Напоминание

«Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи».


Автор: Коломейцева Ангелина Рафиковна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: г.Ступино,Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему:

«Малые фольклорные жанры в формировании звуковой

культуры речи».

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на

жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный

мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение

его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным

нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям,

показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки

развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат

детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей

актуальности в наше время.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к

окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает

художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь,

формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички,

приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться

детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам

поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает

удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный

язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы,

нежности, любви. Детский фольклор может стать ценным средством

воспитания ребенка. Произведения народного фольклора бесценны. В них

сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память

хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему

так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка входили в жизнь в

ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки,

дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха»,

которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же

деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в

них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в

совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным

выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи,

обращенной к нему.

Произведения первой группы открываются колыбельными песнями.

Их назначение убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельные песни, по мнению

народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе

могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат

широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах,

которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом,

например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных песен

способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей

образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в

них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При

чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же

положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым

образом, делают это освоение более успешным и прочным .

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит

в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия,

чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение

голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся

фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют

запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую

сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе

неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Спустя некоторое время ребенка начинают забавлять песенками и

стишками, интересными, прежде всего своим содержанием,— это прибаутки.

Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырех, редко

восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие

мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во

дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому,

двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных

определяющих чертах. Прибаутки содержат первые назидания: кисонька –

мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого.

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях,

животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них

передает звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Прибаутка предлагает

детям увидеть смешное в жизни и научится смешное передавать в слове.

Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений –

стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную

интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться,

смешно ему или нет.

Вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со

временем детскими, включает в первую очередь заклички и приговорки.

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю.

Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. По

происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с

древними заговорами и заклинаниями.

Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и

выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к

мифологическим существам, старались их умилостивить. Многие из них

сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс

крестьянского труда. Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от

них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали

просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба

состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на

новый.

Приговорки – интимное общение с природой один на один. Приговорки

обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все

живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорка,

построенная по принципу просьбы – пожелания, самым словесным строем и

оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу,

поле, огороде. Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово,

свое изображение ожидаемого урожая: матушка – репка, уродись, крепка;

горох крупен и бел; бобы велики и круты и пр. Ребенок воочию видит, каково

назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом – целительная

профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.

Обращаясь к птицам, во время весеннего и осеннего перелета, ребенок

учится, прежде всего, различать в повседневных буднях это удивительное

природное явление, начинает воспринимать его как событие, подстраивает

звуки своей речи под птичий щебет и крик.

Кричалки, веселки, звенелки, тараторки – новая ступень в познании

ребенком мира. Теперь объектом его неосознанного внимания становится он

сам. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его

переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление.

Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове.

Поэтическая форма кричалок обращена к детскому фольклору. Особенно

роднит их с закличками уважительное отношение к главным событиям

детской жизни: ежедневному обряду вставания, умывания, одевания и т. д., к

священному для детей ритуалу игры. И в этом смысле они являются

насущной необходимостью и потребностью ребенка.

Среди прочих жанров последней, третьей группы произведений можно

назвать также жеребьевки, дразнилки, поддевки, пословицы и поговорки,

загадки, а так же скороговорки, часть которых, хотя и создана взрослыми, но

зато другая часть, несомненно, — творчество ребят.

К группе игрового фольклора следует относить все разновидности

детских ролевых игр, игровые прелюдии (считалки, жеребьевки). Среди

детей в наши дни считалка в большем почете, чем другие формы фольклора.

Большинство известных детям считалок – книжного происхождения. И в

детском исполнении они звучат как стихи, только веселые, «смешные». Дети

так и относятся к ним, как к веселым стихам, зачастую смешивая со

скороговорками, кричалками, потешками. Главная особенность считалки –

четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Корни считалок

уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со

старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая), с

архаичной верой в число и с условной речью. Самый распространенный вид

народной считалки предназначен непосредственно для расчета играющих.

Большая группа считалок указывает на тех, кто будет участником игры.

Последний, оставшийся после расчета, водит. К этому же виду считалок

относятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или

выход из расчета. Его заменяет последнее выразительное слово. В этой

группе особо выделяются бессмысленные считалки, с абсурдным сюжетом и

звуко – и словосочетанием:

Сива, ива,

Дуба, клен,

Шуга – юга,

Кон!

Игровая считалка предназначена одновременно и для расчета и для

игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями,

указаниями и прочими требованиями. Дело в том, что считалки – это исстари

придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости.

Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы - ребенка)

распоряжается распределением ролей. А коли это так, то выигрыш в игре со

счастьем и удачей зависит от самого играющего. Ребенок в игре должен быть

находчивым, сообразительным, памятливым, догадливым, ловким, добрым и

даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере

развивает считалка.

Жеребьёвки или «сговоры» определяют деление играющих на две

команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения,

иногда рифмованные, содержащие обращение к представителям от каждой

группы и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьёвки, дети

часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок,

загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или

золотое блюдечко?)

Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором –

потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают

негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.

Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно

веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку

свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни,

отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала

выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических

сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах .

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается

с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и

обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для

передачи народной мудрости и формирования звуковой культуры речи детей

на начальном этапе их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский

фольклор /В.П.Аникин. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240 с.

Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего

дошкольного возраста / С.С.Бухвостова. - Курск: Академия Холдинг, 2000. -

148с.

Бочкарёва, О.И. Художественная литература. Средняя группа. Разработка

занятий./ Сост. О.И.Бочкарёва. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96 с.

Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. - М.: 1981.

Бушуева, А.С. Выявление речевой подготовки детей к школьному обучению:

учебно-методическое пособие для студентов педфака. / А.С. Бушуева. -

Магнитогорск, 1999.

Васильева,М.А. Про грамма воспитания и обучения в детском саду / М.А.

Васильева. - М.: Просвещение, 1987.

Волков, Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. /Б.С.Волков. - М.:

МОПИ, 1991. -110 с.

Выготский, Л.С. Психология. / Л.С.выготский. - М.: 2000.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /

Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1990.

10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев.- М.:

Просвещение, 1961. - 97с.

Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и

методические рекомендации / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 2005.

Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора:

учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.



В раздел образования