Автор: Чистякова Татьяна Валерьевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 119"
Населённый пункт: ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРЕПОВЕЦ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
"Инновационные
технологии в речевом
развитии дошкольников".
МАДОУ «Детский сад № 119»
Старший воспитатель
Чистякова Т.В.
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание
на слух;
текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
«Речевое развитие» согласно ФГОС
ДО включает :
Технология -это совокупность приемов, применяемых в
каком- либо деле, мастерстве, искусстве.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные
креативные технологии и стереотипные элементы
образования, доказавшие свою эффективность в
процессе педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
-ритмопластика и т. д.
Технология проектной деятельности
Метод проектов становится все более востребованным в
образовательном процессе дошкольных учреждений, так
как затрагивает все сфера развития личности ребенка, в т.ч.
и речевое развитие. Сущность этого метода определяется
как способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы, лично значимой для
ребенка, которая должна завершиться практическим
результатом, оформленным в виде конечного продукта:
альбома рисунков, рассказов, выставки поделок, коллажа,
праздника и т. п.
Мнемотехника
В переводе с греческого - «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об
особенностях объектов природы, об окружающем мире,
эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие
речи.
Мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации
поставленных звуков.
Информационно – компьютерные технологии
Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из
современных форм работы, в которой взаимоотношения
взрослого и ребенка выстраиваются посредством
технических видов коммуникации, позволяющих не
только общаться в равных условиях, но и
систематизировать знания, закреплять умения, свободно
их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.
Наряду с использованием развивающих компьютерных
игр для дошкольников педагоги создают компьютерные
презентации с использованием мультимедийного
оборудования (проектор, экран), что повышает интерес
детей к изучаемому материалу.
ТРИЗ технология
Основная задача использования ТРИЗ - это привить ребенку
радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми - доходчивость и простота в
подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы,
ситуации.
Приемы ТРИЗ : фантазирование, оживление неживых объектов,
увеличение, уменьшение.
В результате свободной деятельности с использованием элементов
ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается
застенчивость, развивается речь и логика, мышление.
Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к
действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат
Конструкторы LEGO
Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный
образовательный конструктор LEGO «Построй свою историю». С
помощью данного конструктора дети придумывают свои
уникальные истории, пересказывают литературные произведения,
составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из
окружающей действительности и т.д. С
использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом
становится более эффективной.
Технология проблемного обучения
основывается на теоретических положениях
американского
философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Проблемное обучение - организация образовательной
деятельности, предполагающей создание под
руководством воспитателя проблемных ситуаций и
активную самостоятельную деятельность
воспитанников, в результате чего и происходит
речевое развитие.
Логоритмика
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в
которой различные движения сочетаются с произнесением
специального речевого материала под музыкальное
сопровождение, либо без него.
Логоритмика включает в себя: ходьбу в разных
направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус,
активизирующие внимание;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие
мелкой моторики.
Нетрадиционные техники
К ним относятся : Су - Джок терапия, различные массажеры
(шарики,карандаши, орехи, каштаны, мячики, аппликаторы и т.п.),
кинезеологические упражнения (упражнения «Колечко», «Цепочки,
«Ухо -нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»); упражнения для
развития мелкой моторики и зрительно - пространственного
гнозиса, кубики, мозаики, пазлы, танаграм, игрушки- головоломки и
т.п.).
Игры с песком развивают тактильно-кинестетическую
чувствительность, мелкую моторику рук, способствуют
расширению словарного запаса, развитию связной речи, помогают в
изучении букв. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное
воздействие на работоспособность коры головного мозга, а,
следовательно и на развитие речи.
В современной педагогике есть еще не мало технологий,
которые можно использовать для развития речи.
Но существуют определенные правила их использования:
1.Предлагаемый детям наглядный материал должен быть
доступен, прост и понятен.
2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал
(наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на
максимально возможное
количество органов чувств.
3.Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое
пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и
осмысление предмета объяснения.
Спасибо за
внимание!