Автор: Василенко Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГДО МАОУ Дугдинская СОШ
Населённый пункт: п. Дугда, Зейский р-н., Амурская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Подвижные игры зимой на свежем воздухе, как средство оздоровления детей"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ЗИМОЙ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ,
КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Автор: Василенко В.В., воспитатель ГДО МАОУ Дугдинская СОШ
п. Дугда
Прежде чем рассказать о роли подвижных игр в оздоровлении детей, хочу
сказать о вреде пониженной двигательной активности, которая называется –
гипокинезия. За последние 10 лет гипокинезия «помолодела» в разы и отмечается не
только у детей старшего возраста, но всё чаще у младших школьников,
дошкольников и даже у совсем маленьких детей. Причиной этого заболевания
служит неправильный образ жизни. Как сейчас говорят «сидячий», потому что дети
большую часть времени проводят за телевизором и за компьютером. В первую
очередь недостаточная двигательная активность ведёт к нарушению мышечной
системы:
снижается
тонус
мышц,
их
работоспособность,
выносливость,
уменьшаются масса и объём мышц. А дальше по цепочке, из за нарушения
мышечной системы страдают нервная и эндокринная системы. Особенно страдают
дети больные и ослабленные перенесёнными заболеваниями. Как правило, этих
детей чрезмерно опекают взрослые, их освобождают от занятий физической
культурой.
Из - за неправильного физического воспитания у детей уменьшается
естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще.
Отсюда вывод: необходимо повышать двигательную активность детей.
Следовательно, нам необходимо каким - то образом воздействовать на ребёнка,
чтобы повышать его двигательную активность.
Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод воздействия на
ребёнка. Благодаря играм, обыденное становится необычным, а потому особенно
привлекательным.
Преимущество
подвижных
игр
перед
дозированными
упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией,
творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В
игре используются естественные движения в развлекательной, ненавязчивой форме.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства
подвижных игр, - это одно из проявлений воли к жизни. Они усиливают мозговые
импульсы,
которые
в
свою
очередь
стимулируют
гипофиз,
деятельность
щитовидной железы и всей эндокринной системы. Таким образом, активная
двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные
эмоции усиливают работу всех органов и систем. Кроме того, целесообразно
подобранные,
с
учётом
возраста,
состояния
здоровья
и
физической
подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, способствуют
оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и профилактике
обострений заболеваний.
Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. В
Американских и Шведских клиниках открыты даже кабинеты смехотерапии,
которые, по мнению специалистов, помогают успешно лечить хронические
заболевания.
Подвижные
игры,
часто
сопровождающиеся
неожиданными
смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей, следовательно, уже по
одному этому они незаменимые корректоры в комплексном лечении детей.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для
физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее
доступным
средством
закаливания
детского
организма.
Она
способствует
повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям
внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника. Но среди всего
многообразия игр, следует выделять подвижные игры, в которых все играющие
обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Подвижные игры
разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли
и правила, такие как «Мыши и кот», «Птички в гнездышках», «Лохматый пес»,
«Зайцы и волк», «Воробушки и автомобиль» и др. В других играх сюжет и роли
отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами,
такие как «Найди свой цвет», «Не опоздай», «Найди флажок или игрушку».
Я в своей группе больше применяю сюжетные подвижные игры, простейшие
игры без сюжета типа ловишек и догонялок, а также игры-забавы, такие как
«Прятки», «Мыльные пузыри», «Ударь по мячу». Стараюсь проводить бессюжетные
игры с элементами соревнования «Кто первый до крокодила», «Допрыгни до
домика».
Подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и
для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. С их
помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные
и оздоровительные.
Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют
значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в
организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При
активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа
сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь.
Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние здоровья детей:
улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость
организма к различным заболеваниям.
Развлечения на открытом воздухе зимой доставляют детям огромную радость и
приносят пользу их здоровью. Когда зимой на детской площадке есть различные
постройки из снега: небольшие валы, горки, ледяные дорожки, снежные фигуры, то
и подвижные игры становятся разнообразней.
Я, на прогулках зимой, применяю различные игры-забавы: «Зима пришла!»-
дети разбегаются по площадке и прячутся за постройками. На слова: «Сегодня
тепло, идите гулять!» дети разбегаются по площадке. На слова «Зима пришла,
холодно! Скорей домой!» все бегут на свои места и прячутся. Подвижные игры:
«Снежинки и ветер», «Лиса в курятнике», «Зайка беленький сидит», «Праздничный
торт». Забавные упражнения: «Белые медведи», «По снежному мостику», «Кто
дальше?», «Снайперы», «Кто к нам в гости приходил?». И самую огромную радость
моим детям приносят простые игры со снегом: дети сгребают снег лопатками,
собирают в ведерки, утрамбовывают, копают, катаются с горки, на санках, скользят
по ледяной дорожке, с удовольствием строят снеговиков.
Зимой на морозе необходимо постоянно двигаться, и подвижные игры лучшие
помощники, но после активного движения необходим небольшой отдых. В это
время я предлагаю детям отгадать загадки или прочитать стихи.
В заключении хочу рекомендовать вам книгу «300 подвижных игр для
оздоровления детей» под редакцией Страковской. Особенность этой книги в том,
что в ней даны игры не по возрасту, а по степени физической нагрузки. Чем ребёнок
здоровее, чем выше уровень его психической и физической подготовленности, тем
больший объём эмоциональной и физической нагрузки в играх ему можно давать.
С помощью подвижных игр и упражнений мы педагоги, решаем основные
воспитательные задачи по укреплению и оздоровлению организма детей.