Автор: Кулева Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №2 г.Валдай"
Населённый пункт: г.Валдай. Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа внеурочной деятельности кружка "Волшебные ручки"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя школа №2 г. Валдай»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
кружка «Волшебные ручки»
Художественная направленность
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень ознакомительный
Автор-составитель:
Кулева Наталья Вячеславовна
Учитель начальных классов
МАОУ «Средняя школа №2 г. Валдай»
2023 г.
Пояснительная записка.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен
видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен
принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него
свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение
сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить
связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет
творческие способности.
Новые
жизненные
условия,
в
которые
поставлены
современные
обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои
новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация
этих
требований
предполагает
человека
с
творческими
способностями.
Актуальность данной темы я вижу в том, что в настоящее время особое
значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие
которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка
в обществе.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических
проблем, связанных с творческим развитием личности выдающиеся педагоги
20-х
и
30-х
годов:
А.В.Луначарский,
П.П.Блонский,
С.Т.Шацкий,
Б.Л.Яворский,
Б.В.Асафьев,
Н.Л.Брюсова.
Опираясь
на
их
опыт,
обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании
детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой,
Н.Л.Гродзенской,
М.А.Румер,
Г.Л.Рошалем,
Н.И.Сац
продолжали
и
продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого
развития детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до
тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало,
сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в
человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к
совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком
смысле этого понятия.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками,
спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития
ребенка,
способствует
физическому
развитию:
воспитывает
у
детей
способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает
нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда
способствуют
воспитанию
нравственных
качеств:
трудолюбия,
воли,
дисциплинированности, желания трудится.
Дети
познают
свойства
материалов,
овладевают
технологическими
операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая
свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и
невидимый
для
глаз
–
развитие
тонкой
наблюдательности,
пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа кружка художественного творчества «Умелые ручки»
рассчитана на один год обучения учащихся 7 - 11 летнего возраста. При
распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность,
существующие навыки и умения.
Рабочая программа составлена из расчета - 1 час в неделю, 68 часов в год.
Краткая характеристика процесса обучения:
В
зависимости
от
поставленных
задач
на
занятии
используются
разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения),
формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового
материала, информация познавательного характера о видах декоративно-
прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах.
Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и
оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания,
умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой,
картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в
изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно
переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до
моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому
обучающемуся
реально
открыть
для
себя
волшебный
мир
декоративно-прикладного
искусства,
проявлять
и
реализовывать
свои
творческие способности.
Декоративное
творчество
является
составной
частью
художественно-
эстетического образования федеральных образовательных стандартов..
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения
смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии,
истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит
детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто,
пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками
выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все
виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных
образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе
эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается
отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует
изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту
интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами
предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в
ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная
активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с
разнообразными
материалами
в
условиях
простора
для
свободного
творчества помогает детям познать и развить собственные способности и
возможности,
создаёт
условия
для
развития
инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и
характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в
жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно -
прикладного искусства в жизни;
освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
обучению
практическим
навыкам
художественно
-
творческой
деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с
идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления
с учетом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы;
знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики,
народными традициями и праздниками в России;
проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, походы в театр, на
выставки).
Цель программы:
развитие
творческих
способностей, мелкой
моторики
рук,
пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
способностей ориентироваться в информации;
овладение начальными
технологическими
знаниями,
трудовыми
умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами
планирования и организации трудовой деятельности, объективной
оценки своей работы;
воспитание трудолюбия,
уважительного
отношения
к
людям
и
результатам
их
труда;
практическое
применение
правил
сотрудничества в коллективной деятельности.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Расширить представления о многообразии видов декоративно -
прикладного искусства.
Познакомить
обучающихся
с
разными
видами
искусства,
с
различными техниками выполнения работ.
Формировать
эстетическое
отношение
к
окружающей
действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
Вооружить
детей
знаниями
в
изучаемой
области,
выработать
необходимые практические умения и навыки;
Реализовать
духовные,
эстетические
и
творческие
способности
воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное
мышление;
Воспитывать
художественно
-
эстетический
вкус,
трудолюбие,
аккуратность.
Содержание программы:
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших
школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с
изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить
свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также
развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что
представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих
способностей
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
индивидуальная,
фронтальная,
коллективное
творчество,
экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения
работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике
безопасности при работе с техническими средствами.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая
мотивационная
основа
художественно-творческой
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой
деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
понимания
необходимости творческой деятельности, как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой
деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия
в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
партнерам
в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять
поиск
нужной
информации
для
выполнения
художественно-творческой
задачи
с
использованием
учебной
и
дополнительной литературы;
использовать
знаки,
символы,
модели,
схемы
для
решения
познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
осознавать и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
использовать
методы
и
приёмы
художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Календарно - тематическое планирование
№
Содержание работы
Кол-во
часов
Работа с бумагой и картоном.
20
1-2
Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами.
Бабочки.
2
3-7
Художественное моделирование из бумаги путем
складывания из квадрата. Фигурки к стихотворению
«Путаница».
5
8-
11
Из истории аппликации. Обрывная аппликация.
Поросенок.
4
12-
13
Объемная аппликация. Аппликация из скрученной
бумаги. Лилия. Корова.
2
14-
16
Объемная аппликация из гофрированной бумаги.
Филин на ветке.
3
17-
20
Мозаика из газетных комков. Поделка «Барашек».
4
.
Работа с природным материалом.
6
21-
22
Понятие о флористике. Изготовление композиций из
засушенных листьев и цветов.
2
23-
24
Панно из семян. «Подсолнух»
2
25-
26
Объемные композиции из природных материалов.
2
Работа с пластилином.
10
27-
30
Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.
4
31-
32
Лепка конструктивным способом из разных частей.
Обрубовка. «Парусник».
2
33-
Налепные украшения. «Универсальный робот»,
2
34
«Принцесса».
35-
36
Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки
фантастических существ. Композиция по мифам.
2
Работа с тканью и нитками.
12
37-
40
Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из
ткани.
4
.
41-
44
Из истории ниток. Виды ниток. Куклы из ниток.
4
45-
48
Игрушка из ткани и картона «Мышка».
4
.
Работа с разными материалами.
18
49-
52
Из истории мозаики. Мозаика из кусочков
пластиковых трубочек. «Ветка сирени»
4
53-
56
Мозаика из карандашных стружек. «Дюймовочка».
4
57-
58.
Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина».
2
59-
60
Мозаика из ватных шариков. «Гномик»
2
61-
Мозаика из яичной скорлупы. «Аквариум»
4
64
65-
68
Итоговое занятие. Изготовление открытки по
замыслу.
4
Литература:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно –
прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева,
В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –
Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия /
И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие
для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е
изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач.
классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред.
В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго
поколения).
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб.
Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А.
Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Интернет-ресурсы.