы течь в

реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: Вода – это жидкость. Воду

можно наливать, переливать, сливать.

-А вы хотите узнать, как капельки

собираются в тучки?

-Посмотрите, на тарелках лежат тучки. –

-Возьмите их в руки, и почувствуйте, какие

они на ощупь? Тяжелые или легкие?

легкие

А теперь мы напоим водой наши тучки,

опустите в воду свои тучки. Посмотрите,

как тучка наполняется водой, как много

капелек собралось в тучке!

Положите тучку на руку

какая стала тучка? (тяжелая)

тяжелая, потому что в ней много капелек,

воды

Вывод: Тучка сначала набирает воду, а

потом проливается дождиком. (отжимают

губки)

Эти капельки нужны

всем и животных и птицам и рыбкам и

растениям и людям. Всем нужна вода ,

(воспитатель обращает внимание на

Капельку)

- Смотрите, какая Капелька веселая и

радостная стала! Мы с вами Капельке

рассказали, какая бывает вода. Так какая же

она? (Прозрачная, бесцветная, без вкуса и

Предлагает

выполнить задание

наблюдает за детьми

во время

выполнения задания

Задает вопросы

Дети пробуют –

опускают в воду

губки

Делают выводы

запаха, вода – жидкая, текучая).

-Где можем встретить воду? Кому

нужна вода?

-Молодцы! Вижу, вы много знаете о

воде.

(воспитатель слушает Капельку)

-Капелька говорит, что с вами было

очень интересно, но ей пора домой. На

память о себе она хочет подарить вам своих

подружек – «Капелек» (раздает детям

медальки с видом капельки)

-Скажем, до свидания, Капелька!

(воспитатель прячет Капельку за дверь)

Нам тоже ребята пора возвращаться в

детский сад. Мы с вами скажем волшебные

слова и окажемся в детском саду «Крибле,

крабле, бумс! В детском саду окажусь»

раздает детям

медальки с видом

капельки

предлагает

попрощаться с

Капелькой

предлагает с

помощью

волшебных слов

вернуться в д/с

Принимают

подарки

от «Капельки» и

благодарят ее,

прощаются

Заключительный этап

Рефлексия

Вот мы ребята и в детском саду!

Ребята вам понравилось путешествие?

Для чего и кому нужна вода?

Мне тоже очень понравилось, как вы

сегодня работали и отвечали на вопросы, а в

следующий раз, я вам покажу фокусы с

водой, договорились?

Подводит итог.

Дети делают

элементарные

выводы

Дети высказывают

свое отношение к

путешествию

Умение оценивать

результат своей

деятельности



В раздел образования