Напоминание

"Изготовление дидактического развивающего пособия «Черепаха» для детей логопедической группы"


Автор: Андреева Наталия Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЛЦВР "Дар"
Населённый пункт: г. Лодейное Поле, Ленинградская область
Наименование материала: Проект - методическая разработка
Тема: "Изготовление дидактического развивающего пособия «Черепаха» для детей логопедической группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Лодейнопольский центр внешкольной работы «Дар»

Проект по теме:

"Изготовление дидактического развивающего пособия «Черепаха»

для детей логопедической группы»

(рекомендован к использованию, как методическая разработка

для педагогов коррекционных дошкольных учреждений).

Разработчик проекта: Андреева Наталия Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Лодейное Поле,

Ленинградская область,

2021 год.

Тема проекта: "Изготовление дидактического развивающего пособия

«Черепаха» для детей старшей логопедической группы

Цель проекта: Способствовать развитию мелкой и крупной моторики рук у

дошкольников с ОНР через игру с дидактическим развивающим пособием

«Черепаха».

Задачи проекта

(для детей):

1. Образовательные:

- пробудить интерес к познанию окружающего мира;

- научить детей самостоятельно завязывать шнурки, застегивать разные

застежки: пуговицы, замки «молнии» и т. д.

- обучать детей творчески импровизировать, развивать речь;

- добиваться, чтобы навыки, полученные в игре с «Черепахой», дети смогли

использовать в повседневной жизни.

2. Развивающие:

- развивать моторику рук и координацию в целом;

- развивать сенсомоторные навыки (соотношение руки и глаза);

- развивать индивидуальные творческие способности детей;

- развивать воображение, пространственное мышление;

- развивать умение работать в коллективе.

3. Воспитательные:

-воспитывать силу воли ребенка;

- воспитывать трудовые навыки с учётом возрастных и психологических

особенностей ребёнка;

- воспитывать уважительное отношение к труду;

- воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость,

взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста с речевыми и

психологическими проблемами.

Партнеры: логопед ДОУ, воспитатели, дети, посещающие логопедическую

группу в ДОУ.

Актуальность проблемы.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения

пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала,

что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений

пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах

нормы.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию

мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие

мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей дошкольного возраста;

улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас;

вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

С логопедией столкнулась лицом к лицу, когда мой любимый малыш

племянник вовремя не заговорил. Родителям с ребенком пришлось пройти кучу

обследований, разных специалистов: врачей и логопедов, и занятий, прежде,

чем мальчика в 5 лет определили в логопедическую группу.

Работа в такой группе разносторонняя. И все, что может помочь малышам в

развитии речи и овладении навыками самообслуживания, логопед нашей

группы старался использовать.

В логопедической группе занимаются дети с разными нарушениями, не только

речевыми.

.

При ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной

степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии

движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию

предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном

направлении.

Вот по этой причине и возникла необходимость в создании дидактического

развивающего пособия «Черепаха» для деток с речевыми проблемами здоровья.

Суть проекта:

Развивающая «Черепаха» представляет собой текстильное дидактическое

пособие, в котором все части тела прикреплены на "липучках" к туловищу.

Панцирь черепахи изготовлен из разноцветных многоугольников, достаточно

большой площади для размещения различных интересных и увлекательных

мобилей, развивающих ручки и удовлетворяющих детское любопытство.

В переднем секторе, за головой черепахи пришит карман из мягкой фланелевой

ткани с ясельным рисунком, затягивающийся на шнурок с помощью

карабинчика. Над карманом надпись МАМА из букв, связанных крючком из

разноцветных ниток и украшенных бусинками и бисером. Перекладинки в

буквах "А" зафиксированы на мелкие пуговки, их можно отстегивать . В

кармане "живут" 10 маленьких разноцветных "детей" Черепахи МАМЫ,

прикрепленных за хвостик к карману, " чтобы не разбежались" и,

соответственно, не потерялись. Дети могут их разглядывать, прощупывать (они

набиты синтепоном), считать, играть.

На соседнем с черепашатами пятиугольнике расположилось ОКНО с

настоящими прищепками от карниза, на которых закреплена красивая тюль с

детским рисунком. Эту штору можно закрепить к "окну" с разных сторон на

бант с помощью отделочной ленты. На "подоконнике " и вверху "окна"

пришиты разноцветные пуговицы в форме насекомых и животных - бабочки,

улитка, медвежонок.

С другой стороны от центрального многоугольника пришита девичья ЮБКА,

застегивающаяся по центральной линии на пуговицы и украшенная ремешком с

пряжкой, который можно расстегивать, и связанными крючком цветами,

прикрепленными на липучки.

