Автор: Каменева Юлия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №14 "Улыбка"
Населённый пункт: город Лоднйное Поле Ленинградская область
Наименование материала: программа по самообразованию
Тема: Неделя психологии, как интерактивная форма взаимодействия всех участников образовательных отношений
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №14 «Улыбка»
Программа по самообразованию
«Неделя психологии, как
интерактивная форма
взаимодействия всех участников
образовательных отношений»
Выполнила
педагог-психолог:
Каменева Ю. В.
г. Лодейное Поле
Пояснительная записка
Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то
бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и
безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье, и страдает,
как правило, в первую очередь психика – самый хрупкий и нежный сосуд
нашего здоровья. С каждым годом увеличивается количество психических
заболеваний не только у взрослых людей, но уже и у детей. Что же делать,
как помочь себе и своему ребенку?
Прежде всего - просвещение! Каждый человек должен знать о способах
саморегуляции и самовосстановления в сложных ситуациях. Для того чтобы
это знание «сложилось» и «воспиталось» в человеке, необходимо еще в
детстве дать ему его основы. «Неделя психологии» — это новая,
инновационная форма взаимодействия ДОУ и семьи.
Актуальность
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья
дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и
количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой
физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы
растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития.
Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического
здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия. Забота о
психологическом здоровье ребенка в образовательном пространстве -
национальный приоритет. Проведение «Недели психологии» направлено на
создание благоприятного психологического климата в тандеме педагог-
ребенок-родитель.
Индивидуальная тема самообразования
В настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом.
Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие
совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития
ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального
напряжения. Именно поэтому в МКДОУ «Детский сад комбинированного
вида N14 «Улыбка» большое внимание уделяется взаимодействию родителей
и детей с целью гармонизации детско-родительских отношений,
сотрудничества и взаимодействия родителей, педагогов и детей в игровых
ситуациях. Важными аспектами в работе дошкольного учреждения является
психологическое просвещение родителей, развитие психологической
культуры взрослых и детей, познание внутреннего мира через анализ
собственной деятельности и общение с другими людьми.
Именно поэтому, мной была выбрана тема программы по самообразованию
«Неделя психологии, как интерактивная форма взаимодействия всех
участников образовательных отношений».
Цель: создание условий, способствующих повышению психологической
культуры взрослых и детей через проведение совместных мероприятий.
Задачи:
1. создать благоприятный микроклимат в ДОУ для всех участников
образовательного процесса;
2. формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в
индивидуально-личностном развитии;
3. повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.
4. учить ценностному отношению к своему психологическому здоровью всех
участников образовательного процесса;
5. учить отражать чувства, мысли, переживания детей и взрослых в
приемлемой им форме;
6. активизировать творческий потенциал участников мероприятия;
7. формировать ценностное отношение всех участников образовательных
отношений к своему психологическому здоровью.
8. развивать личностный и профессиональный рост педагогов;
9. развивать понимание и принятие других людей участниками;
10. развивать у участников умение позитивно взаимодействовать с
окружающими.
11. воспитывать у детей положительные нравственные качества;
12. воспитывать у детей чувство эмпатии;
13. воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость;
14. вовлекать всех участников в совместную деятельность.
Ожидаемый результат
1. повышение психолого-педагогической компетенции всех участников
«Недели психологии»;
2. вовлечение родителей в жизнь ДОУ;
3. повышение уровня информированности родителей об особенностях
развития детей;
4. налаживание эмоциональных контактов в семьях воспитанников ДОУ;
5. самореализация участников образовательного мероприятия.
Методы работы
1. словесные методы (устные и печатные);
2. игровые методы (дидактические);
3. наглядные (методы иллюстраций и демонстраций);
4. практические методы (игры и упражнения, видео просмотр, аудио
прослушивание, рисование, песочная терапия).
Сроки реализации
23-27 октября 2023 года
Этапы реализации
1. Подготовительный этап.
Цель: определение темы, актуальности, цели и задач; обсуждение
мероприятий, выяснение возможностей, средств, необходимых для
реализации.
2. Основной этап.
Цель: реализация, практическая деятельность.
Мероприятия для детей:
-утреннее приветствие «Я тебе желаю»
- игры на сплочение коллектива «Клубочек», «Встаньте те, кто», «Добрые
слова»
-познавательный досуг «Наш любимый детский сад»
-блиц-опрос «Доброе пожелание своим родителям»
-тренинг «Мы вместе»
Мероприятия для сотрудников ДОУ:
-игра «Тайный друг»
- тренинг «День психологической разгрузки»
- конкурс «Лучший психологический уголок в группе»
-психологическая акция «Забор пожеланий»
Мероприятия для родителей:
-тренинг «Мы вместе»
- самотестирование «Какой вы родитель?»
- психологических акция «Аптечка для души»
-психологическая акция «Ромашка ласковых слов»
- выставка «Рисунок семьи»
- психологическая акция «Дерево пожеланий»
3. Заключительный этап.
Цель: анализ результатов «Недели психологии».
-анкетирование педагогов и родителей по итогам «Недели психологии».
