Автор: Наталья Ивановна Заигралова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №188"
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: разработка сюжетно-ролевой игры
Тема: Конспект сюжетно – ролевой игры «День рождения в кафе Солнышко"» в средней группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 188 город Киров»
Сюжетно – ролевая игра
в средней группе
"День рождения в кафе"Солнышко"
Составила: воспитатель Заигралова Н.И.
2023 год
Конспект сюжетно – ролевой игры
«День рождения в кафе "Солнышко" в средней группе
Цель: формирование в детях
способности к разнообразному ролевому
поведению.
Задачи:
- Развитие коммуникативных способностей.
- Формирование умения самостоятельно выбирать для себя роль, подбирать
предметы для реализации игры.
- Обогащение социального опыта детей (правила общения и поведения в кафе, в
такси);
- Развитие навыка диалогической речи и речевого взаимодействия;
Игровой материал:
Вывеска «Кафе Солнышко», салфетки на столы, подносы, фартуки, головные
уборы для поваров, фартучки для официантов, меню, игрушечные "деньги"
(карточки), сумки, кошельки, столы, стулья, посуда, салфетки, игрушечный
кассовый аппарат,
карандаши
и блокноты для записи заказов,
кухонные
принадлежности, бутафорские кондитерские изделия, игрушки - заместители и
т.д.
Табличка с надписью "Такси", игрушечный руль, головной убор для таксиста.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображение труда работников кафе.
Рассказы из личного опыта " Как я побывал в кафе"
Сюжетно – ролевые игры: «Приглашаем гостей», «Готовим пирожные», «Папа
пришел домой с работы», "Поездка на пикник" и др.
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?»
«Из чего приготовлено?».
Изготовление меню, лепка угощений из воздушного пластилина, соленого
теста и т.п..
Чтение стихов, загадок о профессиях, о продуктах питания. Разыгрывание
игровых
ситуаций -
«Администратор
приглашает
посетителей
в
кафе»,
"Праздничный денек" и др.
Персонажи игры( их игровые действия):
Именник (ца), посетители – гости, поздравляют именинника, знакомятся с
меню, делают заказ блюда, принимают пищу, оплачивают заказ.
Официанты:
подают меню,
принимают заказ,
передают заказ на кухню,
приносят блюдо посетителям, принимают оплату, убирают со столов.
Повара : готовят заказанное блюдо, передают готовое блюдо официанту.
делают молочные коктейли, мороженое, свежевыжатый сок, готовят чай, какао,
поддерживают чистоту и порядок.
Администратор:
встречает и приглашает посетителей, организует работу
персонала, занимается организацией торжественных мероприятий.
Водитель такси: принимает вызов, везет пассажиров по указанным адресам.
Ход игры.
1. Вход в игру.
Дети
заняты
самостоятельной
игровой
деятельностью
,а
педагог
рассматривает
альбом
с
иллюстрациями
различных
праздничных
мероприятий.
Педагог делится с детьми своими эмоциями.-
Ребята, я шла домой , и
увидела, как в небо кто- то запускал фейерверки и
мне так захотелось
праздника!
- Вы любите праздники?
-А какие вы знаете праздники?
- Какой ваш самый любимый праздник?
Педагог выслушивает ответы детей и продолжает подводить детей к
организации игры.
-А мой любимый праздник — это Новый год и день рождения. Новый год еще
далеко, да и день рождения у меня еще не скоро, жаль!
- А у кого скоро будет день рождения?
- Как здорово, а у кого уже было день рождения?
- Ребята, раз сегодня нет у нас праздника, то давайте его сами создадим,
представим, что у кого-нибудь сегодня день рождения? Хотите? И нам будет
очень весело, зачем ждать праздник, если можно его самим создать? Предлагаю
поиграть в "День рождения" !
- А где можно отпраздновать день рождения?
Выслушиваются предложения детей (дома, на природе, на даче, в кафе....).
- Очень хорошие идеи, как вы много знаете хороших мест.
Наверное, самый лучший вариант — это будет кафе, вы со мной согласны?
- Кто праздновал уже день рождения в кафе?( Дети поднимают руки)
- Тогда вы, наверное, обратили внимание на тех, кто работает в кафе?
Давайте перечислим( Дети называют профессии людей, занятых работой в
кафе).
- Ребята, а кого обычно приглашают на день рождения?( ответы детей).
- У нас нет возможности сейчас попасть в кафе, но мы можем организовать его
у нас в группе. Давайте вместе подумаем что нам для этого необходимо?
(Дети
вместе
с
воспитателем
обсуждают
и
организуют
игровое
пространство, подбирают атрибуты для игры, определяют
игровые
действия, распределяют роли, вступают в диалоги)
2. Распределение ролей.
-А кто же будет именинником? Как можно выбрать?
Воспитатель выслушивает ответы детей. Выбор именинника происходит по
желанию или с помощью считалочки . С помощью карточек - жеребьевок мы
может быстро распределить роли.
Воспитатель предлагает вытянуть карточки
из коробки, на которых
изображено условные обозначения ролей для игры: торт (именинник), подарки
(гости), повар, официант, администратор, повара, водитель ( такси).
- А как мы сможем добраться до кафе?( Варианты ответов). Но все таки на
такси быстрее и удобнее.
