Автор: Андреева Наталия Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЛЦВР "Дар"
Населённый пункт: г. Лодейное Поле, Ленинградская область
Наименование материала: Проект - методическая разработка
Тема: "Изготовление дидактического развивающего пособия «Черепаха» для детей логопедической группы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Лодейнопольский центр внешкольной работы «Дар»
Проект по теме:
"Изготовление дидактического развивающего пособия «Черепаха»
для детей логопедической группы»
(рекомендован к использованию, как методическая разработка
для педагогов коррекционных дошкольных учреждений).
Разработчик проекта: Андреева Наталия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Лодейное Поле,
Ленинградская область,
2021 год.
Тема проекта: "Изготовление дидактического развивающего пособия
«Черепаха» для детей старшей логопедической группы
Цель проекта: Способствовать развитию мелкой и крупной моторики рук у
дошкольников с ОНР через игру с дидактическим развивающим пособием
«Черепаха».
Задачи проекта
(для детей):
1. Образовательные:
- пробудить интерес к познанию окружающего мира;
- научить детей самостоятельно завязывать шнурки, застегивать разные
застежки: пуговицы, замки «молнии» и т. д.
- обучать детей творчески импровизировать, развивать речь;
- добиваться, чтобы навыки, полученные в игре с «Черепахой», дети смогли
использовать в повседневной жизни.
2. Развивающие:
- развивать моторику рук и координацию в целом;
- развивать сенсомоторные навыки (соотношение руки и глаза);
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление;
- развивать умение работать в коллективе.
3. Воспитательные:
-воспитывать силу воли ребенка;
- воспитывать трудовые навыки с учётом возрастных и психологических
особенностей ребёнка;
- воспитывать уважительное отношение к труду;
- воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость,
взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста с речевыми и
психологическими проблемами.
Партнеры: логопед ДОУ, воспитатели, дети, посещающие логопедическую
группу в ДОУ.
Актуальность проблемы.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения
пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала,
что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений
пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах
нормы.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию
мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие
мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей дошкольного возраста;
улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас;
вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
С логопедией столкнулась лицом к лицу, когда мой любимый малыш
племянник вовремя не заговорил. Родителям с ребенком пришлось пройти кучу
обследований, разных специалистов: врачей и логопедов, и занятий, прежде,
чем мальчика в 5 лет определили в логопедическую группу.
Работа в такой группе разносторонняя. И все, что может помочь малышам в
развитии речи и овладении навыками самообслуживания, логопед нашей
группы старался использовать.
В логопедической группе занимаются дети с разными нарушениями, не только
речевыми.
.
При ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной
степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии
движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию
предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном
направлении.
Вот по этой причине и возникла необходимость в создании дидактического
развивающего пособия «Черепаха» для деток с речевыми проблемами здоровья.
Суть проекта:
Развивающая «Черепаха» представляет собой текстильное дидактическое
пособие, в котором все части тела прикреплены на "липучках" к туловищу.
Панцирь черепахи изготовлен из разноцветных многоугольников, достаточно
большой площади для размещения различных интересных и увлекательных
мобилей, развивающих ручки и удовлетворяющих детское любопытство.
В переднем секторе, за головой черепахи пришит карман из мягкой фланелевой
ткани с ясельным рисунком, затягивающийся на шнурок с помощью
карабинчика. Над карманом надпись МАМА из букв, связанных крючком из
разноцветных ниток и украшенных бусинками и бисером. Перекладинки в
буквах "А" зафиксированы на мелкие пуговки, их можно отстегивать . В
кармане "живут" 10 маленьких разноцветных "детей" Черепахи МАМЫ,
прикрепленных за хвостик к карману, " чтобы не разбежались" и,
соответственно, не потерялись. Дети могут их разглядывать, прощупывать (они
набиты синтепоном), считать, играть.
На соседнем с черепашатами пятиугольнике расположилось ОКНО с
настоящими прищепками от карниза, на которых закреплена красивая тюль с
детским рисунком. Эту штору можно закрепить к "окну" с разных сторон на
бант с помощью отделочной ленты. На "подоконнике " и вверху "окна"
пришиты разноцветные пуговицы в форме насекомых и животных - бабочки,
улитка, медвежонок.
С другой стороны от центрального многоугольника пришита девичья ЮБКА,
застегивающаяся по центральной линии на пуговицы и украшенная ремешком с
пряжкой, который можно расстегивать, и связанными крючком цветами,
прикрепленными на липучки.