Продукты
1. Выставка «Рисунок семьи»;
2. Конспект познавательного досуга «Наш любимый детский сад»;
3. Конспект тренинга для родителей и детей «Мы вместе»;
4. Конспект тренинга для педагогов «День психологической разгрузки».
Акции
1. «Аптечка для души»;
2. «Забор пожеланий»;
3. «Ромашка ласковых слов»;
4. «Рисунок семьи»;
5.«Дерево пожеланий».
Оценка эффективности программы
Реализация программы «Неделя психологии» обеспечила целостность
педагогического процесса, повысила уровень психолого-педагогической
компетентности педагогов, уровень знаний о психоэмоциональном развитии
ребенка у родителей, помогла сформировать осознанное отношение к
родительству, дети и взрослые получили заряд положительных эмоций.
Список литературы
1. Азарова Т., Битянова М., Беглова Т. Неделя психологии в школе”- М.:
Чистые пруды, 2005. - 32 с.: ил. (Библиотечка “Первого сентября”, серия
“ШкольныйS
психолог”).
2.
Ганичева
И.В.
Телесно
–
ориентированные
подходы
к
психокоррекционной
и
развивающей
работе
с
детьми:
пособие.
М.
Книголюб., 2004.
3. Князева П. Неделя психологии в детском саду, газета “Школьный
психолог” No 24, 2007 года.
4. Осорина М.В. СекретныйS
мир детейS
: пособие. СПб., Питер, 1999.
5. Психология здоровья /под редакциейS
Г.С. Никифорова // Санкт-
Петербургский государственныйS
университет, 2000.
6.
Спиваковская
А.С.
Профилактика
детских
неврозов
Издательство
Московского университета, 1988. 7. Чистякова М. Психогимнастика:
пособие. — М.: Просвещение, 1990
7. Кураев, Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология [текст] / Г. А.
Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 146 с.
8. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
9. Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша? Пособие для
воспитателя детского сада, М., 1979.
10. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду.
М.: Мозаика-синтез, 2008.
11. Лютова К. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [текст] /К.
К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие
[текст] / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 384 с.
План Недели психологии
Понедельник-«День хорошего настроения»
Вторник-«День дружбы»
Среда-«День доброты»
Четверг-«День семьи»
Пятница-«Детский сад-это мы!»
День недели
и тема дня
Тема и
форма
мероприятия
Цели мероприятия
Участники
Ответственные
Понедельник
День
хорошего
настроения
Утренняя
акция
«Аптечка для
души»
Акция
«Забор
пожеланий»
Утреннее
приветствие
по группам
«Я тебе
желаю..»
Создание
положительного
эмоционального
настроя у родителей и
привлечение внимания
к духовно-
нравственным
вопросам.
Формирование
благоприятного
психологического
климата и создание
доверительных
отношений в
коллективе.
Создание
положительного
эмоционального
климата в группе и
развитие навыков
общения между
детьми.
Родители
Педагоги
Дети
Воспитатели
Психолог
Каменева
Ю.В.
Воспитатели
Вторник
День
дружбы
Тренинг
«Мы вместе»
Игры
«Клубочек»,
Развитие навыков
эффективного
взаимодействия
родителей и детей.
Сплочение детского
коллектива.
Родители
Дети
Психолог
Каменева
Ю.В.
Воспитатели
«Встаньте те,
кто..»,
«Добрые
слова».
Игра
«Тайный
друг»
Повышение общего
позитивного настроя,
развитие
толерантности и
поддержки в
коллективе.
Педагоги
Психолог
Каменева Ю.
В.
Среда
День
доброты
Акция
«Ромашка
ласковых
слов»
Познаватель
ный досуг
«Наш
любимый
детский сад»
Тренинг
«День
психологиче
ской
разгрузки»
Укрепление
внутрисемейных
отношений и
содействие
установлению
положительного
микроклимата в
группе.
Обобщить и
систематизировать
знания и представления
дошкольников о
детском саде.
Сплочение коллектива,
создание
доверительных
отношений.
Родители
Дети
Педагоги
Воспитатели
Психолог
Каменева Ю.
В.
Психолог
Каменева
Ю. В.
Четверг
День семьи
Акция
«Рисунок
семьи»
Блиц-опрос
«Доброе
Поддержание
семейных ценностей,
повышение значимости
семьи в условиях
современного
общества.
Гармонизация детско-
родительских
Дети
Дети
Воспитатели
Воспитатели
пожелание
своим
родителям»
Самотестиро
вание «Какой
вы родитель?
отношений.
Определение
успешности
выполнения роли
родителя
Родители
Психолог
Каменева
Ю. В.
Пятница
Детский сад-
это мы!
Конкурс
«Лучший
центр
психологиче
ской
разгрузки
Акция
«Дерево
пожеланий»
Анкетирован
ие педагогов
Создание условий для
психологического
здоровья детей.
Создание
благоприятного
психологического
климата между
родителями и
педагогами.
Изучение
эффективности
проведения
мероприятия «Недели
психологии»
Воспитатели
Родители
Педагоги
Психолог
Каменева
Ю. В.
Воспитатели
Психолог
Каменева
Ю. В.