Автор: Сидяков Сергей Михайлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им.В.И. Устинова"
Населённый пункт: город Карасук Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: «Результативность, эффективность и производительность труда преподавателя «Детской школы искусств» в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ».
Раздел: дополнительное образование
Сидяков С.М.
преподаватель МБУДО «ДШИ им. В.И. Устинова»
Карасукского района Новосибирской области
Результативность, эффективность и производительность труда
преподавателя «Детской школы искусств»
в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных
образовательных программ.
Деятельность преподавателя «Детской школы искусств», как и любой трудовой
процесс, характеризуется результативностью, эффективностью и производительностью
труда.
Трудовой процесс преподавателя «Детской школы искусств» - это процесс
педагогического
воздействия
на
предмет
труда
с
целью
достижения
результата
педагогической деятельности, сопровождаемый затратами физической и нервной энергии.
С экономической точки зрения «Детскую школу искусств» можно сравнить с
производством, куда поступает сырье - обучающиеся. В результате трудовой деятельности
преподавателя в соответствии со стандартами качества («Федеральные государственные
требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных
программ
в
области
музыкального
искусства», образовательные программы школы) выпускается продукт – обученные и
воспитанные граждане.
При этом, следует различать понятия результативности, эффективности и
оптимальности педагогического труда.
Результативность труда преподавателя характеризуется наличием изменений в
развитии учащихся. При этом оценка результата всегда соотносится с поставленными
целями.
Результат зависит от внешних и внутренних факторов и может быть как
прогрессивным,
позитивным,
так
и
регрессивным,
неожиданно
отрицательным.
Педагогическому работнику ДШИ следует учитывать, что одна и та же цель при
применении различных методик может быть достигнута с разными результатами.
Например, количество проведенных мероприятий с учащимися, концертов,
выступлений, участие в конкурсах, успеваемость, оформление документации и т.д. – все
это внешние формальные признаки оценки результативности труда педагогического
работника
ДШИ,
которые
не
свидетельствует
о
достижении
основной
цели
образовательного процесса.
При оценке результативности труда преподавателя ДШИ необходимо объективно
соотносить результат с поставленными целями. Также следует учитывать не только
достижение программных требований, но и активизацию резервов личности учащихся,
перспективу индивидуального развития каждого ребенка.
Результативность обучения
- это показатель освоения учащимися образовательной программы, его умение применить
знания на практике, его умение находить не один путь, а несколько эффективных путей
решения поставленной перед ними задачи.
Эффективность педагогического труда в ДШИ - это успешное достижение
запланированных
положительных
результатов,
то
есть,
соответствие
полученного
результата поставленным задачам, реализация учебных целей.
Оптимальность педагогической деятельности – это еще более узкое понятие, чем
результативность и эффективность. Оптимальность – достижение поставленной цели при
минимальных затратах ресурсов. Оптимальный результат – это наилучший результат в
данных условиях, достигнутый при минимальных затратах времени и усилий участников.
На эффективность педагогического труда в ДШИ влияют следующие факторы:
состояние мотивационной сферы и личностная вовлеченность преподавателя в свой труд,
владение современными технологиями организации труда, в том числе сокращение потерь
времени и ненужного расхода сил как преподавателя так и учащихся, творческий подход –
поиск
новых
форм,
открытость
педагогического
работника
к
профессиональной
обучаемости.
Важный экономический показатель, который применим к деятельности
преподавателя ДШИ – это производительность труда. В любых отраслях экономики
основной целью является увеличение количества производимого продукта с сохранением
прежнего уровня затрат, что приводит к увеличению дохода.
Как известно, производительность труда – это эффективность труда в процессе
производства.
Производительность
труда
измеряется
количеством
продукции,
произведенной в единицу времени.
