Напоминание

Программа внеурочной деятельности кружка "Волшебные ручки"


Автор: Кулева Наталья Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №2 г.Валдай"
Населённый пункт: г.Валдай. Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа внеурочной деятельности кружка "Волшебные ручки"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя школа №2 г. Валдай»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

кружка «Волшебные ручки»

Художественная направленность

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень ознакомительный

Автор-составитель:

Кулева Наталья Вячеславовна

Учитель начальных классов

МАОУ «Средняя школа №2 г. Валдай»

2023 г.

Пояснительная записка.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен

видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен

принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него

свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение

сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить

связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет

творческие способности.

Новые

жизненные

условия,

в

которые

поставлены

современные

обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои

новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация

этих

требований

предполагает

человека

с

творческими

способностями.

Актуальность данной темы я вижу в том, что в настоящее время особое

значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие

которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка

в обществе.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических

проблем, связанных с творческим развитием личности выдающиеся педагоги

20-х

и

30-х

годов:

А.В.Луначарский,

П.П.Блонский,

С.Т.Шацкий,

Б.Л.Яворский,

Б.В.Асафьев,

Н.Л.Брюсова.

Опираясь

на

их

опыт,

обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании

детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой,

Н.Л.Гродзенской,

М.А.Румер,

Г.Л.Рошалем,

Н.И.Сац

продолжали

и

продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого

развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до

тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало,

сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в

человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к

совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком

смысле этого понятия.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками,

спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития

ребенка,

способствует

физическому

развитию:

воспитывает

у

детей

способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает

нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда

способствуют

воспитанию

нравственных

качеств:

трудолюбия,

воли,

дисциплинированности, желания трудится.

Дети

познают

свойства

материалов,

овладевают

технологическими

операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая

свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и

невидимый

для

глаз

развитие

тонкой

наблюдательности,

пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества «Умелые ручки»

рассчитана на один год обучения учащихся 7 - 11 летнего возраста. При

распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность,

существующие навыки и умения.

Рабочая программа составлена из расчета - 1 час в неделю, 68 часов в год.

Краткая характеристика процесса обучения:

В

зависимости

от

поставленных

задач

на

занятии

используются

разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения),

формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое

выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового

материала, информация познавательного характера о видах декоративно-

прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах.

Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и

оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания,

умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой,

картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в

изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно

переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до

моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность

каждому

обучающемуся

реально

открыть

для

себя

волшебный

мир

декоративно-прикладного

искусства,

проявлять

и

реализовывать

свои

творческие способности.

Декоративное

творчество

является

составной

частью

художественно-

эстетического образования федеральных образовательных стандартов..

Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения

смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии,

истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит

детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто,

пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками

выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все

виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных

образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе

эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается

отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует

изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту

интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами

предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в

ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная

активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с

разнообразными

материалами

в

условиях

простора

для

свободного

творчества помогает детям познать и развить собственные способности и

возможности,

создаёт

условия

для

развития

инициативности,

изобретательности, гибкости мышления.

Программа способствует:

развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и

характера;

помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в

жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно -

прикладного искусства в жизни;

освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;

обучению

практическим

навыкам

художественно

-

творческой

деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с

идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления

с учетом возможных художественных средств;

созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе

взаимопонимания коллективной работы;

знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики,

народными традициями и праздниками в России;

проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, походы в театр, на

выставки).

Цель программы:

развитие

творческих

способностей, мелкой

моторики

рук,

пространственного воображения, логического мышления, глазомера;

способностей ориентироваться в информации;

овладение начальными

технологическими

знаниями,

трудовыми

умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами

планирования и организации трудовой деятельности, объективной

оценки своей работы;

воспитание трудолюбия,

уважительного

отношения

к

людям

и

результатам

их

труда;

практическое

применение

правил

сотрудничества в коллективной деятельности.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Расширить представления о многообразии видов декоративно -

прикладного искусства.

Познакомить

обучающихся

с

разными

видами

искусства,

с

различными техниками выполнения работ.

Формировать

эстетическое

отношение

к

окружающей

действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

Вооружить

детей

знаниями

в

изучаемой

области,

выработать

необходимые практические умения и навыки;

Реализовать

духовные,

эстетические

и

творческие

способности

воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное

мышление;

Воспитывать

художественно

-

эстетический

вкус,

трудолюбие,

аккуратность.

Содержание программы:

Содержание программы определяется возрастными особенностями младших

школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с

изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить

свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также

развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что

представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих

способностей

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной

деятельности:

индивидуальная,

фронтальная,

коллективное

творчество,

экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность

обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром

иллюстративного материала.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения

работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике

безопасности при работе с техническими средствами.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

широкая

мотивационная

основа

художественно-творческой

деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и

внешние мотивы;

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам

самовыражения;

устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования

технологий и материалов;

адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой

деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней

позиции

обучающегося

на

уровне

понимания

необходимости творческой деятельности, как одного из средств

самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой

деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных

ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия

в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных

вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении

коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать

партнеру необходимую информацию как ориентир для построения

действия;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

партнерам

в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять

поиск

нужной

информации

для

выполнения

художественно-творческой

задачи

с

использованием

учебной

и

дополнительной литературы;

использовать

знаки,

символы,

модели,

схемы

для

решения

познавательных и творческих задач и представления их результатов;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать

умозаключения и выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с

исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и

сети Интернет;

осознавать и произвольно строить сообщения в устной и письменной

форме;

использовать

методы

и

приёмы

художественно-творческой

деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Календарно - тематическое планирование

Содержание работы

Кол-во

часов

Работа с бумагой и картоном.

20

1-2

Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами.

Бабочки.

2

3-7

Художественное моделирование из бумаги путем

складывания из квадрата. Фигурки к стихотворению

«Путаница».

5

8-

11

Из истории аппликации. Обрывная аппликация.

Поросенок.

4

12-

13

Объемная аппликация. Аппликация из скрученной

бумаги. Лилия. Корова.

2

14-

16

Объемная аппликация из гофрированной бумаги.

Филин на ветке.

3

17-

20

Мозаика из газетных комков. Поделка «Барашек».

4

.

Работа с природным материалом.

6

21-

22

Понятие о флористике. Изготовление композиций из

засушенных листьев и цветов.

2

23-

24

Панно из семян. «Подсолнух»

2

25-

26

Объемные композиции из природных материалов.

2

Работа с пластилином.

10

27-

30

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.

4

31-

32

Лепка конструктивным способом из разных частей.

Обрубовка. «Парусник».

2

33-

Налепные украшения. «Универсальный робот»,

2

34

«Принцесса».

35-

36

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки

фантастических существ. Композиция по мифам.

2

Работа с тканью и нитками.

12

37-

40

Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из

ткани.

4

.

41-

44

Из истории ниток. Виды ниток. Куклы из ниток.

4

45-

48

Игрушка из ткани и картона «Мышка».

4

.

Работа с разными материалами.

18

49-

52

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков

пластиковых трубочек. «Ветка сирени»

4

53-

56

Мозаика из карандашных стружек. «Дюймовочка».

4

57-

58.

Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина».

2

59-

60

Мозаика из ватных шариков. «Гномик»

2

61-

Мозаика из яичной скорлупы. «Аквариум»

4

64

65-

68

Итоговое занятие. Изготовление открытки по

замыслу.

4

Литература:

Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно –

прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева,

В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –

Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия /

И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие

для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е

изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач.

классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред.

В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго

поколения).

Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб.

Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А.

Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Интернет-ресурсы.



В раздел образования