Напоминание

Психолого-педагогические условия формирования речи у дошкольников.


Автор: Горбунова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 14"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические условия формирования речи у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогические условия формирования речи у

дошкольников.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной

степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого

окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней

его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в

процессе онтогенеза (онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis —

происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от

момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и

умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и

характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно

рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина,

А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

Закономерности

развития

речи

детей

дошкольного

возраста

рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев,

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.

Для того чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в

усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее

становления.

Исследователи

выделяют

разное

количество

этапов

в

становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные

возрастные границы каждого.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до

3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и

родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию

речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей

каждого ребенка.

Создание

условий

для

полноценного

развития

речи

детей

предусматривает:

1.

создание развивающей предметно-пространственной среды;

В

детском

саду

ребёнок

приобретает

опыт

эмоционально-

практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее

значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и

обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе

развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим

моментом

является

цель,

которой

руководствуется

педагогический

коллектив.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует

понимать

естественную

комфортабельную

обстановку,

рационально

организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми

материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную

деятельность

всех

детей

группы.

Развивающая

среда

способствует

утверждению

уверенности

в

себе,

даёт

возможность

дошкольнику

испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление

самостоятельности, инициативности, творчества.

2.Целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов

над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание должно

уделяться развитию словаря. Проводиться систематическая работа по

формированию связной речи и отработке грамматических категорий.

Постоянно должна идти работа над звуковой культурой речи, как на

занятиях, так и в режимных моментах. Необходимо выполнение ряда задач:

1. Развитие словаря.

Обогатить словарь ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря

через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание

предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).

2. Формирование грамматической стороны речи.

Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить.

Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие

интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной (диалогической речи).

Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком,

малышом.

5. Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой.

Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать:

Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?

7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога

в слове.

На

музыкальных

занятиях

необходима

работа

над

интонационной

выразительностью, чёткой дикцией, дыханием.

Необходимо ежедневное

проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.



В раздел образования