Напоминание

"Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников"


Автор: Чистякова Татьяна Валерьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 119"
Населённый пункт: ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРЕПОВЕЦ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Инновационные

технологии в речевом

развитии дошкольников".

МАДОУ «Детский сад № 119»

Старший воспитатель

Чистякова Т.В.

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание

на слух;

текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности

как предпосылки обучения грамоте.

«Речевое развитие» согласно ФГОС

ДО включает :

Технология -это совокупность приемов, применяемых в

каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные

креативные технологии и стереотипные элементы

образования, доказавшие свою эффективность в

процессе педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии:

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

-ритмопластика и т. д.

Технология проектной деятельности

Метод проектов становится все более востребованным в

образовательном процессе дошкольных учреждений, так

как затрагивает все сфера развития личности ребенка, в т.ч.

и речевое развитие. Сущность этого метода определяется

как способ достижения дидактической цели через

детальную разработку проблемы, лично значимой для

ребенка, которая должна завершиться практическим

результатом, оформленным в виде конечного продукта:

альбома рисунков, рассказов, выставки поделок, коллажа,

праздника и т. п.

Мнемотехника

В переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное

запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об

особенностях объектов природы, об окружающем мире,

эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие

речи.

Мнемотехника помогает в развитии:

связной речи;

ассоциативного мышления;

зрительной и слуховой памяти;

зрительного и слухового внимания;

воображения;

ускорения процесса автоматизации и дифференциации

поставленных звуков.

Информационно – компьютерные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из

современных форм работы, в которой взаимоотношения

взрослого и ребенка выстраиваются посредством

технических видов коммуникации, позволяющих не

только общаться в равных условиях, но и

систематизировать знания, закреплять умения, свободно

их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных

игр для дошкольников педагоги создают компьютерные

презентации с использованием мультимедийного

оборудования (проектор, экран), что повышает интерес

детей к изучаемому материалу.

ТРИЗ технология

Основная задача использования ТРИЗ - это привить ребенку

радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми - доходчивость и простота в

подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы,

ситуации.

Приемы ТРИЗ : фантазирование, оживление неживых объектов,

увеличение, уменьшение.

В результате свободной деятельности с использованием элементов

ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается

застенчивость, развивается речь и логика, мышление.

Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к

действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат

Конструкторы LEGO

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный

образовательный конструктор LEGO «Построй свою историю». С

помощью данного конструктора дети придумывают свои

уникальные истории, пересказывают литературные произведения,

составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из

окружающей действительности и т.д. С

использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом

становится более эффективной.

Технология проблемного обучения

основывается на теоретических положениях

американского

философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Проблемное обучение - организация образовательной

деятельности, предполагающей создание под

руководством воспитателя проблемных ситуаций и

активную самостоятельную деятельность

воспитанников, в результате чего и происходит

речевое развитие.

Логоритмика

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в

которой различные движения сочетаются с произнесением

специального речевого материала под музыкальное

сопровождение, либо без него.

Логоритмика включает в себя: ходьбу в разных

направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус,

активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие

мелкой моторики.

Нетрадиционные техники

К ним относятся : Су - Джок терапия, различные массажеры

(шарики,карандаши, орехи, каштаны, мячики, аппликаторы и т.п.),

кинезеологические упражнения (упражнения «Колечко», «Цепочки,

«Ухо -нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»); упражнения для

развития мелкой моторики и зрительно - пространственного

гнозиса, кубики, мозаики, пазлы, танаграм, игрушки- головоломки и

т.п.).

Игры с песком развивают тактильно-кинестетическую

чувствительность, мелкую моторику рук, способствуют

расширению словарного запаса, развитию связной речи, помогают в

изучении букв. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное

воздействие на работоспособность коры головного мозга, а,

следовательно и на развитие речи.

В современной педагогике есть еще не мало технологий,

которые можно использовать для развития речи.

Но существуют определенные правила их использования:

1.Предлагаемый детям наглядный материал должен быть

доступен, прост и понятен.

2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал

(наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на

максимально возможное

количество органов чувств.

3.Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое

пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и

осмысление предмета объяснения.

Спасибо за

внимание!



В раздел образования