Автор: Коломейцева Ангелина Рафиковна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: г.Ступино,Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи».
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему:
«Малые фольклорные жанры в формировании звуковой
культуры речи».
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на
жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный
мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение
его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным
нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям,
показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки
развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат
детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей
актуальности в наше время.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к
окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает
художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь,
формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички,
приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться
детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам
поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает
удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный
язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы,
нежности, любви. Детский фольклор может стать ценным средством
воспитания ребенка. Произведения народного фольклора бесценны. В них
сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память
хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему
так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка входили в жизнь в
ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.
И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки,
дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха»,
которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом же
деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в
них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в
совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным
выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи,
обращенной к нему.
Произведения первой группы открываются колыбельными песнями.
Их назначение убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельные песни, по мнению
народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе
могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат
широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах,
которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом,
например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных песен
способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей
образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в
них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При
чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же
положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым
образом, делают это освоение более успешным и прочным .
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит
в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия,
чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение
голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся
фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют
запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую
сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе
неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Спустя некоторое время ребенка начинают забавлять песенками и
стишками, интересными, прежде всего своим содержанием,— это прибаутки.
Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырех, редко
восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие
мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во
дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому,
двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных
определяющих чертах. Прибаутки содержат первые назидания: кисонька –
мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого.
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях,
животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.
Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них
передает звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Прибаутка предлагает
детям увидеть смешное в жизни и научится смешное передавать в слове.
Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений –
стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную
интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться,
смешно ему или нет.
Вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со
временем детскими, включает в первую очередь заклички и приговорки.
Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю.
Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. По
происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с
древними заговорами и заклинаниями.
Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и
выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к
мифологическим существам, старались их умилостивить. Многие из них
сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс
крестьянского труда. Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от
них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали
просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба
состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на
новый.
Приговорки – интимное общение с природой один на один. Приговорки
обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все
живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорка,
построенная по принципу просьбы – пожелания, самым словесным строем и
оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу,
поле, огороде. Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово,
свое изображение ожидаемого урожая: матушка – репка, уродись, крепка;
горох крупен и бел; бобы велики и круты и пр. Ребенок воочию видит, каково
назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом – целительная
профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.
Обращаясь к птицам, во время весеннего и осеннего перелета, ребенок
учится, прежде всего, различать в повседневных буднях это удивительное
природное явление, начинает воспринимать его как событие, подстраивает
звуки своей речи под птичий щебет и крик.
Кричалки, веселки, звенелки, тараторки – новая ступень в познании
ребенком мира. Теперь объектом его неосознанного внимания становится он
сам. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его
переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление.
Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове.
Поэтическая форма кричалок обращена к детскому фольклору. Особенно
роднит их с закличками уважительное отношение к главным событиям
детской жизни: ежедневному обряду вставания, умывания, одевания и т. д., к
священному для детей ритуалу игры. И в этом смысле они являются
насущной необходимостью и потребностью ребенка.
Среди прочих жанров последней, третьей группы произведений можно
назвать также жеребьевки, дразнилки, поддевки, пословицы и поговорки,
загадки, а так же скороговорки, часть которых, хотя и создана взрослыми, но
зато другая часть, несомненно, — творчество ребят.
К группе игрового фольклора следует относить все разновидности
детских ролевых игр, игровые прелюдии (считалки, жеребьевки). Среди
детей в наши дни считалка в большем почете, чем другие формы фольклора.
Большинство известных детям считалок – книжного происхождения. И в
детском исполнении они звучат как стихи, только веселые, «смешные». Дети
так и относятся к ним, как к веселым стихам, зачастую смешивая со
скороговорками, кричалками, потешками. Главная особенность считалки –
четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Корни считалок
уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со
старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая), с
архаичной верой в число и с условной речью. Самый распространенный вид
народной считалки предназначен непосредственно для расчета играющих.
Большая группа считалок указывает на тех, кто будет участником игры.
Последний, оставшийся после расчета, водит. К этому же виду считалок
относятся такие, где нет прямого словесного указания на водящего или
выход из расчета. Его заменяет последнее выразительное слово. В этой
группе особо выделяются бессмысленные считалки, с абсурдным сюжетом и
звуко – и словосочетанием:
Сива, ива,
Дуба, клен,
Шуга – юга,
Кон!
Игровая считалка предназначена одновременно и для расчета и для
игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями,
указаниями и прочими требованиями. Дело в том, что считалки – это исстари
придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости.
Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы - ребенка)
распоряжается распределением ролей. А коли это так, то выигрыш в игре со
счастьем и удачей зависит от самого играющего. Ребенок в игре должен быть
находчивым, сообразительным, памятливым, догадливым, ловким, добрым и
даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере
развивает считалка.
Жеребьёвки или «сговоры» определяют деление играющих на две
команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения,
иногда рифмованные, содержащие обращение к представителям от каждой
группы и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьёвки, дети
часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок,
загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или
золотое блюдечко?)
Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором –
потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают
негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.
Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно
веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку
свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни,
отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала
выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических
сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах .
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается
с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и
обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для
передачи народной мудрости и формирования звуковой культуры речи детей
на начальном этапе их развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский
фольклор /В.П.Аникин. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240 с.
Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего
дошкольного возраста / С.С.Бухвостова. - Курск: Академия Холдинг, 2000. -
148с.
Бочкарёва, О.И. Художественная литература. Средняя группа. Разработка
занятий./ Сост. О.И.Бочкарёва. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96 с.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. - М.: 1981.
Бушуева, А.С. Выявление речевой подготовки детей к школьному обучению:
учебно-методическое пособие для студентов педфака. / А.С. Бушуева. -
Магнитогорск, 1999.
Васильева,М.А. Про грамма воспитания и обучения в детском саду / М.А.
Васильева. - М.: Просвещение, 1987.
Волков, Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. /Б.С.Волков. - М.:
МОПИ, 1991. -110 с.
Выготский, Л.С. Психология. / Л.С.выготский. - М.: 2000.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1990.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев.- М.:
Просвещение, 1961. - 97с.
Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и
методические рекомендации / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 2005.
Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора:
учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.