Авторы: Шикунова Надежда Васильевна, Казеева Нина Ивановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №3 "Радуга"
Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Ниточка, клубочек для развития мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
«Ниточка, клубочек
для развития мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ»
Движение пальцев и кистей ребёнка имеют особое развивающее воздействие.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека известно с
давних пор. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения
тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Регулярные упражнения с шариками, шестигранными карандашами, грецкими
орехами, сосновыми шишками устраняют эмоциональное напряжение у ребёнка,
улучшают память, умственные способности, координацию движений, силу и
ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. Поэтому в воспитательно -
образовательном процессе постоянно используются пальчиковая гимнастика,
массаж пальцев различными предметами, обрывание бумаги, штриховка рисунка.
Для того, чтобы разнообразить упражнения на развитие мелкой моторики была
взята шерстяная нитка.
На первом этапе детям даётся простой рисунок, как воздушный шарик, контур
которого обводится клеем ПВА и ребёнок по нему выкладывает шерстяную нить.
«Мыльные пузыри» дети сами рисуют по трафарету, а затем на клей выкладывают
шерстяную нить. Завершить работу можно раскрасив рисунок акварельными
красками. Освоив первый этап, можно создавать картины, рисуя их нитью и
красками.
На втором этапе ниточка кладётся на клей по спирали. Так у нас получились
"клубок" для котёнка, "одуванчики", "солнышко", "цыплята". Эта техника делает
работу более красочной и кропотливой.
Усложняется работа на следующем этапе, где картонное колечко нужно
аккуратно и ровно обмотать нитью. Полученные детали можно превратить в
украшение для мамы, настенное панно.
Самая сложная работа - это наматывание нити на клубок.
Для удобства наматывания нити середина клубка состоит из бумажного шарика,
скатанного из салфетки. Размер клубочка зависит от бумажного шарика. При
наматывании важно натягивать нить и придерживать её пальцами, витки по клубку
должны быть ровные и плотные.
Клубочки готовы, их можно склеивать или сшивать между собой. И только Ваша
фантазия превратит их в самые необычные предметы.
Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой
функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и
речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, учит
управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к
работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного
текста.
Массаж карандашами:
Пианино. Нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев. Прижимать
карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца.
Прятки. Сжимание карандаша в кулачке. «Возьми короткий карандаш и спрячь его
в кулачке. А теперь в другой руке».
Прокати по столу. «Возьми карандаш, клади его на стол и раскрытой ладошкой
катай по столу». Сначала одной рукой, затем второй, затем двумя руками.
Игры с водой:
переливание из одной ёмкости в другую, вылавливание из
«бассейна» мелких или крупных игрушек, запускать водяную мельницу.
Использование упражнений приносит высокий положительный эффект в
развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ. Развивая мелкую моторику, мы влияем
на развитие речи, готовим руку к письму, развиваем высшие психические функции
(память,
мышление,
внимание,
восприятие),
активизируем
познавательную
активность. В процессе занятий ребёнок эмоционально обогащается, учится
конструктивно взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, учиться
доверять миру.
Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой
активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев,
повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к
познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление.
Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим
школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность,
способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус,
снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук,
расширяет
словарный
запас,
приучает
руку
к
осознанным,
точным,
целенаправленным движениям.
Основной целью игр является развитие координации движений мелкой
моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.