Автор: Леонтьев Алексей Иванович
Должность: учитель производственного обучения
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кольского района Мурманской области «Кольская средняя общеобразовательная школа»
Населённый пункт: город Кола
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация учащихся на уроках производственного обучения"
Раздел: среднее образование
Социализация учащихся на уроках производственного обучения
Социализация личности – это процесс усвоения индивидуумом образов
поведения, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков,
позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями
к
общественно-полезной
практической
деятельности,
их
успешной
социализации имеет трудовое обучение, привитие учащимся положительного
отношения к труду. В коррекционных классах в решении данных задач
особое место занимают уроки трудового обучения.
В 10 и 11 классах дети с нарушениями интеллектуального развития
обучаются по программе с углубленной трудовой подготовкой. Главная цель
обучения и воспитания в данных классах – подготовка к самостоятельной
жизни через социальную и трудовую адаптацию. Группа мальчиков
занимается по профилю «Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту
зданий».
Производственное обучение в коррекционных классах ставит своей
целью подготовить в современном информационном постиндустриальном
обществе работников физического труда, способных самостоятельно и на
профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых
производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Для этого обучающиеся должны быть способны:
1.Находить и использовать необходимую информацию.
2.Выдвигать идеи решения возникших задач.
3.Планировать, организовывать и выполнять работу.
4.Оценивать результаты работы на каждом из этапов. Корректировать
свою деятельность.
5.Формировать знания и умения в использовании средств и путей
преобразования материалов в условиях ограниченности ресурсов и свободы
выбора.
6.Способны к осознанному профессиональному самоопределению в
рамках
дифференцированного
обучения
и
гуманному
достижению
жизненных целей.
7.Формировать творческое отношение к качественному осуществлению
трудовой деятельности.
8.Приобрести общетрудовые и специальные знания, умения и навыки
на основе включения в разнообразные виды технологической деятельности
по созданию личностно или общественно значимых объектов труда.
10.Воспитать трудолюбие, потребность в труде.
11.Воспитать культуру личности, связанной с трудовой деятельностью.
12.Возможность
к
самопознанию,
изучению
мира
профессий,
выполнению
профессиональных
проб
с
целью
профессионального
самоопределения.
Программа «Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания»
включает теоретические и практические занятия. Программа содержит темы
по материаловедению, оборудованию, ремонтным работам, технологии
установки фурнитуры и ремонтно-монтажных работ, технологии столярных
работ, технологии отделочных работ, охране труда.
Основной
формой
обучения
является
учебно-практическая
деятельность
учащихся.
Все
виды
практических
работ
в
программе
направлены на освоение различных технологий обработки материалов
электромонтажных,
строительно-отделочных
и
ремонтных,
санитарно-
технических работ, расчётных и проектных операций.
В период обучения воспитанники нуждаются в руководстве и помощи,
трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения
несложных видов физического труда они хорошо адаптируются к условиям
обычного производства и могут работать с полной нагрузкой, наиболее
оптимальной для них является групповая форма организации труда(бригада).
На уроках производственного обучения обучающиеся 10-11 классов
получают навыки работы по следующим направлениям:
1.
Монтаж и установка окон из ПВХ. Для отработки навыков по
установке,
отделке,
регулировке
окон
ПВХ
и
подборке
соответствующих материалов и инструментов используем стенд,
имитирующий проём.
2.
Электромонтажные работы.
Для отработки навыков установки
светильников, ламп, розеток, выключателей, изготовлен стенд, на
котором доступно и наглядно можно всё показать и произвести
монтаж, демонтаж оборудования.
3.
Установка межкомнатных и входных дверей. Обучающиеся учатся
подбирать фурнитуру и инструмент для выполнения этих работ
4.
Оформление стен керамической плиткой, панелями ПВХ.
5.
Сантехнические работы, в том числе монтаж полипропиленовых
труб.
На примере одного из разделов программы "Профилактическое
обслуживание системы водоснабжения и канализационной системы здания"
рассмотрим трудовую деятельность учащихся.
На
уроках,
посвященных
теме
"Способы
монтажа,
соединения
трубопровода" обучающиеся ознакомились с системой водоснабжения
здания, её устройством и эксплуатацией. Изучили способы ремонта, освоили
несколько видов соединения водопроводных труб.
На практических занятиях подробно отработали один из способов
соединения водопроводных труб - "пайку". Выбор обоснован тем, что трубы
из ПВХ (полипропиленовые) доступны, экономичны и долговечны в
эксплуатации.
Обучение
основывалось
на
принципе
«от
простого
к
сложному», от самых элементарных и несложных элементов пайки к более
сложным способам с разветвлением, с использованием различных видов
фитингов.
И только после приобретения основных навыков работы с паяльником
и
трубами
ПВХ,
обучающиеся
приступили
к
пайке
узлов
деталей
водопровода.
Для проверки герметичности соединения деталей и узлов водопровода,
учителем совместно с обучающимися был изготовлен стенд для отработки
навыков
установки
смесителей,
раковин,
кранов,
отдельных
узлов
водопровода.
Стенд подключён к системе водоснабжения. При сборке узлов
трубопровода из стальных и чугунных труб с резьбовым соединением
проверяем на герметичность путём подключения к стенду. Обучающийся
может наглядно и сразу оценить качество своей работы.
Особое внимание уделяется правилам техники безопасности как при
работе с различными материалами, так и при работе с ручным и
электроинструментом.
Для закрепления навыка «пайки» в дальнейшем использовались
обрезки трубы, которую нарезали на кольца и спаивали между собой. В
результате работы получались несложные поделки в виде снежинки,
подставки, ёлочки, что вызывало ещё больший интерес к занятиям по данной
теме. В дальнейшем обучающиеся изготовили более сложные изделия, такие
как табурет, светильники, один из которых включается с помощью
водопроводного крана, подставка под отвёртки, складной стульчик, вешалки,
тележка для перевозки грузов, катушка, киянка, подсвечник. Все изделия
работоспособны и могут использоваться в быту.
Со своими поделками ребята принимают участие в конкурсах
различного уровня: районные конкурсы детского творчества «Искусство
деревообработки»,
«Новогодний
калейдоскоп»,
"Твори,
выдумывай,
пробуй.",
«Мир
моих
увлечений»,
открытом
фестивале
людей
с
ограниченными
возможностями
"Мне
через
сердце
виден
мир",
международном конкурсе "Весёлый снеговик", всероссийских конкурсах
"Здравствуй зимушка зима", "Поделки к Новому году", "Творчество без
границ".
Изучение предмета "Производственное обучение" по программе
"Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий" позволяет
заниматься всесторонним формированием, корректированием, развитием
личности
учащихся,
и
как
следствие,
расширять
набор
ценностных
ориентиров:
ценность
труда
и
творчества
как
естественное
условие
деятельности человеческой жизни. Таким образом, социализация детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
предполагает
не
только
определенный
уровень
их
трудовой
адаптации,
но
и
возможность
ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и
нормы поведения.
Навыки, приобретенные на уроках производственного обучения,
помогут выпускникам коррекционных классов МБОУ «Кольская СОШ»
определиться с выбором будущей профессии и быть конкурентоспособными
на современном рынке труда.