Автор: Каргина Алёна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №962
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ (логопункт)"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в детском саду.
Каргина А.С.
Москва, 2017г.
В нашем дошкольном учреждении функционируют логопункт . Работа с
детьми,
имеющими
нарушения
речи,
осуществляется
по
«Программе
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушениями
речи»
Т.
Б.
Филичевой,
Г.
В.
Чиркиной,
Т.
В.
Тумановой.
Основная цель данной программы – построение системы коррекционно-
развивающей
работы
детского
сада
для
детей
с
ОНР
и
ФФНР,
предусматривающая полное взаимодействие и преемственность действий
всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Нами были определены функции логопеда и воспитателя:
Функции логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных
особенностей детей, определение основных направлений и содержание
работы с каждым ребенком.
•
Формирование
правильного
речевого
дыхания,
чувства
ритма
и
выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
В каждой группе заведена папка по взаимодействию воспитателя с
логопедом,
в
которой
находится
вся
необходимая информация:
как
ознакомительная для воспитателей (консультации, памятки, рекомендации
и т. п., так и необходимая при работе с детьми по разным разделам речевого
развития
(артикуляционная
гимнастика,
упражнения
и
задания
на
автоматизацию поставленных звуков и т. п.).
Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная
работа
учителя-логопеда
и
воспитателей.
И
о д н о й
и з
т а к и х
форм взаимодействия
являются
занятия
воспитателя
по
заданию
логопеда (они
проводятся
ежедневно
во
вторую
половину
дня).
Но,
учитывая, что у нас в ДОУ логопункт, а не речевые группы, работа строится
по
разделам
программы воспитания
и
обучения «От
рождения
до
школы» под
редакцией
Н.
Е.
Вераксы,
Т.
С.
Комаровой,
но
с
д опол н ител ьн ыми
эл емен тами
по
«Программе
д о ш к ол ь н ы х
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.
Занятия содержат:
1.
Игры
и
упражнения
на
развитие
артикуляционной,
мелкой
и
общей
моторики (пальчиковая
гимнастика,
игры
на
развитие
координации
движения с речью).
2.
Задания
для
повторения
и
закрепления
материала
по
изучаемой
лексической
теме,
отработанного
с
детьми логопедом,
например,
по
совершенствованию навыков грамматического строя речи:
-
образование
существительных
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами (упражнение «Назови ласково»),
-
образование
формы
множественного
числа
существительных
(упражнение «Один – много»),
- согласование числительных с существительным (игра «Посчитай») и т. д.
3. Материал, сложный для усвоения детьми:
- подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот»),
- подбор глаголов (упражнение «Что делает?»),
- образование прилагательных (упражнение «Какой? Какая? Какие?»);
- составление описательных рассказов по схеме и т. п.
4. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации
звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми,
которым
наиболее
трудно
дается
усвоение
нового
материала.
При
необходимости, предварительная работа с ними.
Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить
весь
объем
занятия,
в
таких
случаях, воспитателю можно
некоторые
задания
перенести
на
следующий
день.
Например,
пальчиковую
и
подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке,
как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу
с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем
занятии.
Всё выше сказанное говорит о том, что воспитатель с самого начала
учебного
года
занимается
текущим
учебно-педагогическим
процессом,
работает постоянно со всеми детьми своей группы. Для индивидуального
о б с л е д о в а н и я
у
н е г о
н е т
н и
в р е м е н и ,
н и
у с л о в и й .
Н о
зато воспитатель постоянно
наблюдает
за
детьми
в
различных
их
проявлениях, разнообразных ситуациях: на занятиях, в игре, труде, быту. То
есть,
у воспитателя есть
возможность
сравнивать
умения,
навыки,
способности и пр. своих воспитанников в ходе ежедневного общения с
ними. А черты характера и особенности поведения детей лучше всего
п р о я в л я ю т с я
и м е н н о
в
к о л л е к т и в е .
П о э т о м у,
к т о
ж е
лучше воспитателя может
их
обследовать?
Помимо
всего
спектра
поведенческих
особенностей, воспитатель.
как
никто
другой
имеет
возможность оценить: личностные черты каждого ребенка, состояние его
общих движений, обучаемость на групповых занятиях и пр. всестороннее
обследование
каждого
ребенка воспитателем
необходимо
для
того,
чтобы свести к минимуму трудности в обучении и воспитании детей, а
эффективность
работы
максимально
повысить.
Другими
словами,
затрачивая определенные усилия на обследование детей в начале учебного
года, воспитатель делает
свою
коррекционно-воспитательную работу
в
течение
последующих
нескольких
лет
более
предсказуемой,
четкой
и
результативной.
В отличие от логопеда, воспитатель проводит
обследование
не
в
индивидуальных, а в групповых формах, то есть путем наблюдения за
детьми во время всех режимных моментов.
Некоторые качества дошкольников воспитатель может оценить в ходе
так называемого включенного наблюдению, то есть при совместной игровой,
трудовой и бытовой деятельности.
Кроме того, воспитатель оценивает способности детей, их наклонности,
возможности и характерологические особенности в ходе ежедневных бесед.
Картину дополняет общение с родителями воспитанников
и
их
родственниками,
выполнение
тестов
и
специальных
заданий
на
организуемых
в
начале
учебного
года
диагностических
занятия.
Таким
образом, воспитатель в начале учебного года составляет представление о
каждом ребенке группы.
На логопункте скользящий график: 2 - 3 занятия в неделю. Эти занятия
м о г у т
б ы т ь
и н д и в и д у а л ь н ы м и
и
п о д г р у п п о в ы м и (6
детей). Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние
ч а с ы
с о
в с е м и
д е т ь м и .
Н а
ф р о н т а л ь н ы х
з а н я т и я х ,
предусмотренных «Программой
от
рождения
до
года» (развитие
речи,
ознакомление с окружающим и природой, занятий по рисованию, лепке,
аппликации, конструированию, у детей закрепляются навыки пользования
самостоятельной речью.
Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие
коррекционные задачи:
- воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
- обучение выполнению правил игр;
- воспитание
плавности,
длительности
выдоха,
мягкой
голосоподачи,
ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;
- обучение элементам логопедической ритмики;
-
коррекция
нарушений
звукопроизношения,
развитие
лексико-
грамматической стороны речи, фонематических процессов.
На
занятиях
запланировали
использовать
физкультминутки,
дидактические
игры,
игры
с
пением,
элементы
игр-драматизаций,
подвижных
игр
с
правилами.
Решая
коррекционные
задачи, логопед
и
воспитатель выявляет особенности поведения детей, степень нарушения
моторики, звукопроизношения и т. п.
На
индивидуальном
занятии воспитатель осуществляет
программу,
разработанную логопедом для каждого ребенка, куда входят:
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
-
у п р а ж н е н и я
н а
а в т о м а т и з а ц и ю
и
д и ф ф е р е н ц и а ц и ю
поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;
- работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;
- лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию
детей
при
организации
игр,
занятий,
оздоровительных
мероприятий
и
других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по
отношению
к
отдельным
детям
и
группе
в
целом
становятся
основой
взаимодействия,
к
чему
и
стремится
наш
коллектив.
Только
в
тесном
сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса
возможно
успешное
формирование
личностной
готовности
детей
с
нарушениями речи к школьному обучению.
Используемая литература:
1.
Н.В.Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием
речи.
2.
З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям для преодоления
недоразвития фонематической стороны речи.
3.
Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина, Логопедическая работа с
дошкольниками;
4.
Н.С.Жукова Преодоление общего недоразвития речи у детей;