Следующий мобиль, который очень притягивает детей, это ЯБЛОКО с
зелеными листьями, и спрятавшаяся в нем гусеница. Если потянуть за голову, то
гусеница высовывается из яблока, если потянуть за шнурочек снизу, то
гусеница уползает и прячется. Весь мобиль изготовлен из разноцветной пряжи в
технике вязания крючком.
Далее зимняя картинка: ДОМИК с дверью, застегивающейся на пуговицу, у
входа собачка -пуговка. Крыша со снегом -синтепоном наверху, который
искрится пришитым бисером. По краю крыши висят прозрачные сосульки-
бусинки. Из трубы идет дым из пряжи. Рядом с домом снеговик, из двух
"комков", прикрепленный на липучки и украшенный бусинами. С другой
стороны дома голый куст, вышитый черными нитками мулине. У подножия
дома и куста лежит снег - синтепон.
На следующем пятиугольнике на пришитую ромашку прилетела и села
БАБОЧКА. Ее разноцветные крылышки прикреплены к туловищу с помощью
ярких шнурков. Мобиль изготовлен в технике лоскутного шитья и вязания
крючком.
И, наконец, последний многоугольник, верхний, оформлен в виде ЦВЕТОЧНОЙ
ПОЛЯНЫ, где различные цветы - ромашка, колокольчик, незабудки, фиалки и
т. д., а также листики, связаны крючком и прикреплены к "полянке" с помощью
пуговиц и ленточек. Центральный персонаж пчелка (термоаппликация) очень
рада оказаться в таком цветнике.
Дно пособия по диагонали оформлено застежкой "молния", перекрытой
клапаном, для удобства набивки подушками.
Этапы создания дидактического развивающего пособия
«Черепаха».
Для изготовления данного пособия необходимо владеть навыками шитья и
вязания крючком.
Нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
бумага для выкроек, ножницы, сантиметровая лента, мел, линейка и угольник с
прямым углом, швейные и вязальные нитки разных цветов, швейные иглы для
ручного труда, крючки разных номеров, пуговицы разных цветов, диаметра и
формы, пряжка, бусинки и бисер, карабинчик, разъемная «молния»,
разноцветные лоскуты ткани разных размеров и качества, полиэтиленовая
пленка, прищепки для карниза, шнуры разных цветов, декоративная тесьма,
тесьма-косая бейка разных цветов, синтепон, постельные подушки для набивки
пособия.
Также необходимо оборудование:
швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник.
На ПЕРВОМ этапе нужно определиться с размерами будущего изделия, затем
составить выкройку с учетом припусков на швы. Каждый многоугольник, из
которого состоит панцирь, необходимо «посадить» на бязь, предварительно
продекатированную.
Также необходимо выкроить детали головы, четырех лап, хвоста и днища.
ВТОРОЙ этап более творческий – будем декорировать многоугольники.
Из остатков ткани, тюли, ниток, с использованием разноцветных ярких шнуров
и разной формы и цвета бусин, будем творить над каждой частью панциря в
отдельности.
-Свяжем крючком из разноцветных рядов столбиками с накидом 10 маленьких
черепашек, набитых синтепоном, чтоб потом вложить их в карман,
изготовленный из лоскута ткани, собранного в верхней части на шнурок для
затягивания кармана. К каждой черепашке привяжем длинный хвост
столбиками без накида, вошьем малышей вглубь кармана. Над карманом
свяжем слово из отдельных букв «МАМА» и пришьем к пятиугольнику.
Перегородки букв «А» свяжем с петельками на концах, чтобы можно их было
пристегнуть на пуговки.
-Далее приступим к оформлению «Окна». Нам понадобятся остатки тюли с
детским рисунком, шнур, прищепки для карниза, декоративная тесьма, пленка,
которая будет изображать стекло, квадрат ткани с природным рисунком и три
пуговицы – бабочка, мишка, улитка, для того, чтобы «посадить» их «на
подоконник», т.е. пришить к нижнему краю тесьмы.
Итак, приступим: зафиксируем квадрат ткани с пленкой наверху и обошьем их
по периметру декоративной тесьмой, настрачивая ее на основу. Окно готово.
Теперь закрепим с двух сторон «карниз» - веревку с нанизанными прищепками.
Тюль обошьем вокруг либо косой бейкой, либо в загиб см*см. По боковым
сторонам окна пришьем цветную тесьму достаточной длины для завязывания
ребенком бантика. «Посадим» игрушки-зверюшки из декоративных пуговиц.
