Напоминание

Значение тонкой моторики рук для развития личности дошкольников.


Автор: Анохина Ольга Ивановвна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №80"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Значение тонкой моторики рук для развития личности дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение тонкой моторики рук для развития личности дошкольников.

Развитие тонкой моторики является одним из важных аспектов в

развитии личности ребенка. Данная проблема волнует многих психологов и

педагогов. Все они сходятся во мнении, что тонкая моторика очень важна,

поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как

внимание,

мышление,

координация,

воображение,

наблюдательность,

зрительная и двигательная память, речь.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений

рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте

благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы,

является условием познания ребенком предметного мира. Следовательно,

развитие тонкой моторики тесно связано с развитием речи. Поэтому, чтобы

научить

ребенка

говорить,

необходимо

не

только

тренировать

его

артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или

мелкую моторику. Таким образом, пока движения пальцев не станут

свободными, добиться развития речи у детей затруднительно. Развитие

навыков тонкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь

ребенка потребует использования точных, координированных движений

кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать,

а также выполнять множество разнообразных физических действий.

Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое

развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже

выше нормы.

Л. С. Выготский, указывая на важность изучения и совершенствования

двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном

обучении, писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от

высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера

дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Известно, что тонкая моторика рук связана с развитием левой височной и

левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование

многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо

утверждал - «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их

пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше

взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая

стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем

ребенок умнее…».

Ведущими отечественными и зарубежными психологами доказано, что

врожденные психодинамические качества определяют индивидуальный путь

развития личности и являются основой для формирования индивидуального

стиля деятельности и общения. Именно эти стили обеспечивают гармоничное

развитие личности, успешность процесса социализации, что приобретает

особое значение в наше время, когда активность, самостоятельность, волевые

черты характера становятся залогом полноценной жизни человека в

обществе.

У

старших

дошкольников

достаточно

высокий

уровень

познавательного интереса. Это позволяет активно использовать развивающие

упражнения и игры на развитие тонкой моторики средствами физической

культуры.

Таким образом, развитие тонкой моторики рук играет огромную роль в

развитии личности дошкольника и является одним из показателей школьной

готовности ребенка.

Литература:

1. Белая, А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»:

Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО

«Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.

2. Выготский, Л.С. «Вопросы детской психологии» / Л.С. Выготский. – СПб.:

Союз, 1997 – 224 с.

3. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику», Москва, «Владос»,2005г.



В раздел образования