Напоминание

Неделя психологии, как интерактивная форма взаимодействия всех участников образовательных отношений


Автор: Каменева Юлия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №14 "Улыбка"
Населённый пункт: город Лоднйное Поле Ленинградская область
Наименование материала: программа по самообразованию
Тема: Неделя психологии, как интерактивная форма взаимодействия всех участников образовательных отношений
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» №14 «Улыбка»

Программа по самообразованию

«Неделя психологии, как

интерактивная форма

взаимодействия всех участников

образовательных отношений»

Выполнила

педагог-психолог:

Каменева Ю. В.

г. Лодейное Поле

Пояснительная записка

Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то

бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и

безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье, и страдает,

как правило, в первую очередь психика – самый хрупкий и нежный сосуд

нашего здоровья. С каждым годом увеличивается количество психических

заболеваний не только у взрослых людей, но уже и у детей. Что же делать,

как помочь себе и своему ребенку?

Прежде всего - просвещение! Каждый человек должен знать о способах

саморегуляции и самовосстановления в сложных ситуациях. Для того чтобы

это знание «сложилось» и «воспиталось» в человеке, необходимо еще в

детстве дать ему его основы. «Неделя психологии» — это новая,

инновационная форма взаимодействия ДОУ и семьи.

Актуальность

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья

дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и

количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой

физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы

растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития.

Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического

здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия. Забота о

психологическом здоровье ребенка в образовательном пространстве -

национальный приоритет. Проведение «Недели психологии» направлено на

создание благоприятного психологического климата в тандеме педагог-

ребенок-родитель.

Индивидуальная тема самообразования

В настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом.

Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие

совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития

ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального

напряжения. Именно поэтому в МКДОУ «Детский сад комбинированного

вида N14 «Улыбка» большое внимание уделяется взаимодействию родителей

и детей с целью гармонизации детско-родительских отношений,

сотрудничества и взаимодействия родителей, педагогов и детей в игровых

ситуациях. Важными аспектами в работе дошкольного учреждения является

психологическое просвещение родителей, развитие психологической

культуры взрослых и детей, познание внутреннего мира через анализ

собственной деятельности и общение с другими людьми.

Именно поэтому, мной была выбрана тема программы по самообразованию

«Неделя психологии, как интерактивная форма взаимодействия всех

участников образовательных отношений».

Цель: создание условий, способствующих повышению психологической

культуры взрослых и детей через проведение совместных мероприятий.

Задачи:

1. создать благоприятный микроклимат в ДОУ для всех участников

образовательного процесса;

2. формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в

индивидуально-личностном развитии;

3. повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.

4. учить ценностному отношению к своему психологическому здоровью всех

участников образовательного процесса;

5. учить отражать чувства, мысли, переживания детей и взрослых в

приемлемой им форме;

6. активизировать творческий потенциал участников мероприятия;

7. формировать ценностное отношение всех участников образовательных

отношений к своему психологическому здоровью.

8. развивать личностный и профессиональный рост педагогов;

9. развивать понимание и принятие других людей участниками;

10. развивать у участников умение позитивно взаимодействовать с

окружающими.

11. воспитывать у детей положительные нравственные качества;

12. воспитывать у детей чувство эмпатии;

13. воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость;

14. вовлекать всех участников в совместную деятельность.

Ожидаемый результат

1. повышение психолого-педагогической компетенции всех участников

«Недели психологии»;

2. вовлечение родителей в жизнь ДОУ;

3. повышение уровня информированности родителей об особенностях

развития детей;

4. налаживание эмоциональных контактов в семьях воспитанников ДОУ;

5. самореализация участников образовательного мероприятия.

Методы работы

1. словесные методы (устные и печатные);

2. игровые методы (дидактические);

3. наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);

4. практические методы (игры и упражнения, видео просмотр, аудио

прослушивание, рисование, песочная терапия).

Сроки реализации

23-27 октября 2023 года

Этапы реализации

1. Подготовительный этап.

Цель: определение темы, актуальности, цели и задач; обсуждение

мероприятий, выяснение возможностей, средств, необходимых для

реализации.

2. Основной этап.

Цель: реализация, практическая деятельность.

Мероприятия для детей:

-утреннее приветствие «Я тебе желаю»

- игры на сплочение коллектива «Клубочек», «Встаньте те, кто», «Добрые

слова»

-познавательный досуг «Наш любимый детский сад»

-блиц-опрос «Доброе пожелание своим родителям»

-тренинг «Мы вместе»

Мероприятия для сотрудников ДОУ:

-игра «Тайный друг»

- тренинг «День психологической разгрузки»

- конкурс «Лучший психологический уголок в группе»

-психологическая акция «Забор пожеланий»

Мероприятия для родителей:

-тренинг «Мы вместе»

- самотестирование «Какой вы родитель?»

- психологических акция «Аптечка для души»

-психологическая акция «Ромашка ласковых слов»

- выставка «Рисунок семьи»

- психологическая акция «Дерево пожеланий»

3. Заключительный этап.

Цель: анализ результатов «Недели психологии».

-анкетирование педагогов и родителей по итогам «Недели психологии».

