Автор: Кашарная Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №40 "Дружба"
Населённый пункт: Г. Пятигорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование логико-математических игр в процессе интеллектуального развития современных дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Использование логико-математических игр в процессе интеллектуального развития
современных дошкольников
Интеллектуальное
развитие
детей
является
важнейшей
задачей
современного
дошкольного образования. Ее успешное решение позволяет осуществлять количественные
и
качественные
преобразования
психической
сферы
детей,
что
обеспечивает
формирование у них основ познавательной и мыслительной деятельности. Однако это
требует от педагогов отбора наиболее оптимальных средств. В качестве продуктивного
средства,
позволяющего
осуществлять
интеллектуальное
развитие
современных
дошкольников, выступают логико-математические игры.
Особенности логико-математических игр подробно охарактеризованы в работах А.В.
Белошистой [2], З.А. Михайловой и Е.А. Носовой [3]. Авторы определяют их в качестве
особого вида игр, основанных на гармоничном сочетании обучающих, развивающих и
игровых задач. Они построены на использовании играющими детьми математических
представлений и действий при решении задач, требующих совершения логических
операций. Их игровое содержание моделирует определенные логико-математические
отношения.
В практике работы с детьми дошкольного возраста используются разнообразные логико-
математические игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В.В.
Воскобовича и многие другие. В собственной практике работы в нашем детском саду
используются последние [1]. Основным преимуществом игр Воскобовича является
возможность одновременно формировать интерес и навыки познавательной деятельности,
систему представлений о логико-математических отношениях и закономерностях,
любознательность и интеллектуальную активность, а также совершенствовать знания о
геометрических фигурах, величинах.
С целью интеллектуального развития дошкольников мы включаем в работу следующие
игры В. Воскобовича:
-
игра
«Геоконт»,
способствующая
развитию
творческого
конструирования
геометрических фигур, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения);
- игра «Квадрат Воскобовича», благодаря которой у детей развиваются достаточно
сложные умения в области преобразования форм путем трансформации исходной фигуры
«квадрата) в другие;
-
игра
«Математические
корзинки»,
позволяющей
развивать
у
детей
числовые
представления, точность операций счета и вычисления;
- игра «Логоформочки», в которой дети постепенно развивают способность составлять
фигуры, одновременно осваивая представления о симметрии, а также совершенствуя
навыки творческого решения мыслительных задач;
- игра «Счетовозик», позволяющая развивать умение оперировать цифрами, как
выражениями количественных значений, способность понимать и применять при решении
задач представления о составе чисел, операции сложения и вычитания;
- игра «Игровизор», которая позволяет не только совершенствовать математические
представления и умения по начертанию цифр и букв, но развивать способности логически
мыслить, преобразовывать исходные фигуры в различные изображения, тренируя
творческое воображение.
Как показывает опыт, регулярное включение игр Воскобовича в работу с дошкольниками,
значительно повышает их интеллектуальное развитие и совершенствует математические
представления. Однако это возможно только при соблюдении следующих требований:
1. Введение каждой игры требует организации предварительного знакомства детей с ней:
с персонажами, образной терминологией, некоторыми игровыми заданиями.
2. Затем необходимо познакомить дошкольников с игровыми приемами, а также
возможными способами конструирования. При этом следует формировать у детей
способности к волевым усилиям в решении игровых задач, внимательное отношение в
действиям;
3. В процессе использования игр нужно развивать у дошкольников самостоятельности в
осуществлении игровых действий, творческий подход к ним, чтобы они могли уже сами
придумывать новые игровые задания и новые способы решения.
Итак, подводя итог, можно заключить, что грамотное и регулярное использование логико-
математических игр позволяет эффективно развивать интеллектуальные умения и
способности, формировать систему математических представлений и операций у
современных дошкольников.
Список использованной литературы
1. Воскобович, В.В. Развивающие игры Воскобовича: вчера, сегодня, завтра //
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 7. – с. 17-20.
2.
Белошистая,
А.В.
Формирование
и
развитие
математических
способностей
дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов
высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 400 с.
3. Михайлова, З.А., Носова, Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с
логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: Издательство
«Детство-пресс», 2015. – 128 с.