Напоминание

"Социализация учащихся на уроках производственного обучения"


Автор: Леонтьев Алексей Иванович
Должность: учитель производственного обучения
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кольского района Мурманской области «Кольская средняя общеобразовательная школа»
Населённый пункт: город Кола
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация учащихся на уроках производственного обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




Социализация учащихся на уроках производственного обучения

Социализация личности – это процесс усвоения индивидуумом образов

поведения, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков,

позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями

к

общественно-полезной

практической

деятельности,

их

успешной

социализации имеет трудовое обучение, привитие учащимся положительного

отношения к труду. В коррекционных классах в решении данных задач

особое место занимают уроки трудового обучения.

В 10 и 11 классах дети с нарушениями интеллектуального развития

обучаются по программе с углубленной трудовой подготовкой. Главная цель

обучения и воспитания в данных классах – подготовка к самостоятельной

жизни через социальную и трудовую адаптацию. Группа мальчиков

занимается по профилю «Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту

зданий».

Производственное обучение в коррекционных классах ставит своей

целью подготовить в современном информационном постиндустриальном

обществе работников физического труда, способных самостоятельно и на

профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых

производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

1.Находить и использовать необходимую информацию.

2.Выдвигать идеи решения возникших задач.

3.Планировать, организовывать и выполнять работу.

4.Оценивать результаты работы на каждом из этапов. Корректировать

свою деятельность.

5.Формировать знания и умения в использовании средств и путей

преобразования материалов в условиях ограниченности ресурсов и свободы

выбора.

6.Способны к осознанному профессиональному самоопределению в

рамках

дифференцированного

обучения

и

гуманному

достижению

жизненных целей.

7.Формировать творческое отношение к качественному осуществлению

трудовой деятельности.

8.Приобрести общетрудовые и специальные знания, умения и навыки

на основе включения в разнообразные виды технологической деятельности

по созданию личностно или общественно значимых объектов труда.

10.Воспитать трудолюбие, потребность в труде.

11.Воспитать культуру личности, связанной с трудовой деятельностью.

12.Возможность

к

самопознанию,

изучению

мира

профессий,

выполнению

профессиональных

проб

с

целью

профессионального

самоопределения.

Программа «Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания»

включает теоретические и практические занятия. Программа содержит темы

по материаловедению, оборудованию, ремонтным работам, технологии

установки фурнитуры и ремонтно-монтажных работ, технологии столярных

работ, технологии отделочных работ, охране труда.

Основной

формой

обучения

является

учебно-практическая

деятельность

учащихся.

Все

виды

практических

работ

в

программе

направлены на освоение различных технологий обработки материалов

электромонтажных,

строительно-отделочных

и

ремонтных,

санитарно-

технических работ, расчётных и проектных операций.

В период обучения воспитанники нуждаются в руководстве и помощи,

трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения

несложных видов физического труда они хорошо адаптируются к условиям

обычного производства и могут работать с полной нагрузкой, наиболее

оптимальной для них является групповая форма организации труда(бригада).

На уроках производственного обучения обучающиеся 10-11 классов

получают навыки работы по следующим направлениям:

1.

Монтаж и установка окон из ПВХ. Для отработки навыков по

установке,

отделке,

регулировке

окон

ПВХ

и

подборке

соответствующих материалов и инструментов используем стенд,

имитирующий проём.

2.

Электромонтажные работы.

Для отработки навыков установки

светильников, ламп, розеток, выключателей, изготовлен стенд, на

котором доступно и наглядно можно всё показать и произвести

монтаж, демонтаж оборудования.

3.

Установка межкомнатных и входных дверей. Обучающиеся учатся

подбирать фурнитуру и инструмент для выполнения этих работ

4.

Оформление стен керамической плиткой, панелями ПВХ.

5.

Сантехнические работы, в том числе монтаж полипропиленовых

труб.

На примере одного из разделов программы "Профилактическое

обслуживание системы водоснабжения и канализационной системы здания"

рассмотрим трудовую деятельность учащихся.

На

уроках,

посвященных

теме

"Способы

монтажа,

соединения

трубопровода" обучающиеся ознакомились с системой водоснабжения

здания, её устройством и эксплуатацией. Изучили способы ремонта, освоили

несколько видов соединения водопроводных труб.

На практических занятиях подробно отработали один из способов

соединения водопроводных труб - "пайку". Выбор обоснован тем, что трубы

из ПВХ (полипропиленовые) доступны, экономичны и долговечны в

эксплуатации.

Обучение

основывалось

на

принципе

«от

простого

к

сложному», от самых элементарных и несложных элементов пайки к более

сложным способам с разветвлением, с использованием различных видов

фитингов.

И только после приобретения основных навыков работы с паяльником

и

трубами

ПВХ,

обучающиеся

приступили

к

пайке

узлов

деталей

водопровода.

Для проверки герметичности соединения деталей и узлов водопровода,

учителем совместно с обучающимися был изготовлен стенд для отработки

навыков

установки

смесителей,

раковин,

кранов,

отдельных

узлов

водопровода.

Стенд подключён к системе водоснабжения. При сборке узлов

трубопровода из стальных и чугунных труб с резьбовым соединением

проверяем на герметичность путём подключения к стенду. Обучающийся

может наглядно и сразу оценить качество своей работы.

Особое внимание уделяется правилам техники безопасности как при

работе с различными материалами, так и при работе с ручным и

электроинструментом.

Для закрепления навыка «пайки» в дальнейшем использовались

обрезки трубы, которую нарезали на кольца и спаивали между собой. В

результате работы получались несложные поделки в виде снежинки,

подставки, ёлочки, что вызывало ещё больший интерес к занятиям по данной

теме. В дальнейшем обучающиеся изготовили более сложные изделия, такие

как табурет, светильники, один из которых включается с помощью

водопроводного крана, подставка под отвёртки, складной стульчик, вешалки,

тележка для перевозки грузов, катушка, киянка, подсвечник. Все изделия

работоспособны и могут использоваться в быту.

Со своими поделками ребята принимают участие в конкурсах

различного уровня: районные конкурсы детского творчества «Искусство

деревообработки»,

«Новогодний

калейдоскоп»,

"Твори,

выдумывай,

пробуй.",

«Мир

моих

увлечений»,

открытом

фестивале

людей

с

ограниченными

возможностями

"Мне

через

сердце

виден

мир",

международном конкурсе "Весёлый снеговик", всероссийских конкурсах

"Здравствуй зимушка зима", "Поделки к Новому году", "Творчество без

границ".

Изучение предмета "Производственное обучение" по программе

"Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий" позволяет

заниматься всесторонним формированием, корректированием, развитием

личности

учащихся,

и

как

следствие,

расширять

набор

ценностных

ориентиров:

ценность

труда

и

творчества

как

естественное

условие

деятельности человеческой жизни. Таким образом, социализация детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

предполагает

не

только

определенный

уровень

их

трудовой

адаптации,

но

и

возможность

ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и

нормы поведения.

Навыки, приобретенные на уроках производственного обучения,

помогут выпускникам коррекционных классов МБОУ «Кольская СОШ»

определиться с выбором будущей профессии и быть конкурентоспособными

на современном рынке труда.



В раздел образования