Автор: Желтухина Людмила Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №129 г. Мурманска
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Москва - Сердце России" - логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ (Педагогическая мастерская "Патриотическое воспитание средствами физической культуры как основа формирования личности гражданина РФ")
Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ. Педагогическая мастерская
«Патриотическое воспитание средствами физической культуры как основа
формирования личности гражданина РФ».
Тема занятия: «Москва – Сердце России».
Цель: Обобщение и закрепление знаний о Москве – столице России с использованием
двигательно-моторных упражнений.
Задачи: 1. Образовательные.
- Закреплять знания о главном городе России – Москве: истории и
достопримечательностях;
- познакомить с гимном Москвы;
- познакомить с подвигом Лизы Чайкиной;
2. Коррекционные.
- Обогащать словарный запас;
- развивать умение правильно, четко и логично отвечать на вопросы;
- развивать навыки словообразования, подбора родственных слов;
- развивать навыки связной речи;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, образное и
словесно-логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, мышц органов дыхания и речевого
аппарата.
3. Воспитательные.
- Формирование личности гражданина РФ;
- воспитание патриотических чувств у детей, любви и гордости за свою страну;
- закреплять навыки коллективной работы.
Оборудование: экран, слайды о Москве в презентации «Москва – сердце России»,
гимнастерки, пилотки, фуражка, флажки, запись «Гимн России».
Ход занятия.
1). Вступление. Вход в зал. Здороваются. Садятся на стулья.
1. Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить маленькое путешествие в один
очень красивый город. А вот в какой, вы догадайтесь сами. В этом вам поможет
стихотворение.
Здесь Кремль
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город.
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава.
Столица Родины –… (Москва)
- По каким словам поняли? (Кремль, Красная площадь, столица Родины)
- Слайд Москва.
2. Полетим на самолете. Встаньте, повернитесь направо, руки в стороны. «Запускаем
двигатель»: носом вдох, губы вытягиваем – выдох (5). «Летим». 1 круг по залу.
Самолет летит, самолет гудит
У-у-у-у, я лечу в Москву! (тихо, громко).
Садятся на стулья.
3. Логопед: - У каждого человека есть сердце. Без него он не может жить. (Показать, левая
рука). У нашей страны России тоже есть сердце, самый главный город, столица Москва! О
Москве сложено множество стихов, пословиц, поговорок. Послушайте, какими теплыми
словами говорил о Москве А.С. Пушкин:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
4. - Чем отличается столица от других городов? (Столица является самым красивым
городом страны. Столица отличается от других городов тем, что в ней работает президент
нашей страны.)
2) Основная часть.
1. Расширение словаря. Этимология слова «Москва»
Логопед: - Ребята, а откуда появилось название Москва? (От названия Москвы-реки)
Слайд «Москва-река»
Ребенок: Давным-давно, на месте современной Москвы рос огромный дремучий лес, и
текла река. Места около реки были болотистыми, чтобы добраться до воды, приходилось
строить маленькие мостики. И реку стали называть Моствой, а потом Москвой.
- А как следует называть жителей Москвы? (Москвичи, москвич, москвичка)
2. Работа с родственными словами. Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед: - Встанем, образуем круг, сыграем в «Волшебный мяч».
- Как называется столица нашей Родины? (Москва).
- Как называются жители Москвы? (Москвичи).
- Какие улицы в Москве? (Московские).
- Как называют жителя Москвы? (Москвич).
- Как называют жительницу Москвы? (Москвичка).
- Как называют места под Москвой? (Подмосковье).
- Какие слова вы запомнили? (Москва, москвичи, московские, москвич, москвичка,
Подмосковье).
3. Кремль. Слайды Кремля (дубовый, белокаменный, кирпичный)
Логопед: - В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от
них, построили крепость. -Как она называлась? (Кремль).
- Как можно понять, что Кремль действительно крепость? (Высокие стены и бойницы).
Да, стены Кремля очень высокие – с трехэтажный, а в некоторых местах и с
шестиэтажный дом.
-Что такое Бойница? (Это отверстие в стене для ведения огня и защиты защитников
крепости.)
- На протяжении 8 с половиной веков Кремль менял свой облик: он был из дуба, значит
какой? (дубовый), потом из белого камня (белокаменный), а 500 лет назад из кирпича
(кирпичным) стал красным.