Данный показатель применяется в основном для оценки деятельности
материального производства, в то время как в нематериальной сфере производительности
труда уделяется недостаточно внимания. Для работников нематериальной сферы
производительность представляет собой объем произведенной информации и оказанных
услуг. Таким образом, категорию «производительность труда» можно обозначить как
степень эффективности трудовых ресурсов, финансирования, психической энергии и
инновационных разработок, затраченных на реализацию образовательной программы в
ДШИ за определенный период времени.
Производительность труда преподавателя ДШИ рассчитывается по формуле:
Объем полученных учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с
требованиями образовательной программы ÷ Время работы = Производительность
труда
Ключевыми показателями производительности труда преподавателя ДШИ
являются выработка и трудоемкость.
Выработка - это результат работы за учебный час.
Трудоемкость - это количество учебных часов, необходимое для достижения
результата.
Таким образом, преподаватель ДШИ, который достигает необходимого результата с
большей
трудоемкостью
по
учебным
часам,
работает
с
более
низкой
производительностью труда, чем преподаватель, грамотно использующий в работе
факторы повышения производительности труда за единицу времени - урок.
Основные факторы, влияющие на производительность труда преподавателя ДШИ
подразделяются на три группы:
1) Технологические факторы: оснащенность компьютерами и электронными средствами
обучения, доступ к сети Интернет. Техническое и технологическое совершенствование
образовательного процесса в ДШИ, использование современного оборудования позволяет
сократить трудоёмкость и повысить выработку преподавателя. При этом необходимо
исключать в работе преподавателя ДШИ дублирование на бумаге информации,
размещенной
на
электронных
носителях.
Немаловажное
значениедля
повышения
производительности труда преподавателя ДШИ имеет степень износа материально-
технической базы, в том числе музыкальных инструментов, а также эргономика учебных
помещений.
2) Человеческий фактор: профессиональное здоровье преподавателя.
Среди причин,
негативно влияющих на профессиональное здоровье педагога
-высокая напряженность многоаспектной профессиональной деятельности;
-публичный характер деятельности; постоянное общение с людьми разного возраста,
требующее достаточного уровня коммуникативной компетентности;
-высокая
степень
психофизиологического
напряжения
и,
как
следствие,
психоэмоциональное
перенапряжение
в
течение
достаточно
длительного
периода
Педагогическая профессия входит в число профессий риска по эмоциональным нагрузкам.
Это связано с тем, что в силу особенностей детской психики ребенок, в первую очередь,
воспринимает и усваивает эмоционально окрашенную информацию. Это требует от
преподавателя
ДШИ
постоянного
напряжения,
что
резко
повышает
не
только
физическую, но и психическую нагрузку. Потенциал профессионального здоровья
преподавателя не менее важен, чем его специальная подготовка и профессиональные
качества. Низкий уровень профессионального здоровья снижает производительность,
эффективность результатов труда и влияет на продолжительность профессионального
возраста.
3) Организационные факторы: избыточное регулирование и контроль со стороны
непосредственных руководителей снижают производительность труда преподавателя
ДШИ. Творческий процесс невозможен в условиях ограничения автономии преподавателя
и свободы выбора методик.
Для определения уровня производительности труда преподавателя используются
показатели интенсивности и экстенсивности труда. С помощью экстенсивности труда
определяют продолжительность и использование рабочего времени.
Показатель
интенсивности труда измеряется количеством психической энергии, использованной за
определенный период времени, и показывает степень напряженности труда за это время.
С одной стороны, интенсивность труда представляет собой социально-экономическую
категорию,
включающую
такие
показатели,
как:
квалификация
педагогического
работника, стимулирование труда, организация труда, условия труда, отношения в
творческом коллективе, с другой – физиологические способности преподавателей:
возрастная
категория
работников,
работоспособность,
физиологическое
и
психоэмоциональное состояние.
Таким образом, для определения уровня результативности, эффективности и
производительности педагогического труда в процессе реализации дополнительных
предпрофессиональных
программ
в
области
искусств
должны
учитываться
все
показатели, оказывающие влияние на повышение трудоспособности преподавателей
«Детских школ искусств» и их стремление к самосовершенствованию.