Следующий мобиль, который очень притягивает детей, это ЯБЛОКО с

зелеными листьями, и спрятавшаяся в нем гусеница. Если потянуть за голову, то

гусеница высовывается из яблока, если потянуть за шнурочек снизу, то

гусеница уползает и прячется. Весь мобиль изготовлен из разноцветной пряжи в

технике вязания крючком.

Далее зимняя картинка: ДОМИК с дверью, застегивающейся на пуговицу, у

входа собачка -пуговка. Крыша со снегом -синтепоном наверху, который

искрится пришитым бисером. По краю крыши висят прозрачные сосульки-

бусинки. Из трубы идет дым из пряжи. Рядом с домом снеговик, из двух

"комков", прикрепленный на липучки и украшенный бусинами. С другой

стороны дома голый куст, вышитый черными нитками мулине. У подножия

дома и куста лежит снег - синтепон.

На следующем пятиугольнике на пришитую ромашку прилетела и села

БАБОЧКА. Ее разноцветные крылышки прикреплены к туловищу с помощью

ярких шнурков. Мобиль изготовлен в технике лоскутного шитья и вязания

крючком.

И, наконец, последний многоугольник, верхний, оформлен в виде ЦВЕТОЧНОЙ

ПОЛЯНЫ, где различные цветы - ромашка, колокольчик, незабудки, фиалки и

т. д., а также листики, связаны крючком и прикреплены к "полянке" с помощью

пуговиц и ленточек. Центральный персонаж пчелка (термоаппликация) очень

рада оказаться в таком цветнике.

Дно пособия по диагонали оформлено застежкой "молния", перекрытой

клапаном, для удобства набивки подушками.

Этапы создания дидактического развивающего пособия

«Черепаха».

Для изготовления данного пособия необходимо владеть навыками шитья и

вязания крючком.

Нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

бумага для выкроек, ножницы, сантиметровая лента, мел, линейка и угольник с

прямым углом, швейные и вязальные нитки разных цветов, швейные иглы для

ручного труда, крючки разных номеров, пуговицы разных цветов, диаметра и

формы, пряжка, бусинки и бисер, карабинчик, разъемная «молния»,

разноцветные лоскуты ткани разных размеров и качества, полиэтиленовая

пленка, прищепки для карниза, шнуры разных цветов, декоративная тесьма,

тесьма-косая бейка разных цветов, синтепон, постельные подушки для набивки

пособия.

Также необходимо оборудование:

швейная машина, утюг, гладильная доска, проутюжильник.

На ПЕРВОМ этапе нужно определиться с размерами будущего изделия, затем

составить выкройку с учетом припусков на швы. Каждый многоугольник, из

которого состоит панцирь, необходимо «посадить» на бязь, предварительно

продекатированную.

Также необходимо выкроить детали головы, четырех лап, хвоста и днища.

ВТОРОЙ этап более творческий – будем декорировать многоугольники.

Из остатков ткани, тюли, ниток, с использованием разноцветных ярких шнуров

и разной формы и цвета бусин, будем творить над каждой частью панциря в

отдельности.

-Свяжем крючком из разноцветных рядов столбиками с накидом 10 маленьких

черепашек, набитых синтепоном, чтоб потом вложить их в карман,

изготовленный из лоскута ткани, собранного в верхней части на шнурок для

затягивания кармана. К каждой черепашке привяжем длинный хвост

столбиками без накида, вошьем малышей вглубь кармана. Над карманом

свяжем слово из отдельных букв «МАМА» и пришьем к пятиугольнику.

Перегородки букв «А» свяжем с петельками на концах, чтобы можно их было

пристегнуть на пуговки.

-Далее приступим к оформлению «Окна». Нам понадобятся остатки тюли с

детским рисунком, шнур, прищепки для карниза, декоративная тесьма, пленка,

которая будет изображать стекло, квадрат ткани с природным рисунком и три

пуговицы – бабочка, мишка, улитка, для того, чтобы «посадить» их «на

подоконник», т.е. пришить к нижнему краю тесьмы.

Итак, приступим: зафиксируем квадрат ткани с пленкой наверху и обошьем их

по периметру декоративной тесьмой, настрачивая ее на основу. Окно готово.

Теперь закрепим с двух сторон «карниз» - веревку с нанизанными прищепками.

Тюль обошьем вокруг либо косой бейкой, либо в загиб см*см. По боковым

сторонам окна пришьем цветную тесьму достаточной длины для завязывания

ребенком бантика. «Посадим» игрушки-зверюшки из декоративных пуговиц.

