Напоминание

"Подвижные игры зимой на свежем воздухе, как средство оздоровления детей"


Автор: Василенко Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГДО МАОУ Дугдинская СОШ
Населённый пункт: п. Дугда, Зейский р-н., Амурская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Подвижные игры зимой на свежем воздухе, как средство оздоровления детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ЗИМОЙ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ,

КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ»

Автор: Василенко В.В., воспитатель ГДО МАОУ Дугдинская СОШ

п. Дугда

Прежде чем рассказать о роли подвижных игр в оздоровлении детей, хочу

сказать о вреде пониженной двигательной активности, которая называется –

гипокинезия. За последние 10 лет гипокинезия «помолодела» в разы и отмечается не

только у детей старшего возраста, но всё чаще у младших школьников,

дошкольников и даже у совсем маленьких детей. Причиной этого заболевания

служит неправильный образ жизни. Как сейчас говорят «сидячий», потому что дети

большую часть времени проводят за телевизором и за компьютером. В первую

очередь недостаточная двигательная активность ведёт к нарушению мышечной

системы:

снижается

тонус

мышц,

их

работоспособность,

выносливость,

уменьшаются масса и объём мышц. А дальше по цепочке, из за нарушения

мышечной системы страдают нервная и эндокринная системы. Особенно страдают

дети больные и ослабленные перенесёнными заболеваниями. Как правило, этих

детей чрезмерно опекают взрослые, их освобождают от занятий физической

культурой.

Из - за неправильного физического воспитания у детей уменьшается

естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще.

Отсюда вывод: необходимо повышать двигательную активность детей.

Следовательно, нам необходимо каким - то образом воздействовать на ребёнка,

чтобы повышать его двигательную активность.

Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод воздействия на

ребёнка. Благодаря играм, обыденное становится необычным, а потому особенно

привлекательным.

Преимущество

подвижных

игр

перед

дозированными

упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией,

творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В

игре используются естественные движения в развлекательной, ненавязчивой форме.

Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства

подвижных игр, - это одно из проявлений воли к жизни. Они усиливают мозговые

импульсы,

которые

в

свою

очередь

стимулируют

гипофиз,

деятельность

щитовидной железы и всей эндокринной системы. Таким образом, активная

двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные

эмоции усиливают работу всех органов и систем. Кроме того, целесообразно

подобранные,

с

учётом

возраста,

состояния

здоровья

и

физической

подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, способствуют

оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и профилактике

обострений заболеваний.

Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. В

Американских и Шведских клиниках открыты даже кабинеты смехотерапии,

которые, по мнению специалистов, помогают успешно лечить хронические

заболевания.

Подвижные

игры,

часто

сопровождающиеся

неожиданными

смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей, следовательно, уже по

одному этому они незаменимые корректоры в комплексном лечении детей.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для

физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее

доступным

средством

закаливания

детского

организма.

Она

способствует

повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям

внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника. Но среди всего

многообразия игр, следует выделять подвижные игры, в которых все играющие

обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Подвижные игры

разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли

и правила, такие как «Мыши и кот», «Птички в гнездышках», «Лохматый пес»,

«Зайцы и волк», «Воробушки и автомобиль» и др. В других играх сюжет и роли

отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами,

такие как «Найди свой цвет», «Не опоздай», «Найди флажок или игрушку».

Я в своей группе больше применяю сюжетные подвижные игры, простейшие

игры без сюжета типа ловишек и догонялок, а также игры-забавы, такие как

«Прятки», «Мыльные пузыри», «Ударь по мячу». Стараюсь проводить бессюжетные

игры с элементами соревнования «Кто первый до крокодила», «Допрыгни до

домика».

Подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и

для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. С их

помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные

и оздоровительные.

Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют

значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и

дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в

организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При

активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа

сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь.

Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние здоровья детей:

улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость

организма к различным заболеваниям.

Развлечения на открытом воздухе зимой доставляют детям огромную радость и

приносят пользу их здоровью. Когда зимой на детской площадке есть различные

постройки из снега: небольшие валы, горки, ледяные дорожки, снежные фигуры, то

и подвижные игры становятся разнообразней.

Я, на прогулках зимой, применяю различные игры-забавы: «Зима пришла!»-

дети разбегаются по площадке и прячутся за постройками. На слова: «Сегодня

тепло, идите гулять!» дети разбегаются по площадке. На слова «Зима пришла,

холодно! Скорей домой!» все бегут на свои места и прячутся. Подвижные игры:

«Снежинки и ветер», «Лиса в курятнике», «Зайка беленький сидит», «Праздничный

торт». Забавные упражнения: «Белые медведи», «По снежному мостику», «Кто

дальше?», «Снайперы», «Кто к нам в гости приходил?». И самую огромную радость

моим детям приносят простые игры со снегом: дети сгребают снег лопатками,

собирают в ведерки, утрамбовывают, копают, катаются с горки, на санках, скользят

по ледяной дорожке, с удовольствием строят снеговиков.

Зимой на морозе необходимо постоянно двигаться, и подвижные игры лучшие

помощники, но после активного движения необходим небольшой отдых. В это

время я предлагаю детям отгадать загадки или прочитать стихи.

В заключении хочу рекомендовать вам книгу «300 подвижных игр для

оздоровления детей» под редакцией Страковской. Особенность этой книги в том,

что в ней даны игры не по возрасту, а по степени физической нагрузки. Чем ребёнок

здоровее, чем выше уровень его психической и физической подготовленности, тем

больший объём эмоциональной и физической нагрузки в играх ему можно давать.

С помощью подвижных игр и упражнений мы педагоги, решаем основные

воспитательные задачи по укреплению и оздоровлению организма детей.



В раздел образования