Напоминание

Использование логико-математических игр в процессе интеллектуального развития современных дошкольников


Автор: Кашарная Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №40 "Дружба"
Населённый пункт: Г. Пятигорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование логико-математических игр в процессе интеллектуального развития современных дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование логико-математических игр в процессе интеллектуального развития

современных дошкольников

Интеллектуальное

развитие

детей

является

важнейшей

задачей

современного

дошкольного образования. Ее успешное решение позволяет осуществлять количественные

и

качественные

преобразования

психической

сферы

детей,

что

обеспечивает

формирование у них основ познавательной и мыслительной деятельности. Однако это

требует от педагогов отбора наиболее оптимальных средств. В качестве продуктивного

средства,

позволяющего

осуществлять

интеллектуальное

развитие

современных

дошкольников, выступают логико-математические игры.

Особенности логико-математических игр подробно охарактеризованы в работах А.В.

Белошистой [2], З.А. Михайловой и Е.А. Носовой [3]. Авторы определяют их в качестве

особого вида игр, основанных на гармоничном сочетании обучающих, развивающих и

игровых задач. Они построены на использовании играющими детьми математических

представлений и действий при решении задач, требующих совершения логических

операций. Их игровое содержание моделирует определенные логико-математические

отношения.

В практике работы с детьми дошкольного возраста используются разнообразные логико-

математические игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В.В.

Воскобовича и многие другие. В собственной практике работы в нашем детском саду

используются последние [1]. Основным преимуществом игр Воскобовича является

возможность одновременно формировать интерес и навыки познавательной деятельности,

систему представлений о логико-математических отношениях и закономерностях,

любознательность и интеллектуальную активность, а также совершенствовать знания о

геометрических фигурах, величинах.

С целью интеллектуального развития дошкольников мы включаем в работу следующие

игры В. Воскобовича:

-

игра

«Геоконт»,

способствующая

развитию

творческого

конструирования

геометрических фигур, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения);

- игра «Квадрат Воскобовича», благодаря которой у детей развиваются достаточно

сложные умения в области преобразования форм путем трансформации исходной фигуры

«квадрата) в другие;

-

игра

«Математические

корзинки»,

позволяющей

развивать

у

детей

числовые

представления, точность операций счета и вычисления;

- игра «Логоформочки», в которой дети постепенно развивают способность составлять

фигуры, одновременно осваивая представления о симметрии, а также совершенствуя

навыки творческого решения мыслительных задач;

- игра «Счетовозик», позволяющая развивать умение оперировать цифрами, как

выражениями количественных значений, способность понимать и применять при решении

задач представления о составе чисел, операции сложения и вычитания;

- игра «Игровизор», которая позволяет не только совершенствовать математические

представления и умения по начертанию цифр и букв, но развивать способности логически

мыслить, преобразовывать исходные фигуры в различные изображения, тренируя

творческое воображение.

Как показывает опыт, регулярное включение игр Воскобовича в работу с дошкольниками,

значительно повышает их интеллектуальное развитие и совершенствует математические

представления. Однако это возможно только при соблюдении следующих требований:

1. Введение каждой игры требует организации предварительного знакомства детей с ней:

с персонажами, образной терминологией, некоторыми игровыми заданиями.

2. Затем необходимо познакомить дошкольников с игровыми приемами, а также

возможными способами конструирования. При этом следует формировать у детей

способности к волевым усилиям в решении игровых задач, внимательное отношение в

действиям;

3. В процессе использования игр нужно развивать у дошкольников самостоятельности в

осуществлении игровых действий, творческий подход к ним, чтобы они могли уже сами

придумывать новые игровые задания и новые способы решения.

Итак, подводя итог, можно заключить, что грамотное и регулярное использование логико-

математических игр позволяет эффективно развивать интеллектуальные умения и

способности, формировать систему математических представлений и операций у

современных дошкольников.

Список использованной литературы

1. Воскобович, В.В. Развивающие игры Воскобовича: вчера, сегодня, завтра //

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 7. – с. 17-20.

2.

Белошистая,

А.В.

Формирование

и

развитие

математических

способностей

дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов

высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 400 с.

3. Михайлова, З.А., Носова, Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с

логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: Издательство

«Детство-пресс», 2015. – 128 с.



В раздел образования