Автор: Щеголихина Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 50 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Культура безопасного поведения в быту"
Раздел: дошкольное образование
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
Аннотация: В данной статье подчеркивается важность целенаправленного и
систематического подхода в формировании у дошкольников осмысленного
отношения к вопросам собственной безопасности. Автор более подробно
рассматривает вопрос безопасного поведения в повседневной жизни, а также
дает практические советы по обучению детей основам безопасности.
Ключевые слова: ФОП, ФГОС, безопасность, система.
Одной из основных задач, которые стоят на контроле органов государственной
власти, является безопасность и комфортные условия для жизнедеятельности
граждан. Этот вопрос касается всех сфер общественной жизни, включая
образование.
В рамках работы по ФГОС и ФОП ДО безопасность занимает одно из ключевых
положений.
Важно
осознавать,
что
сформировать
у
воспитанников
ответственное отношение к собственной безопасности можно только через
комплексный подход и систематическую работу в данном направлении.
При планировании воспитательной работы с дошкольниками важно учитывать
их возрастные особенности. В данном возрасте дети еще не обладают
полноценными навыками оценки опасности и анализа ситуаций. Они не всегда
способны предвидеть возможные последствия своих действий. Поэтому
взрослым
необходимо
обеспечить
безопасность
и
защиту
детей
от
потенциальных угроз.
В рамках данной статьи ключевое внимание будет уделено вопросам бытовой
безопасности,
поскольку
статистика
показывает,
что
преобладающее
количество травм у детей происходят именно в домашней обстановке. В связи с
этим, мы хотели бы представить наиболее действенные приёмы и техники,
нацеленные на формирование навыков обеспечения безопасности в быту.
Игровая деятельность. Значение игры в обучении, действительно, огромно,
поскольку она способствует более эффективному усвоению материала, являясь
основной
деятельностью
ребенка
дошкольного
возраста.
Среди
многочисленных игровых приемов особое место занимает создание ситуаций из
повседневной жизни, таких как возгорание в квартире или бытовые травмы. Эти
игры позволяют детям не просто усвоить правила поведения в экстренных
ситуациях, но и на практике применить их, что способствует более глубокому
усвоению информации.
Чтение литературы. Написаны многие увлекательные сказки и рассказы,
которые не только развлекают детей, но и несут в себе важные уроки
безопасного поведения для детей. Чтение таких произведений вместе с
диалогами над содержанием является одним из эффективных методов, который
позволяет детям погрузиться в мир героев и пережить с ними описываемые
события, усваивая уроки и принимая правильные решения.
Одним из самых
известных произведений, которое освещает вопросы безопасности, является
«Кошкин дом» С. Маршака. Но, помимо этого, есть и другие обучающие сказки,
написанные современными авторами и педагогами.
Сочинение сказок и рассказов. Эта методика не только помогает детям
запомнить правила безопасности, но и развивает их творческий потенциал. Из
личного опыта я могу заметить, что дети с огромным удовольствием участвуют
в создании сказочных рассказов. Предлагая им такие темы, как «Сказка о Васе,
который спас квартиру от огня» или «Рассказы отважного щенка», мы не только
учим их правилам поведения, но и развиваем воображение, логику и
эмоциональную сферу.
ИЗО. Доказано, что дети лучше всего учатся через творчество. Ребенку полезно
самостоятельно создавать объекты своего воображения – это помогает укрепить
полученные знания в памяти.
ИКТ.
Современное
ДОУ
немыслимо
без
цифрового
оборудования.
Мультимедийные
презентации
позволяют
в
наглядной
форме
продемонстрировать детям ситуации из реальной жизни, тем самым уберечь их
от различных опасных ситуаций.
Завершая, стоит подчеркнуть, что для каждого педагога ключевым является
осознание важности планомерной, систематической и комплексной работы над
формированием основ безопасности у дошкольников. Ответственность за
формирование осознанных и безопасных действий лежит на нас, и только через
наше усердие и профессионализм мы сможем дать им надежный фундамент для
будущего.
Список информационных ресурсов:
1.
Авдеева Н. Н. Безопасность. Учебное пособие / Н. Н. Авдеева. - М.:
Детство-Пресс, 2019. - 144 c.
2.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К. Ю.
Белая. – М.: Наука, 2018. - 561 c.
3.
Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников.
Занятия.
Планирование.
Рекомендации
/
О.
В.
Чермашенцева.
-
М.:
Учитель, 2018. - 208 c.