Напоминание

«Результативность, эффективность и производительность труда преподавателя «Детской школы искусств» в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ».


Автор: Сидяков Сергей Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им.В.И. Устинова"
Населённый пункт: город Карасук Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: «Результативность, эффективность и производительность труда преподавателя «Детской школы искусств» в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сидяков С.М.

преподаватель МБУДО «ДШИ им. В.И. Устинова»

Карасукского района Новосибирской области

Результативность, эффективность и производительность труда

преподавателя «Детской школы искусств»

в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных

образовательных программ.

Деятельность преподавателя «Детской школы искусств», как и любой трудовой

процесс, характеризуется результативностью, эффективностью и производительностью

труда.

Трудовой процесс преподавателя «Детской школы искусств» - это процесс

педагогического

воздействия

на

предмет

труда

с

целью

достижения

результата

педагогической деятельности, сопровождаемый затратами физической и нервной энергии.

С экономической точки зрения «Детскую школу искусств» можно сравнить с

производством, куда поступает сырье - обучающиеся. В результате трудовой деятельности

преподавателя в соответствии со стандартами качества («Федеральные государственные

требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных

предпрофессиональных

общеобразовательных

программ

в

области

музыкального

искусства», образовательные программы школы) выпускается продукт – обученные и

воспитанные граждане.

При этом, следует различать понятия результативности, эффективности и

оптимальности педагогического труда.

Результативность труда преподавателя характеризуется наличием изменений в

развитии учащихся. При этом оценка результата всегда соотносится с поставленными

целями.

Результат зависит от внешних и внутренних факторов и может быть как

прогрессивным,

позитивным,

так

и

регрессивным,

неожиданно

отрицательным.

Педагогическому работнику ДШИ следует учитывать, что одна и та же цель при

применении различных методик может быть достигнута с разными результатами.

Например, количество проведенных мероприятий с учащимися, концертов,

выступлений, участие в конкурсах, успеваемость, оформление документации и т.д. – все

это внешние формальные признаки оценки результативности труда педагогического

работника

ДШИ,

которые

не

свидетельствует

о

достижении

основной

цели

образовательного процесса.

При оценке результативности труда преподавателя ДШИ необходимо объективно

соотносить результат с поставленными целями. Также следует учитывать не только

достижение программных требований, но и активизацию резервов личности учащихся,

перспективу индивидуального развития каждого ребенка.

Результативность обучения

- это показатель освоения учащимися образовательной программы, его умение применить

знания на практике, его умение находить не один путь, а несколько эффективных путей

решения поставленной перед ними задачи.

Эффективность педагогического труда в ДШИ - это успешное достижение

запланированных

положительных

результатов,

то

есть,

соответствие

полученного

результата поставленным задачам, реализация учебных целей.

Оптимальность педагогической деятельности – это еще более узкое понятие, чем

результативность и эффективность. Оптимальность – достижение поставленной цели при

минимальных затратах ресурсов. Оптимальный результат – это наилучший результат в

данных условиях, достигнутый при минимальных затратах времени и усилий участников.

На эффективность педагогического труда в ДШИ влияют следующие факторы:

состояние мотивационной сферы и личностная вовлеченность преподавателя в свой труд,

владение современными технологиями организации труда, в том числе сокращение потерь

времени и ненужного расхода сил как преподавателя так и учащихся, творческий подход –

поиск

новых

форм,

открытость

педагогического

работника

к

профессиональной

обучаемости.

Важный экономический показатель, который применим к деятельности

преподавателя ДШИ – это производительность труда. В любых отраслях экономики

основной целью является увеличение количества производимого продукта с сохранением

прежнего уровня затрат, что приводит к увеличению дохода.

Как известно, производительность труда – это эффективность труда в процессе

производства.

Производительность

труда

измеряется

количеством

продукции,

произведенной в единицу времени.

