Напоминание

Прогулки в детском саду


Автор: Юлдашева Салтанат Тулегеновна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 5" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Прогулки в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Прогулки в детском саду

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в

зависимости от вида предыдущей образовательной деятельности или занятия. Если

дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и

умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные

игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или

музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей:

«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие».

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают

осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и

осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением

открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и

важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему

развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на

прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются

потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее

близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение с

взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд

занимают в ходе прогулки особое место.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за

природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с

целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть

яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до

20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться

разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

• Живая природа: растения и животные;

• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь,

снег, текущие ручьи);

• Труд взрослых.

• Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.

д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и

качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину,

пространственное расположение частей и характер поверхности, а при

ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.)

• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и

развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом

сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную

последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас

наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и

разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В

них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий,

воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные

дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с

бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше

переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и

осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого

пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует

проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные

игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах

— элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный

теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений.

Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные,

которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:

для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в

равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья,

сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце

утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся

перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна,

увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях,

на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это

езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на

ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Виды прогулки (по месту проведения):

- на участке детского сада;

- пешеходные прогулки за пределы участка детского сада (старший дошкольный

возраст на расстояние до двух километров);

- в функциональных помещениях детского сада (навесы, веранды), при

плохой погоде.

Виды прогулок по тематике:

• Прогулки-походы. С детьми 5–7 лет возможно проводить пешие прогулки в

территории детского сада либо за его границами с учётом продуманного маршрута и

конечной цели. Данный вид прогулки тренирует выносливость дошкольников,

пробуждает способность наблюдать за окружающим миром, выделять то, что

поставлено задачей похода (поиск природного материала, узнавание видов птиц,

повтор правил дорожного движения). Осуществлять прогулки-походы нужно

несколько раз в учебном году (по одной в каждое время года), для того чтобы

воспитанники не потеряли заинтересованность к данному виду активности.

• Прогулка с персонажем. Данный вид прогулки включает в основе развлекательный

элемент и направлен на создание отличного настроения у воспитанников. В качестве

персонажа-ведущего прогулки, как правило представляет сказочный персонаж (его

роль выполняет педагог либо иной работник ДОУ согласно договорённости), он

поручает ребятам увлекательные задания, формируя проблемную ситуацию и

вовлекая к участию в подвижных играх.

• Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и

психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона,

удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их

организации могут быть многообразны и вариативны, поскольку зависят не только

от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой

насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей

на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей

группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.

Прогулка-событие может быть посвящена как определенной теме (День

космонавтики, День защитников Отечества, День Победы, День города, День знаний

и др.)

• Трудовые акции направлены на реализацию поддержания порядка на

территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы

аналогичные прогулки с преобладанием общественной трудовой деятельности

закреплялись в памяти детей. Можно создавать стенгазеты с информацией о

проведенной работе, выполнять фотоколлажи для информативного стенда ДОУ.

• Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Ведутся

подобные прогулки в разное время года, акцентируя интерес детей в важности

закалки.

Организация целевой прогулки требует от воспитателя определённых

организационных умений, затрат времени на подготовку и оформление

документации. Выход за пределы детского сада не проводится без согласования с

родителями, утверждения маршрута администрацией по заявлению руководителя

прогулки с указанием количества воспитанников, сопровождающих.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут

цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания

детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но

видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель,

который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и

видеть, дети захотят узнать больше.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные

игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они

вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают

вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в

группу.

П.11.5 Сан Пин «Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок

составляет 3 – 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной

образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При

температуре воздуха ниже -15 градусов и скорости ветра более 7 м/с

продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Нормативные показатели:

-для детей ясельных и младших групп до -12С;

-для детей средних групп до -15С;

- для детей старших групп до -20С;

-для детей подготовительных групп до -20С.



В раздел образования