Автор: Горбунова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 14"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические условия формирования речи у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические условия формирования речи у
дошкольников.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной
степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого
окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней
его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в
процессе онтогенеза (онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis —
происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от
момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и
умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и
характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно
рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина,
А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.
Закономерности
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев,
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.
Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в
усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее
становления.
Исследователи
выделяют
разное
количество
этапов
в
становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные
возрастные границы каждого.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до
3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и
родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию
речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
Создание
условий
для
полноценного
развития
речи
детей
предусматривает:
1.
создание развивающей предметно-пространственной среды;
В
детском
саду
ребёнок
приобретает
опыт
эмоционально-
практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее
значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и
обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе
развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим
моментом
является
цель,
которой
руководствуется
педагогический
коллектив.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует
понимать
естественную
комфортабельную
обстановку,
рационально
организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми
материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в различную
деятельность
всех
детей
группы.
Развивающая
среда
способствует
утверждению
уверенности
в
себе,
даёт
возможность
дошкольнику
испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление
самостоятельности, инициативности, творчества.
2.Целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов
над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание должно
уделяться развитию словаря. Проводиться систематическая работа по
формированию связной речи и отработке грамматических категорий.
Постоянно должна идти работа над звуковой культурой речи, как на
занятиях, так и в режимных моментах. Необходимо выполнение ряда задач:
1. Развитие словаря.
Обогатить словарь ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря
через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание
предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).
2. Формирование грамматической стороны речи.
Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить.
Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие
интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)
4. Формирование разговорной (диалогической речи).
Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком,
малышом.
5. Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи.
6. Ознакомление с художественной литературой.
Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать:
Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?
7. Подготовка детей к обучению грамоте.
Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога
в слове.
На
музыкальных
занятиях
необходима
работа
над
интонационной
выразительностью, чёткой дикцией, дыханием.
Необходимо ежедневное
проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.