Данный показатель применяется в основном для оценки деятельности

материального производства, в то время как в нематериальной сфере производительности

труда уделяется недостаточно внимания. Для работников нематериальной сферы

производительность представляет собой объем произведенной информации и оказанных

услуг. Таким образом, категорию «производительность труда» можно обозначить как

степень эффективности трудовых ресурсов, финансирования, психической энергии и

инновационных разработок, затраченных на реализацию образовательной программы в

ДШИ за определенный период времени.

Производительность труда преподавателя ДШИ рассчитывается по формуле:

Объем полученных учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с

требованиями образовательной программы ÷ Время работы = Производительность

труда

Ключевыми показателями производительности труда преподавателя ДШИ

являются выработка и трудоемкость.

Выработка - это результат работы за учебный час.

Трудоемкость - это количество учебных часов, необходимое для достижения

результата.

Таким образом, преподаватель ДШИ, который достигает необходимого результата с

большей

трудоемкостью

по

учебным

часам,

работает

с

более

низкой

производительностью труда, чем преподаватель, грамотно использующий в работе

факторы повышения производительности труда за единицу времени - урок.

Основные факторы, влияющие на производительность труда преподавателя ДШИ

подразделяются на три группы:

1) Технологические факторы: оснащенность компьютерами и электронными средствами

обучения, доступ к сети Интернет. Техническое и технологическое совершенствование

образовательного процесса в ДШИ, использование современного оборудования позволяет

сократить трудоёмкость и повысить выработку преподавателя. При этом необходимо

исключать в работе преподавателя ДШИ дублирование на бумаге информации,

размещенной

на

электронных

носителях.

Немаловажное

значениедля

повышения

производительности труда преподавателя ДШИ имеет степень износа материально-

технической базы, в том числе музыкальных инструментов, а также эргономика учебных

помещений.

2) Человеческий фактор: профессиональное здоровье преподавателя.

Среди причин,

негативно влияющих на профессиональное здоровье педагога

-высокая напряженность многоаспектной профессиональной деятельности;

-публичный характер деятельности; постоянное общение с людьми разного возраста,

требующее достаточного уровня коммуникативной компетентности;

-высокая

степень

психофизиологического

напряжения

и,

как

следствие,

психоэмоциональное

перенапряжение

в

течение

достаточно

длительного

периода

Педагогическая профессия входит в число профессий риска по эмоциональным нагрузкам.

Это связано с тем, что в силу особенностей детской психики ребенок, в первую очередь,

воспринимает и усваивает эмоционально окрашенную информацию. Это требует от

преподавателя

ДШИ

постоянного

напряжения,

что

резко

повышает

не

только

физическую, но и психическую нагрузку. Потенциал профессионального здоровья

преподавателя не менее важен, чем его специальная подготовка и профессиональные

качества. Низкий уровень профессионального здоровья снижает производительность,

эффективность результатов труда и влияет на продолжительность профессионального

возраста.

3) Организационные факторы: избыточное регулирование и контроль со стороны

непосредственных руководителей снижают производительность труда преподавателя

ДШИ. Творческий процесс невозможен в условиях ограничения автономии преподавателя

и свободы выбора методик.

Для определения уровня производительности труда преподавателя используются

показатели интенсивности и экстенсивности труда. С помощью экстенсивности труда

определяют продолжительность и использование рабочего времени.

Показатель

интенсивности труда измеряется количеством психической энергии, использованной за

определенный период времени, и показывает степень напряженности труда за это время.

С одной стороны, интенсивность труда представляет собой социально-экономическую

категорию,

включающую

такие

показатели,

как:

квалификация

педагогического

работника, стимулирование труда, организация труда, условия труда, отношения в

творческом коллективе, с другой – физиологические способности преподавателей:

возрастная

категория

работников,

работоспособность,

физиологическое

и

психоэмоциональное состояние.

Таким образом, для определения уровня результативности, эффективности и

производительности педагогического труда в процессе реализации дополнительных

предпрофессиональных

программ

в

области

искусств

должны

учитываться

все

показатели, оказывающие влияние на повышение трудоспособности преподавателей

«Детских школ искусств» и их стремление к самосовершенствованию.



В раздел образования