Автор: Анохина Ольга Ивановвна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №80"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Значение тонкой моторики рук для развития личности дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Значение тонкой моторики рук для развития личности дошкольников.
Развитие тонкой моторики является одним из важных аспектов в
развитии личности ребенка. Данная проблема волнует многих психологов и
педагогов. Все они сходятся во мнении, что тонкая моторика очень важна,
поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как
внимание,
мышление,
координация,
воображение,
наблюдательность,
зрительная и двигательная память, речь.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений
рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте
благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы,
является условием познания ребенком предметного мира. Следовательно,
развитие тонкой моторики тесно связано с развитием речи. Поэтому, чтобы
научить
ребенка
говорить,
необходимо
не
только
тренировать
его
артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или
мелкую моторику. Таким образом, пока движения пальцев не станут
свободными, добиться развития речи у детей затруднительно. Развитие
навыков тонкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных движений
кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать,
а также выполнять множество разнообразных физических действий.
Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже
выше нормы.
Л. С. Выготский, указывая на важность изучения и совершенствования
двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном
обучении, писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от
высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера
дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.
Известно, что тонкая моторика рук связана с развитием левой височной и
левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование
многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо
утверждал - «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их
пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая
стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем
ребенок умнее…».
Ведущими отечественными и зарубежными психологами доказано, что
врожденные психодинамические качества определяют индивидуальный путь
развития личности и являются основой для формирования индивидуального
стиля деятельности и общения. Именно эти стили обеспечивают гармоничное
развитие личности, успешность процесса социализации, что приобретает
особое значение в наше время, когда активность, самостоятельность, волевые
черты характера становятся залогом полноценной жизни человека в
обществе.
У
старших
дошкольников
достаточно
высокий
уровень
познавательного интереса. Это позволяет активно использовать развивающие
упражнения и игры на развитие тонкой моторики средствами физической
культуры.
Таким образом, развитие тонкой моторики рук играет огромную роль в
развитии личности дошкольника и является одним из показателей школьной
готовности ребенка.
Литература:
1. Белая, А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»:
Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО
«Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.
2. Выготский, Л.С. «Вопросы детской психологии» / Л.С. Выготский. – СПб.:
Союз, 1997 – 224 с.
3. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику», Москва, «Владос»,2005г.