Автор: Евгения Резовна Мордвина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 93
Населённый пункт: Город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: открытое занятие по экологии "Путешествие в весенний лес"
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие по экологии в средней группе
«Путешествие в весенний лес».
Цель: выявление уровня сформированности экологических знаний и
представлений детей 4-5 лет;
Задачи:
выявить представления у детей о группах животных и птиц, о
различных средах обитания животных и птиц, о приспособленности их к
сезонам;
выявить представления у детей о бережном отношении к природе,
экологической воспитанности.
Материал:
Картинки с изображением перелетных и зимующих птиц; картинки
домашних и диких животных и их детенышей, запись голосов птиц, картинки
с изображением экологических знаков, картинки леса и деревенского дома,
рюкзак, материал для проведения опыта.
Ход занятия.
Воспитатель:
День необычный сегодня у нас:
Гостей мы приветствовать рады сейчас!
Смотрю я – вся собралась детвора -
За знаньями в путь отправляться пора.
— Ребята, посмотрите, у нас ещё один необычный гость. Кто это?
Дети: зайчик.
Воспитатель: правильно, это зайчик. Он принёс нам письмо.
Воспитатель: А вам интересно от кого это письмо? (ответы детей)
И мне очень интересно.
— Это письмо от девочки, которая жила с мамой, её очень любила
бабушка… однажды бабушка подарила девочке шапочку… Как вы думаете,
как зовут эту девочку? (ответы детей)
Воспитатель: прочтём письмо?
«Дорогие ребята, у меня беда, Серый Волк утащил у меня корзинку с
пирожками для Бабушки. Помогите, пожалуйста, отыскать её…
Воспитатель: поможем? (ответы детей)
(Продолжаю читать… Но для того, чтобы найти её, вам нужно
отправиться в лес и выполнить задания». Вы готовы? Итак, мы отправимся
по лесной тропинке на поиски корзинки для Красной Шапочки.
— Как вы думаете, на чём можно путешествовать (ответы детей)
— Я предлагаю отправиться в путешествие пешком.
Возьмите за руки, чтобы никто не потерялся…
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
— Посмотрите, вот и добрались мы до полянки. Что-то здесь
произошло?
Почему все животные перепутались? Я думаю, это первое задание для
нас…
- Перечислите кто здесь стоит?
- Возьмите животное и поселите его в то место, где оно проживает.
(Дети выполняют задание).
- Почему вы поставили этих животных рядом с домом?
- Как их можно назвать одним словом? (Домашние)
- Почему вы это животное поставили в лесу?
- Как можно назвать этих животных одним словом? (Дикие)
- Посмотрите, ребята, правильно мы выполнили задание? Ничего не
перепутали? (ответы детей).
- А теперь возьмите детёнышей и положите их рядом с мамой.
-Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, пирожок лежит, его
наверно Серый Волк уронил, давайте возьмём его с собой. (кладу пирожок в
рюкзак)
— Пойдём дальше?
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
— Вот ещё одна полянка.
- Ребята, послушайте, что за звуки слышны (звуки птиц)
-Правильно, посмотрите, вот и птицы! Всякие разные. Помогите
пожалуйста расселить птиц правильно. Возьмите каждый по птичке и
поселите перелетных на дерево, где тепло и солнышко, а зимующих дерево,
где холодно и снег.
-Молодцы, справились и с этим заданием. Посмотрите, ещё один
пирожок лежит, давайте возьмём и его с собой.
А мы с вами пойдем дальше по тропинке.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
-Ой! Тропа обрывается на краю реки. Как же нам перебраться на
другой берег? (ответы детей)
-Можно на лодке, на плоту, по веревке. Если переплавляться на лодке,
то из чего ее лучше сделать? У нас есть дерево, камни.
Опыт.
Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой
предмет пригодится нам:
Дерево – легкое, прочное, не тонет, потому что, оно легче, чем вода.
Камень – тяжелый, прочный, тонет, потому что он тяжелее воды.
Вывод: лодку лучше сделать из дерева, так как, оно прочное, легкое, не
тонет, потому что легче воды.
- Молодцы, справились и с этим заданием. Ещё один пирожок лежит,
возьмём и его с собой.
Физминутка.
Мои руки — это волны, гонит ветер их в перед.
Мои руки – крылья чаек, небо их к себе зовет.
Мои руки – это рыбки, плавают туда-сюда.
Мои руки – это крабы, разбежались кто куда.
- Вот мы и перебрались на другой берег, а здесь полянка. Присядем,
отдохнем и выполним ещё одно задание. Я вам буду загадывать загадки
загадаю. Слушайте внимательно. Все удобно устроились?
1. Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2. Тёплым днём, весною, в мае каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук, я жужжу! Я майский …(Жук)
3. Он пищит, когда летит! А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон. Кто, скажи, дружочек, он (Комар)
4. Он работник настоящий, очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей)
5. Надевает эта крошка платье красное в горошек.
И летать умеет ловко, это … (Божья коровка)
6. На узкой дорожке – голова да ножки.
Кто так медленно ползёт на себе свой дом везёт. (Улитка)
-Молодцы, справились и с этим заданием. Ещё один пирожок лежит, и
его с собой возьмём. Пойдём дальше.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
-Ребята,
посмотрите,
кто-то
нам
оставил
записку.
Слушайте
внимательно.
«Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать»
— Ребята, правильно это. Перед вами картинки с экологическими
знаками, объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу.
(Дети объясняют)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они;
На планете мы останемся одни.
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
-Молодцы, справились и с этим заданием. Вот ещё один пирожок
лежит, и его с собой возьмём. Пойдемте искать корзинку?
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
— Ребята, смотрите, кто-то сидит под кустом? Давайте посмотрим кто
это? (Волк)
-Здравствуй, Серый волк, ты не знаешь где корзиночка Красной
Шапочки?
Волк: - Здравствуйте, ребятишки! Расскажите сначала что вы знаете
обо мне тогда отдам вашу корзинку.
- Ребята, а что вы знаете о волке?
Волк – лесной житель, крупное животное, хищник, внешне похожий на
собаку, серого цвета.
О волке известно немало пословиц и поговорок: «Волка ноги кормят»,
«С волками жить – по-волчьи выть», «Волков бояться – в лес не ходить»,
«Как волка ни корми, он всё в лес смотрит».
- Ну, как, волк, тебе понравилось? Отдашь нам корзинку?
Волк: - какие вы молодцы, забирайте вашу корзинку.
— ребята, положим наши пирожки в корзину.
Ну что, ребята, понравилось вам, помогать Красной Шапочке?
А вот и Красная Шапочка (выходит Красная Шапочка).
Красная Шапочка: - Спасибо, ребята, что помогли мне отыскать
пирожки для бабушки. И за это моя мама испекла вам угощение.
- Спасибо, Красная Шапочка, а нам пора возвращаться в детский сад.
(под музыку вернулись на место).
Рефлексия
А теперь вспомним, по дороге кого мы встретили?
Кому мы помогли?
Что было вам интересно?
Что было вам трудно?
Воспитатель даёт в руки детям плакат из корзины с надписью:
«Любите и охраняйте природу!».
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
На этом занятие наше окончено. Спасибо, вам, большое.