Напоминание

"Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ (логопункт)"


Автор: Каргина Алёна Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №962
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ (логопункт)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в детском саду.

Каргина А.С.

Москва, 2017г.

В нашем дошкольном учреждении функционируют логопункт . Работа с

детьми,

имеющими

нарушения

речи,

осуществляется

по

«Программе

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего

вида

для

детей

с

нарушениями

речи»

Т.

Б.

Филичевой,

Г.

В.

Чиркиной,

Т.

В.

Тумановой.

Основная цель данной программы – построение системы коррекционно-

развивающей

работы

детского

сада

для

детей

с

ОНР

и

ФФНР,

предусматривающая полное взаимодействие и преемственность действий

всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.

Нами были определены функции логопеда и воспитателя:

Функции логопеда:

• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных

особенностей детей, определение основных направлений и содержание

работы с каждым ребенком.

Формирование

правильного

речевого

дыхания,

чувства

ритма

и

выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Коррекция звукопроизношения.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового

анализа и синтеза.

• Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

В каждой группе заведена папка по взаимодействию воспитателя с

логопедом,

в

которой

находится

вся

необходимая информация:

как

ознакомительная для воспитателей (консультации, памятки, рекомендации

и т. п., так и необходимая при работе с детьми по разным разделам речевого

развития

(артикуляционная

гимнастика,

упражнения

и

задания

на

автоматизацию поставленных звуков и т. п.).

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная

работа

учителя-логопеда

и

воспитателей.

И

о д н о й

и з

т а к и х

форм взаимодействия

являются

занятия

воспитателя

по

заданию

логопеда (они

проводятся

ежедневно

во

вторую

половину

дня).

Но,

учитывая, что у нас в ДОУ логопункт, а не речевые группы, работа строится

по

разделам

программы воспитания

и

обучения «От

рождения

до

школы» под

редакцией

Н.

Е.

Вераксы,

Т.

С.

Комаровой,

но

с

д опол н ител ьн ыми

эл емен тами

по

«Программе

д о ш к ол ь н ы х

образовательных

учреждений

компенсирующего

вида

для

детей

с

нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

Занятия содержат:

1.

Игры

и

упражнения

на

развитие

артикуляционной,

мелкой

и

общей

моторики (пальчиковая

гимнастика,

игры

на

развитие

координации

движения с речью).

2.

Задания

для

повторения

и

закрепления

материала

по

изучаемой

лексической

теме,

отработанного

с

детьми логопедом,

например,

по

совершенствованию навыков грамматического строя речи:

-

образование

существительных

с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами (упражнение «Назови ласково»),

-

образование

формы

множественного

числа

существительных

(упражнение «Один – много»),

- согласование числительных с существительным (игра «Посчитай») и т. д.

3. Материал, сложный для усвоения детьми:

- подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот»),

- подбор глаголов (упражнение «Что делает?»),

- образование прилагательных (упражнение «Какой? Какая? Какие?»);

- составление описательных рассказов по схеме и т. п.

4. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации

звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми,

которым

наиболее

трудно

дается

усвоение

нового

материала.

При

необходимости, предварительная работа с ними.

Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить

весь

объем

занятия,

в

таких

случаях, воспитателю можно

некоторые

задания

перенести

на

следующий

день.

Например,

пальчиковую

и

подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке,

как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу

с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем

занятии.

Всё выше сказанное говорит о том, что воспитатель с самого начала

учебного

года

занимается

текущим

учебно-педагогическим

процессом,

работает постоянно со всеми детьми своей группы. Для индивидуального

о б с л е д о в а н и я

у

н е г о

н е т

н и

в р е м е н и ,

н и

у с л о в и й .

Н о

зато воспитатель постоянно

наблюдает

за

детьми

в

различных

их

проявлениях, разнообразных ситуациях: на занятиях, в игре, труде, быту. То

есть,

у воспитателя есть

возможность

сравнивать

умения,

навыки,

способности и пр. своих воспитанников в ходе ежедневного общения с

ними. А черты характера и особенности поведения детей лучше всего

п р о я в л я ю т с я

и м е н н о

в

к о л л е к т и в е .