С помощью карточек - жеребьевок мы может быстро распределить роли.
3. Обсуждение ролевого поведения.
- Ребята, а какой может быть именинник ? А гости на празднике?
- А что должен уметь делать повар и официант?
- А как вы думаете , администратор нужен в кафе? Для чего он нужен? Что
будет делать?
Педагог выслушивает ответы детей и подводит итог.
4. Начало игры.
- Так как мы все приготовили и обо всем договорились, то предлагаю начать
игру.
- Встреча именинника с гостями. Дети поздравляют именинника, вручают
небольшие подарки - рисунки.
Возникла проблема- "Дома у именинника отключили электричество и день
рождения невозможно отмечать!"
Решение проблемы - выбор кафе и вызов такси, чтобы увезти всех туда.
Ролевой диалог (звонок в кафе) - "Здравствуйте, это кафе " Солнышко"? Мы
бы отпраздновать День рождения в вашем кафе! Это возможно? Тогда мы
скоро подъедем".
Аналогично происходит диалог между диспетчером такси и гостями.
Один из "детей - гостей" предлагает и вызвать "Такси" по "телефону" ...
Подъезжает " такси", дети усаживаются, называют адрес кафе . Водитель
доставляет их по указанному адресу. Дети благодарят водителя и отправляются
к кафе.
5. Центральная часть игры. Посещение кафе.
У входа в кафе гостей встречает "администратор", приветствует всех и
приглашает зайти. Дети рассаживаются, беседуют и ждут официанта.
Педагог
присаживается вместе с гостями за стол, так как его тоже
пригласили, и помогает детям организовать ролевой диалог, связанный с
празднованием Дня рождения.
- Давайте вспомним о правилах поведения в общественных местах.
Как
следует себя вести в кафе? (ответы детей)
- А вы знаете, как надо себя вести за столом?
Дети обсуждают правила поведения в кафе.
Педагог подводит итог:
Не нужно чавкать и сопеть,
А также головой вертеть,
Есть спокойно, аккуратно
Будет всем вокруг приятно.
Подходит официант
с меню, где схематически изображены различные
угощения.
Рекомендует - "Возьмите пирожные, они в нашем кафе очень вкусные..."
(Происходит речевое и ролевое взаимодействие).
Посетители:
Мы обязательно возьмем пирожные. Можно коктейль и
фрукты...
Официант: Как пожелаете.(Схематично зарисовывает в блокноте заказ).
Отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов.
Идет на кухню, передает заказ.Повар и его помощники готовят заказанные
блюда. делают коктейли и другие напитки.
Педагог помогает организовать
деятельность детей, согласовывает с
детьми действия, их последовательность, наблюдает за детьми во время
игры, корректирует, играет вместе с детьми, направляет ролевой диалог.
Официант на кухне взаимодействует с поварами, собирает все заказанное на
поднос, аккуратно подает,
красиво расставляет на столе. Администратор
следит за порядком в кафе.
- Приятного аппетита!
Дети: Большое спасибо.
(Игра продолжается, дети угощаются, общаются между собой и т.д.)
Воспитатель вместе с детьми кушают торт,играют, водят хоровод и
танцуют под музыкальное сопровождение.
Администратор сообщает , что кафе закрывается.
Педагог предлагает детям рассчитаться за заказ.
Администратор называет сумму, дети рассчитываются карточкой через
игрушечную кассу. Администратор вызывает для гостей такси. "Подъезжает"
такси, дети прощаются с работниками кафе ,"разъезжаются" по домам.
5.Подведение итогов игры.
В данном контексте решается задача: показать достижение игровой цели;
закрепить умение оценивать результат своей деятельности.
Педагог выражает искреннее восхищение, выражает признательность,
поощряет детей, организует подведение итогов, побуждает к активным
речевым высказываниям.
-Вам понравилось день рождения? Было весело? У нас получился настоящий
праздник? Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Все справились со своей ролью! Молодцы! Очень интересно поиграли!!!
Рефлексия
- Ребята, как называлось в игре кафе? (ответы детей)
- В какие профессии вы сегодня играли? (ответы детей)
- Как вы думаете, легко было вам исполнять свои роли? (ответы детей)
-Что лучше всего у вас получилось? (ответы детей)
- Кому что понравилось?
Вспомните, какие вежливые слова сегодня звучали? (ответы детей)
-Ребята, было так весело, спасибо вам, вы такие молодцы, мы словно побывали
на настоящем дне рождения!
-А пирожные, торты и прочие продукты можно использовать и в другой игре.
К примеру, в игре " Магазин". Вы сможете поиграть в нее в свободное время,
когда захотите ( Перспектива)
Педагог побуждает детей к использованию игры " Праздник в кафе"
в
самостоятельной деятельности.
-А сейчас нас ждет настоящий ужин. (Дети уходят в реализацию режимных
моментов).
Список используемой литературы:
Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. «Игра в дошкольном
возрасте», «Воспитание дошкольника» 2002г.
Зворыгина Е.В., Комарова Н.Н.
«Педагогические условия формирования
сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5.
Эльконин Д.Б. Психология игры ...— 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2010.
Юрова Л.А. «Играть - развивая, развивать - играя» // Дошкольная педагогика.
2004.