Продукты

1. Выставка «Рисунок семьи»;

2. Конспект познавательного досуга «Наш любимый детский сад»;

3. Конспект тренинга для родителей и детей «Мы вместе»;

4. Конспект тренинга для педагогов «День психологической разгрузки».

Акции

1. «Аптечка для души»;

2. «Забор пожеланий»;

3. «Ромашка ласковых слов»;

4. «Рисунок семьи»;

5.«Дерево пожеланий».

Оценка эффективности программы

Реализация программы «Неделя психологии» обеспечила целостность

педагогического процесса, повысила уровень психолого-педагогической

компетентности педагогов, уровень знаний о психоэмоциональном развитии

ребенка у родителей, помогла сформировать осознанное отношение к

родительству, дети и взрослые получили заряд положительных эмоций.

Список литературы

1. Азарова Т., Битянова М., Беглова Т. Неделя психологии в школе”- М.:

Чистые пруды, 2005. - 32 с.: ил. (Библиотечка “Первого сентября”, серия

“ШкольныйS

психолог”).

2.

Ганичева

И.В.

Телесно

ориентированные

подходы

к

психокоррекционной

и

развивающей

работе

с

детьми:

пособие.

М.

Книголюб., 2004.

3. Князева П. Неделя психологии в детском саду, газета “Школьный

психолог” No 24, 2007 года.

4. Осорина М.В. СекретныйS

мир детейS

: пособие. СПб., Питер, 1999.

5. Психология здоровья /под редакциейS

Г.С. Никифорова // Санкт-

Петербургский государственныйS

университет, 2000.

6.

Спиваковская

А.С.

Профилактика

детских

неврозов

Издательство

Московского университета, 1988. 7. Чистякова М. Психогимнастика:

пособие. — М.: Просвещение, 1990

7. Кураев, Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология [текст] / Г. А.

Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 146 с.

8. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности

дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.

9. Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша? Пособие для

воспитателя детского сада, М., 1979.

10. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду.

М.: Мозаика-синтез, 2008.

11. Лютова К. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [текст] /К.

К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.

12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие

[текст] / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 384 с.

План Недели психологии

Понедельник-«День хорошего настроения»

Вторник-«День дружбы»

Среда-«День доброты»

Четверг-«День семьи»

Пятница-«Детский сад-это мы!»

День недели

и тема дня

Тема и

форма

мероприятия

Цели мероприятия

Участники

Ответственные

Понедельник

День

хорошего

настроения

Утренняя

акция

«Аптечка для

души»

Акция

«Забор

пожеланий»

Утреннее

приветствие

по группам

«Я тебе

желаю..»

Создание

положительного

эмоционального

настроя у родителей и

привлечение внимания

к духовно-

нравственным

вопросам.

Формирование

благоприятного

психологического

климата и создание

доверительных

отношений в

коллективе.

Создание

положительного

эмоционального

климата в группе и

развитие навыков

общения между

детьми.

Родители

Педагоги

Дети

Воспитатели

Психолог

Каменева

Ю.В.

Воспитатели

Вторник

День

дружбы

Тренинг

«Мы вместе»

Игры

«Клубочек»,

Развитие навыков

эффективного

взаимодействия

родителей и детей.

Сплочение детского

коллектива.

Родители

Дети

Психолог

Каменева

Ю.В.

Воспитатели

«Встаньте те,

кто..»,

«Добрые

слова».

Игра

«Тайный

друг»

Повышение общего

позитивного настроя,

развитие

толерантности и

поддержки в

коллективе.

Педагоги

Психолог

Каменева Ю.

В.

Среда

День

доброты

Акция

«Ромашка

ласковых

слов»

Познаватель

ный досуг

«Наш

любимый

детский сад»

Тренинг

«День

психологиче

ской

разгрузки»

Укрепление

внутрисемейных

отношений и

содействие

установлению

положительного

микроклимата в

группе.

Обобщить и

систематизировать

знания и представления

дошкольников о

детском саде.

Сплочение коллектива,

создание

доверительных

отношений.

Родители

Дети

Педагоги

Воспитатели

Психолог

Каменева Ю.

В.

Психолог

Каменева

Ю. В.

Четверг

День семьи

Акция

«Рисунок

семьи»

Блиц-опрос

«Доброе

Поддержание

семейных ценностей,

повышение значимости

семьи в условиях

современного

общества.

Гармонизация детско-

родительских

Дети

Дети

Воспитатели

Воспитатели

пожелание

своим

родителям»

Самотестиро

вание «Какой

вы родитель?

отношений.

Определение

успешности

выполнения роли

родителя

Родители

Психолог

Каменева

Ю. В.

Пятница

Детский сад-

это мы!

Конкурс

«Лучший

центр

психологиче

ской

разгрузки

Акция

«Дерево

пожеланий»

Анкетирован

ие педагогов

Создание условий для

психологического

здоровья детей.

Создание

благоприятного

психологического

климата между

родителями и

педагогами.

Изучение

эффективности

проведения

мероприятия «Недели

психологии»

Воспитатели

Родители

Педагоги

Психолог

Каменева

Ю. В.

Воспитатели

Психолог

Каменева

Ю. В.



В раздел образования