- Сегодня Московский Кремль похож на небольшой город. В нем есть церкви, музеи,
памятники. А еще здесь находится здание, где работает президент России.
-Какие две удивительные достопримечательности находятся в Кремле? (Царь – пушка и
Царь – колокол). - Это – памятники литейному искусству. Почему они так названы?
(Такие
названия
они
носят
из-за
своего
большого
размера).
(Слайды:
Здание
правительства, Царь-пушка, Царь-колокол).
4. Координация речи с движением: «Москва»
Логопед: - Встанем в круг, расскажем упражнение «Москва».
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
Идут по кругу взявшись за руки
И посады, и деревни, и палаты,
и дворцы!
Остановились, держась за руки, на каждое слово
поднимают, затем опускают руки
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах.
Держась за руки, делают большой круг. Руки опустить
Сколько храмов, сколько
башен, на семи твоих холмах.
Удары кулачками: один кулачок вверху, другой внизу
(поменять положение).
У твоих домов старинных
Вырастают дерева.
Встать на носочки, руки в стороны «дерево»
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
5. Красная площадь. Слайд.
Логопед: - В Москве есть еще одно место, известное во всем мире, - это площадь. – Как
она называется? (Красная). – Почему так называется? (Красная, что значит красивая,
главная).
- В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней
проводят парады, торжества, праздники. По Красной площади прошли многие известные
люди, герои Великой Отечественной войны и герои наших дней.
6. Работа над пословицами и поговорками.
Логопед: - Не перечислить пословиц, поговорок, песен о Москве-столице. – Какие
пословицы вы знаете? (Москва — сердце России.
Москва — всем городам мать.
Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.
Москвой-столицей весь народ гордится.
Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву).
7.Мелкая моторика: «Россия»
Логопед: - Потренируем наши пальчики.
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Загибают по одному пальцу на обеих руках
Есть и клёны, и дубы,
Пальцы на обеих руках изображают «ветки»
(сходятся и расходятся)
А какие есть грибы!
«Гриб» - кулачок одной руки прикрывает
ладонь другой
А ещё пекут в печи
«Хлопки» То одна рука сверху, то другая
Вот такие калачи!
«Калачи» Соединить кончики пальцев рук.
8. Рассказ с Подвиге Лизы Чайкиной. Слайды о параде 7 ноября 1941г.
Логопед: - 7 ноября 1941г. во время ВОВ именно с Красной площади защитники Москвы
уходили прямо на фронт на защиту Родины. О параде на Красной площади должна была
рассказать людям Лиза. (Слайд Лиза Чайкина)
- Лиза Чайкина — символ несгибаемой русской воли и мужества. Она была организатором
партизанского отряда. Смелая и энергичная, участвовала в разведке, добывала ценную
информацию о вражеских войсках. Научилась обращаться с винтовкой и пулемётом.
Ходила по деревням, собирала людей, читала им сводки о положении на фронте, чтобы
вселить в сердца людей надежду и поддержать веру в победу.
-14 деревень обошла Лиза, но схватили ее фашисты. Они требовали, чтобы Лиза предала
своих товарищей и сказала, где партизанская база. Но Лиза так и ничего не сказала. Тогда
её вывели к реке Волге и расстреляли.
-За отвагу и героизм, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких
захватчиков, указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1942 года Елизавете
Ивановне Чайкиной присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
9. Инсценировка.
- Послушайте стихи Марии Комиссаровой «Лиза Чайкина».
3). Заключение.
1. Итог занятия.
Логопед: - О ком вы узнали? (О Лизе Чайкиной) - О чем мы говорили? (О Москве, о ее
достопримечательностях).
- Чему мы с вами учились? (Учились рассказывать о Москве. Учились рассказывать стихи.
Учились любить свою Родину. Учились быть патриотами). - А что значит быть
патриотом? (Быть патриотом – это значит любить свою Родину).
2. Песня с движениями (с флажками) «Дорогая моя столица» («Моя Москва») —
советская песня о Москве времён Великой Отечественной войны. С 14 июля 1995 года —
официальный гимн Москвы. Авторы слов — Марк Лисянский и Сергей Агранян,
композитор — Исаак Дунаевский.
3. Оценка работы на занятии. Отлично. Конфета «Красная Москва». Прощание. Выход из
зала.