-Следующая сторона «Черепахи» - зимняя картинка. Куст около дома можно
вышить петельным швом или швом назад иголка, сосульки сделать из
нанизанных на прочную нитку бусинок. Домик выполнен с закрывающейся на
пуговицу дверью. На крыше окошко – большая пуговица. Снеговик связан
крючком столбиками с накидом и состоит из двух, разных по диаметру, кругов.
Украшен бусинками. Детали снеговика прикреплены к основе липучками. Дым
из трубы изготовлен из вязальных ниток. Картинка украшена «снегом» –
синтепоном.
-Приступим к оформлению мобиля из бабочки, связанной крючком из
разноцветной пряжи столбиками с накидом и воздушными петлями. Бабочка
сидит на плоском цветке, пришитом к основе. Крылышки бабочки
присоединяются к ее туловищу при помощи шнуровки разноцветными
шнурками.
-Следующий мобиль - объемное яблоко, связанное крючком столбиками с
накидом, украшенное связанными листочками и имеющее в своем теле
отверстие, оформленное внутри связанной трубочкой, диаметром, равным
диаметру головы червячка. Червячок вяжется с головы столбиками без накида.
Тело червячка – это скрученный из ниток жгут, на одном конце которого
голова, а на другом большая деревянная бусина. Она необходима для того,
чтобы червячок не смог полностью выскочить из яблока, когда его ребенок
потянет за голову. Глазки – бисеринки, вышитая улыбка и чубчик на макушке
из маленького помпона. Червяк «прячется» в трубочку в яблоке. Яблоко с
листочками пришивается к основе.
- И последний пятиугольник с элементами одежды – юбкой. Нам понадобятся:
лоскут ткани, выкроенный трапецией, разрезанный в длину пополам для
оформления застежки на планку и пуговицы. Вверху юбки оформлен «пояс» и
ремешок из отделочной тесьмы с пластмассовой пряжкой. Юбка украшена с
двух сторон от застежки связанными крючком разноцветными нитками
цветами, прикрепленными с помощью липучки.
- Приступим к оформлению верхнего многоугольника – цветочной поляны.
Из остатков пряжи и тесьмы-косой бейки заготовим детали для оформления –
свяжем листья, разноплановые разноцветные цветы, создавая внутри элемента
отверстия для продевания тесьмы, достаточной для завязывания бантика и
пристегивания на пуговку. Пришиваем тесьму и мелкие пуговицы разной
фактуры на предварительно намеченные места. Нанизываем на них листики и
цветочки. В Центр «сажаем» пчелку, выполненную как термоаппликация, с
помощью горячего утюга и влажного проутюжильника.
- Из двух половинок днища пособия оформляем застежку «молния».
- Обрабатываем голову, лапы, хвост, создавая объем набивкой синтепоном.
Оформляем лицевую часть головы черепахи.
- Сметываем все детали панциря с изнаночной стороны по намеченным при
крое линиям, стачиваем на швейной машине, швы разутюживаем.
Выворачиваем через застежку «молния» на лицевую сторону. Намечаем места
крепления головы, лап и хвоста. Пришиваем на намеченные линии липучки.
Заполняем внутри пособие подушками через отверстие под «молнией».
Застегиваем, прикрепляем голову, лапы и хвост.
И Развивающая «Черепаха» ГОТОВА!
Экономическое обоснование проекта.
Так как изделие было изготовлено из остатков материалов и фурнитуры, из б/у
«молнии», из подушек, которые любезно предоставила кастелянша детского
сада, то материальные затраты для изготовления такого пособия = 0.
Заключение.
Работая над
изготовлением дидактического развивающего пособия «Черепаха»
для детей с проблемами речи, я прочувствовала всю важность и необходимость
этого пособия для малышей, для их полноценного развития, для успешной
подготовки к школе, для коммуникативной раскрепощенности таких детей.
Создавая мобиль за мобилем, сама испытывала радость от творчества.
Я считаю, что поставленная цель достигнута. Дети, логопед и воспитатели были
очень рады принять у себя в группе такую развивающую игрушку. Она у них
поселилась в игровом уголке. Малыши с большим удовольствие и упорством
играют с ней, занимаются приобретением и оттачиванием умений и навыков
завязывать, заплетать, считать, застегивать, прикреплять - в общем, ИГРАТЬ - с
удовольствием и с пользой для своего здоровья!
Литература.
1. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга». – М.,
Педагогика, 1973 г.
2. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник говорит плохо». – М., 1987 г.
3. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками м развиваем речь». – Спб, 1999 г.