Напоминание

"Адаптация студентов-первокурсников в общежитии колледжа"


Автор: Лариса Васильевна Орехова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОА ПОУ "Липецкий Колледж Транспорта и Дорожного Хозяйства"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация студентов-первокурсников в общежитии колледжа"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Адаптация студентов-первокурсников в общежитии колледжа»

Орехова Л.В.

Воспитатель «ЛКТиДХ»

г. Липецк

«Учебное заведение тогда в полной мере станет выполнять своё назначение, когда

сможет давать студенту не только специальные, но и социальные знания, когда

этические нормы станут определяющими в студенческой среде».

Цель - создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития личности

студентов, проживающих в общежитии.

Задачи:

1. Исследование психологического состояния студентов в процессе адаптации.

2. Обеспечение предпосылок для успешной адаптации и психологического комфорта у

студентов к условиям проживания в общежитии;

3. Воспитание навыков культуры проживания в коллективе;

4. Создание органов самоуправления в коллективе студентов;

5. Сокращение случаев девиантного и делинквентного поведения;

6. Привитие трудовых навыков.

Студенческое общежитие Липецкого колледжа Транспорта и Дорожного хозяйства

в течение последнего ряда лет рассматривается педагогическим и студенческим

коллективами не только как жильё, где студенты находят место для повседневного

внеклассного быта и ночного отдыха, но и как средство воспитания.

Большое внимание педагога-воспитателя и студенческого коллектива уделяется

адаптации студентов, получивших право проживать в общежитии с начала учебного

года. Это длительный и сложный процесс, который включает множество аспектов, но

общежитие способно влиять на воспитание молодых людей, помочь им хорошо учиться,

выполнять общественно-полезную работу, культурно отдыхать.

В первую очередь, педагог-воспитатель с помощью студентов старших курсов

старается прививать «новичкам» навыки самостоятельности, чтобы, оторвавшись от

домашнего очага и родительской опеки, первокурсники

не чувствовали себя

оставленными на произвол судьбы. Основной акцент делается на индивидуальной работе

с каждым «новичком». Вновь прибывшие студенты расселяются в комнатах с учётом

психологической совместимости. В случае возникновения психологических или каких–

либо иных проблем, они рассматриваются и решаются оперативно.

Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии - это процесс

приспособления

к

новым

условиям,

предпосылка

активной

деятельности

и

необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для

успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Период адаптации дает возможность осуществить проверку социальной зрелости

студентов к вхождению в социум, а также спрогнозировать их дальнейшее продвижение

и развитие. В этом отношении для системы воспитания обучающихся, проживающих в

общежитии,

приобретают

особое

значение

следующие

моменты

методического

характера:

- умение опираться в воспитательном влиянии, как в учебном процессе, так и во

внеурочное время на возможности коллективной студенческой самоорганизации, и

творческой активности студентов;

Общежитие колледжа – не только место проживания, но и новая социальная

микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного

развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации

молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Со студентами–новичками в

обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности, беседы о

правилах внутреннего распорядка и проживания в общежитии, о правилах пользования

электронагревательными приборами и бытовой техникой, о пользовании оборудованием

в подсобных помещениях, о соблюдении правил личной гигиены. В первые же дни

пребывания в общежитии студенты имеют возможность в случае болезни получить

своевременную

медицинскую

помощь.

Молодые

люди

приобретают

опыт

межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большой

степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения

молодого человека.

Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии

является создание благоприятной психологической атмосферы. Эта атмосфера может

быть сформирована путём массового и качественного участия студентов в культурно -

досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью

которого является личность каждого студента, формирование духовной, творческой,

нравственной и физически здоровой личности.

Адаптация студентов-первокурсников, проживающих в общежитиях -

многогранный

процесс,

требующий

от

его

организаторов

тщательного

отбора

воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим

Советом. Очень важно не упустить момент и на начальном этапе вхождения в

студенческую среду познакомить первокурсников с системой самоуправления на

факультете. Студенческое самоуправление – это форма организации обеспечивающая

развитие самостоятельности в принятии решений для достижения общественно

значимых целей, реальная форма студенческой демократии правами, возможностью и

ответственностью.

За

последнее

время

вырос

престиж

студенческого

Совета.

Первокурсники стремятся войти в его состав с самых первых дней учебы, так как

осознают, что работа в Совете очень важна, грамотно построена и в тоже время требует

ответственности. Стремление самореализоваться в годы студенческой жизни - это один

из главенствующих приоритетов членов студенческого самоуправления.

Хотелось бы уделить особое внимание студентам-первокурсникам из категории

детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Адаптация студентов категории «дети-сироты» в колледже – сложный многоуровневый

процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной

среды на стадии самостоятельной жизнедеятельности. Процесс адаптации в этот период

направлен на реализацию коммуникативного и интеллектуального потенциала, его

профессиональное становление.

Для большей осведомленности педагога о ситуации психосоциального развития

данной категории студентов, проводятся индивидуальные беседы о поведении,

обследование жилищно-бытовых условий детей-сирот в общежитии; включение во

внеурочную

деятельность

студентов

категории

«дети-сироты»,

отслеживание

их

занятости

на

протяжении

всего

периода

обучения,

включая

их

занятость

в

жизнедеятельности общежития.

Основная задача воспитателя - искать и находить новые формы работы по

организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие

ей определить своё место в жизни.

Таким образом, важнейшим фактором для скорейшей адаптации первокурсников в

студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы

- педагогически воспитывающей среды, закрепляющей у обучающихся знания о

соблюдении законодательства Российской Федерации, понятия о здоровом образе жизни

и негативных последствиях вредных привычек.



В раздел образования