П о э т о м у,

к т о

ж е

лучше воспитателя может

их

обследовать?

Помимо

всего

спектра

поведенческих

особенностей, воспитатель.

как

никто

другой

имеет

возможность оценить: личностные черты каждого ребенка, состояние его

общих движений, обучаемость на групповых занятиях и пр. всестороннее

обследование

каждого

ребенка воспитателем

необходимо

для

того,

чтобы свести к минимуму трудности в обучении и воспитании детей, а

эффективность

работы

максимально

повысить.

Другими

словами,

затрачивая определенные усилия на обследование детей в начале учебного

года, воспитатель делает

свою

коррекционно-воспитательную работу

в

течение

последующих

нескольких

лет

более

предсказуемой,

четкой

и

результативной.

В отличие от логопеда, воспитатель проводит

обследование

не

в

индивидуальных, а в групповых формах, то есть путем наблюдения за

детьми во время всех режимных моментов.

Некоторые качества дошкольников воспитатель может оценить в ходе

так называемого включенного наблюдению, то есть при совместной игровой,

трудовой и бытовой деятельности.

Кроме того, воспитатель оценивает способности детей, их наклонности,

возможности и характерологические особенности в ходе ежедневных бесед.

Картину дополняет общение с родителями воспитанников

и

их

родственниками,

выполнение

тестов

и

специальных

заданий

на

организуемых

в

начале

учебного

года

диагностических

занятия.

Таким

образом, воспитатель в начале учебного года составляет представление о

каждом ребенке группы.

На логопункте скользящий график: 2 - 3 занятия в неделю. Эти занятия

м о г у т

б ы т ь

и н д и в и д у а л ь н ы м и

и

п о д г р у п п о в ы м и (6

детей). Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние

ч а с ы

с о

в с е м и

д е т ь м и .

Н а

ф р о н т а л ь н ы х

з а н я т и я х ,

предусмотренных «Программой

от

рождения

до

года» (развитие

речи,

ознакомление с окружающим и природой, занятий по рисованию, лепке,

аппликации, конструированию, у детей закрепляются навыки пользования

самостоятельной речью.

Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие

коррекционные задачи:

- воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

- обучение выполнению правил игр;

- воспитание

плавности,

длительности

выдоха,

мягкой

голосоподачи,

ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;

- обучение элементам логопедической ритмики;

-

коррекция

нарушений

звукопроизношения,

развитие

лексико-

грамматической стороны речи, фонематических процессов.

На

занятиях

запланировали

использовать

физкультминутки,

дидактические

игры,

игры

с

пением,

элементы

игр-драматизаций,

подвижных

игр

с

правилами.

Решая

коррекционные

задачи, логопед

и

воспитатель выявляет особенности поведения детей, степень нарушения

моторики, звукопроизношения и т. п.

На

индивидуальном

занятии воспитатель осуществляет

программу,

разработанную логопедом для каждого ребенка, куда входят:

- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

-

у п р а ж н е н и я

н а

а в т о м а т и з а ц и ю

и

д и ф ф е р е н ц и а ц и ю

поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

- работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;

- лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию

детей

при

организации

игр,

занятий,

оздоровительных

мероприятий

и

других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по

отношению

к

отдельным

детям

и

группе

в

целом

становятся

основой

взаимодействия,

к

чему

и

стремится

наш

коллектив.

Только

в

тесном

сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса

возможно

успешное

формирование

личностной

готовности

детей

с

нарушениями речи к школьному обучению.

Используемая литература:

1.

Н.В.Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в

логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием

речи.

2.

З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям для преодоления

недоразвития фонематической стороны речи.

3.

Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина, Логопедическая работа с

дошкольниками;

4.

Н.С.Жукова Преодоление общего недоразвития речи у детей;



В раздел образования