-Следующая сторона «Черепахи» - зимняя картинка. Куст около дома можно

вышить петельным швом или швом назад иголка, сосульки сделать из

нанизанных на прочную нитку бусинок. Домик выполнен с закрывающейся на

пуговицу дверью. На крыше окошко – большая пуговица. Снеговик связан

крючком столбиками с накидом и состоит из двух, разных по диаметру, кругов.

Украшен бусинками. Детали снеговика прикреплены к основе липучками. Дым

из трубы изготовлен из вязальных ниток. Картинка украшена «снегом» –

синтепоном.

-Приступим к оформлению мобиля из бабочки, связанной крючком из

разноцветной пряжи столбиками с накидом и воздушными петлями. Бабочка

сидит на плоском цветке, пришитом к основе. Крылышки бабочки

присоединяются к ее туловищу при помощи шнуровки разноцветными

шнурками.

-Следующий мобиль - объемное яблоко, связанное крючком столбиками с

накидом, украшенное связанными листочками и имеющее в своем теле

отверстие, оформленное внутри связанной трубочкой, диаметром, равным

диаметру головы червячка. Червячок вяжется с головы столбиками без накида.

Тело червячка – это скрученный из ниток жгут, на одном конце которого

голова, а на другом большая деревянная бусина. Она необходима для того,

чтобы червячок не смог полностью выскочить из яблока, когда его ребенок

потянет за голову. Глазки – бисеринки, вышитая улыбка и чубчик на макушке

из маленького помпона. Червяк «прячется» в трубочку в яблоке. Яблоко с

листочками пришивается к основе.

- И последний пятиугольник с элементами одежды – юбкой. Нам понадобятся:

лоскут ткани, выкроенный трапецией, разрезанный в длину пополам для

оформления застежки на планку и пуговицы. Вверху юбки оформлен «пояс» и

ремешок из отделочной тесьмы с пластмассовой пряжкой. Юбка украшена с

двух сторон от застежки связанными крючком разноцветными нитками

цветами, прикрепленными с помощью липучки.

- Приступим к оформлению верхнего многоугольника – цветочной поляны.

Из остатков пряжи и тесьмы-косой бейки заготовим детали для оформления –

свяжем листья, разноплановые разноцветные цветы, создавая внутри элемента

отверстия для продевания тесьмы, достаточной для завязывания бантика и

пристегивания на пуговку. Пришиваем тесьму и мелкие пуговицы разной

фактуры на предварительно намеченные места. Нанизываем на них листики и

цветочки. В Центр «сажаем» пчелку, выполненную как термоаппликация, с

помощью горячего утюга и влажного проутюжильника.

- Из двух половинок днища пособия оформляем застежку «молния».

- Обрабатываем голову, лапы, хвост, создавая объем набивкой синтепоном.

Оформляем лицевую часть головы черепахи.

- Сметываем все детали панциря с изнаночной стороны по намеченным при

крое линиям, стачиваем на швейной машине, швы разутюживаем.

Выворачиваем через застежку «молния» на лицевую сторону. Намечаем места

крепления головы, лап и хвоста. Пришиваем на намеченные линии липучки.

Заполняем внутри пособие подушками через отверстие под «молнией».

Застегиваем, прикрепляем голову, лапы и хвост.

И Развивающая «Черепаха» ГОТОВА!

Экономическое обоснование проекта.

Так как изделие было изготовлено из остатков материалов и фурнитуры, из б/у

«молнии», из подушек, которые любезно предоставила кастелянша детского

сада, то материальные затраты для изготовления такого пособия = 0.

Заключение.

Работая над

изготовлением дидактического развивающего пособия «Черепаха»

для детей с проблемами речи, я прочувствовала всю важность и необходимость

этого пособия для малышей, для их полноценного развития, для успешной

подготовки к школе, для коммуникативной раскрепощенности таких детей.

Создавая мобиль за мобилем, сама испытывала радость от творчества.

Я считаю, что поставленная цель достигнута. Дети, логопед и воспитатели были

очень рады принять у себя в группе такую развивающую игрушку. Она у них

поселилась в игровом уголке. Малыши с большим удовольствие и упорством

играют с ней, занимаются приобретением и оттачиванием умений и навыков

завязывать, заплетать, считать, застегивать, прикреплять - в общем, ИГРАТЬ - с

удовольствием и с пользой для своего здоровья!

Литература.

1. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга». – М.,

Педагогика, 1973 г.

2. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник говорит плохо». – М., 1987 г.

3. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками м развиваем речь». – Спб, 1999 г.



В раздел образования