Автор: Оганян Ольга Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Кобраловская ООШ" СП ДО
Населённый пункт: Ленинградская область, поселок Кобралово
Наименование материала: Статья
Тема: Сотрудничество логопеда с родителями
Раздел: дошкольное образование
«Сотрудничество логопеда с родителями»
Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей,
приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из
сложных
сторон
деятельности
учителя-логопеда.
Нередко
педагоги
испытывают
трудности
в
установлении
контакта
с
родителями
воспитанников. А в современных образовательных условиях, в рамках
реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными
участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие
условия, использовать такие формы работы, чтобы включение семьи стало
наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих
целей.
При первых же встречах с родителями необходимо их расположить к себе
(включая и внешний вид) своей приветливостью, доброжелательностью,
вниманием к их детям.
На первом родительском собрании необходимо четко обрисовывать общие
проблемы детей группы. Конкретно о каждом ребенке говорится на
индивидуальных беседах и консультациях, ведь многие родители не видят
проблем в речи и развитии ребенка из-за недостаточной компетенции и
следует объяснить им все корректно и не навязчиво.
Всегда, при каждом разговоре стоит подчеркивать важность участия
родителей в работе с логопедом, в результате чего родители с большой
ответственностью и заинтересованностью подходят к совместной работе.
Одним
из
важнейших
направлений
коррекционной
работы
с
дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика
речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями
речи к школьному обучению. Из своего опыта работы могу сделать вывод,
что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько
четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна
педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в
ней не задействована семья.
Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по
преодолению речевых недостатков.
Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и
сегодня.
Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид
взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно
проследить эффективность организации взаимодействия всех участников
образовательного процесса.
Создание групп активных родителей в различных интернет-
сообществах. Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным
и популярным в последнее время.
Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее
актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду
организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с
потребностями родителей.
Копилка методических рекомендаций. Каждую неделю в копилку
добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей,
стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели
дети за некоторый промежуток времени.
Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и
подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.
Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе в логопедической
группе, где родители получают возможность кратковременной личной
консультации.
Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на
ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в
работе со своим ребёнком.
Праздники, развлечения. Для участия привлекаются родители. В конце года
или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети
демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному
участию в коррекционном процессе, предполагают установление между
педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание
родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге
достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально
благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.