Автор: Лариса Васильевна Орехова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОА ПОУ "Липецкий Колледж Транспорта и Дорожного Хозяйства"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация студентов-первокурсников в общежитии колледжа"
Раздел: среднее профессиональное
«Адаптация студентов-первокурсников в общежитии колледжа»
Орехова Л.В.
Воспитатель «ЛКТиДХ»
г. Липецк
«Учебное заведение тогда в полной мере станет выполнять своё назначение, когда
сможет давать студенту не только специальные, но и социальные знания, когда
этические нормы станут определяющими в студенческой среде».
Цель - создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития личности
студентов, проживающих в общежитии.
Задачи:
1. Исследование психологического состояния студентов в процессе адаптации.
2. Обеспечение предпосылок для успешной адаптации и психологического комфорта у
студентов к условиям проживания в общежитии;
3. Воспитание навыков культуры проживания в коллективе;
4. Создание органов самоуправления в коллективе студентов;
5. Сокращение случаев девиантного и делинквентного поведения;
6. Привитие трудовых навыков.
Студенческое общежитие Липецкого колледжа Транспорта и Дорожного хозяйства
в течение последнего ряда лет рассматривается педагогическим и студенческим
коллективами не только как жильё, где студенты находят место для повседневного
внеклассного быта и ночного отдыха, но и как средство воспитания.
Большое внимание педагога-воспитателя и студенческого коллектива уделяется
адаптации студентов, получивших право проживать в общежитии с начала учебного
года. Это длительный и сложный процесс, который включает множество аспектов, но
общежитие способно влиять на воспитание молодых людей, помочь им хорошо учиться,
выполнять общественно-полезную работу, культурно отдыхать.
В первую очередь, педагог-воспитатель с помощью студентов старших курсов
старается прививать «новичкам» навыки самостоятельности, чтобы, оторвавшись от
домашнего очага и родительской опеки, первокурсники
не чувствовали себя
оставленными на произвол судьбы. Основной акцент делается на индивидуальной работе
с каждым «новичком». Вновь прибывшие студенты расселяются в комнатах с учётом
психологической совместимости. В случае возникновения психологических или каких–
либо иных проблем, они рассматриваются и решаются оперативно.
Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии - это процесс
приспособления
к
новым
условиям,
предпосылка
активной
деятельности
и
необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для
успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Период адаптации дает возможность осуществить проверку социальной зрелости
студентов к вхождению в социум, а также спрогнозировать их дальнейшее продвижение
и развитие. В этом отношении для системы воспитания обучающихся, проживающих в
общежитии,
приобретают
особое
значение
следующие
моменты
методического
характера:
- умение опираться в воспитательном влиянии, как в учебном процессе, так и во
внеурочное время на возможности коллективной студенческой самоорганизации, и
творческой активности студентов;
Общежитие колледжа – не только место проживания, но и новая социальная
микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного
развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации
молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Со студентами–новичками в
обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности, беседы о
правилах внутреннего распорядка и проживания в общежитии, о правилах пользования
электронагревательными приборами и бытовой техникой, о пользовании оборудованием
в подсобных помещениях, о соблюдении правил личной гигиены. В первые же дни
пребывания в общежитии студенты имеют возможность в случае болезни получить
своевременную
медицинскую
помощь.
Молодые
люди
приобретают
опыт
межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большой
степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения
молодого человека.
Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии
является создание благоприятной психологической атмосферы. Эта атмосфера может
быть сформирована путём массового и качественного участия студентов в культурно -
досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью
которого является личность каждого студента, формирование духовной, творческой,
нравственной и физически здоровой личности.
Адаптация студентов-первокурсников, проживающих в общежитиях -
многогранный
процесс,
требующий
от
его
организаторов
тщательного
отбора
воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим
Советом. Очень важно не упустить момент и на начальном этапе вхождения в
студенческую среду познакомить первокурсников с системой самоуправления на
факультете. Студенческое самоуправление – это форма организации обеспечивающая
развитие самостоятельности в принятии решений для достижения общественно
значимых целей, реальная форма студенческой демократии правами, возможностью и
ответственностью.
За
последнее
время
вырос
престиж
студенческого
Совета.
Первокурсники стремятся войти в его состав с самых первых дней учебы, так как
осознают, что работа в Совете очень важна, грамотно построена и в тоже время требует
ответственности. Стремление самореализоваться в годы студенческой жизни - это один
из главенствующих приоритетов членов студенческого самоуправления.
Хотелось бы уделить особое внимание студентам-первокурсникам из категории
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Адаптация студентов категории «дети-сироты» в колледже – сложный многоуровневый
процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной
среды на стадии самостоятельной жизнедеятельности. Процесс адаптации в этот период
направлен на реализацию коммуникативного и интеллектуального потенциала, его
профессиональное становление.
Для большей осведомленности педагога о ситуации психосоциального развития
данной категории студентов, проводятся индивидуальные беседы о поведении,
обследование жилищно-бытовых условий детей-сирот в общежитии; включение во
внеурочную
деятельность
студентов
категории
«дети-сироты»,
отслеживание
их
занятости
на
протяжении
всего
периода
обучения,
включая
их
занятость
в
жизнедеятельности общежития.
Основная задача воспитателя - искать и находить новые формы работы по
организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие
ей определить своё место в жизни.
Таким образом, важнейшим фактором для скорейшей адаптации первокурсников в
студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы
- педагогически воспитывающей среды, закрепляющей у обучающихся знания о
соблюдении законодательства Российской Федерации, понятия о здоровом образе жизни
и негативных последствиях вредных привычек.